Валовой доход как финансовая основа хозяйственной деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 14:31, курсовая работа

Описание

Прибыль и убытки представляют собой разницу между предварительной оценкой затрат и доходов и реально осуществленными затратами и полученными доходами. Причем эта разница может быть следствием выбора стратегии коммерческой деятельности.

В данной работе я уделю внимание категориям, относящимся к финансовым результатам предприятия, а именно - валовому доходу.

Содержание

Введение…………………………………………………………2
Глава 1: Понятие, экономическая сущность и источники образования доходов в торговле…………………………………..4

Глава 2: Анализ валового дохода на предприятии………………11

Глава 3: Планирование валового дохода на предприятии……...14

Глава 4: Анализ доходов розничного торгового предприятия на примере ООО «Копейка – Москва»………………………………...21

Заключение. Основные выводы.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 365.00 Кб (Скачать документ)

По данным рассматриваемого предприятия (табл. 2) наиболее значимыми по удельному весу в обороте являются товары, приобретённые по срочной оплате (33.28%) и товары, принятые на консигнацию (21.77%) (гр.4 табл. 2), рис. 1.

Рис. 1. Структура товарооборота по формам приобретения товаров

По удельному  весу в валовом доходе товары по срочной оплате ещё более значительны, чем в обороте, так как их удельный вес в сумме валового дохода оказался выше веса в обороте и составил 47.62% в отчётном периоде (гр. 10 табл. 2), рис. 2. (2 с.261)

Рис. 2. Структура валового дохода по формам приобретения товаров

Однако  этого нельзя сказать о консигнационных товарах, составляющих 12.04% в валовом доходе, так как удельный вес в валовом доходе у товаров с предварительной оплатой (21.01%), а также товаров, принятых с отсрочкой платежа и оплатой процентов за коммерческий кредит (12.32%) оказались выше при их меньшем проценте в обороте (13.77% и 18.8% в сравнении с 21.77% в обороте консигнационных товаров).

При относительно невысокой доле в обороте (13.77%) товары с авансовыми оплатами занимают большой  удельный вес в валовом доходе (21.01%), который уступает лишь доле товаров со срочной оплатой (47.62%). Удельные веса товаров с предварительной оплатой в отчётном периоде снижаются как в составе товарооборота, так и в составе валового дохода, что свидетельствует о наличии резервов увеличения дохода за счёт увеличения доли этих товаров в обороте будущего периода с учётом покупательского спроса.

Таблица 2  
ОЦЕНКА ВАЛОВОГО ДОХОДА ПО ФОРМАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТОВАРОВ

Товары  Товарооборот
период Абсолют-ное измене-ние

гр.3-гр.1

темп  роста,

%

гр.3/гр.1*100

предшествующий отчётный 
по  сумме  удельный  вес,% по сумме  удельный вес,%
Б 1 2 3 4 5 6
Принятые  по предварительной оплате (расчёты  авансовыми платежами), 2 200 14.0 2 234 13.77 34 101.55
Закупки по срочной оплате, 5 444 34.8 5 400 33.28 -44 99.19
из  них с оплатой за счёт банковского  кредита  1 100 7.02 1 050 6.47 -50 95.45
Принятые  на консигнацию  3 405 21.7 3 533 21.77 128 103.76
Принятые  с отсрочкой платежа и оплатой  процентов за коммерческий кредит 2 710 17.3 3 050 18.80 340 112.55
Принятые  на реализацию 1 907 12.2 2 010 12.39 103 105.40
Итого 15 666 100 16 227 100 561 103.58
Валовой доход  Себестоимость товаров 
период  абсолютное  изменение 

гр.9-гр.7

темп 

роста,

%

гр.9/

гр.7*

100

период  изменение

гр.14- гр.13

темп 

роста,

%

гр.14/

гр.13*100

предшествующий  отчётный  Предшест-вующий отчётный
по  сумме  удельный  вес, % по сумме  Удель-ный вес,%
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
673 21.48 750 21.01 77 111.44 1 527 1 484 -43 97.18
1 490 47.56 1 700 47.62 210 114.09 3 954 3 700 -254 93.58
165 5.27 160 4.48 -5 96.97 935 890 -45 95.19
450 14.36 430 12.04 -20 95.56 2955 3 103 148 105
330 10.53 440 12.32 110 133.33 2380 2 610 230 109.7
190 6.06 250 7.00 60 131.58 1 717 1 760 43 102.5
3 133 100.00 3 570 100 437 113.95 12 533 12 657 124 101
Уровень валового дохода в проц.  
к себестоимости
Уровень валового дохода в проц.  
к товарообороту
период  Изменение

гр.18-гр.17

Темп  роста, %

гр.18/

гр.17*

100

период  изменение

гр.22- гр.21

темп 

роста,

%

гр.24/

гр.23*100

базисный  отчётный предшествующий  отчётный 
17 18 19 20 21 22 23 24
44.07 50.54 6.47 114.7 30.59 33.57 2.98 109.75
37.68 45.95 8.26 121.9 27.37 31.48 4.11 115.02
17.65 17.98 0.33 101.9 15.00 15.24 0.24 101.59
15.23 13.86 -1.37 91 13.22 12.17 -1.04 92.09
13.87 16.86 2.99 121.6 12.18 14.43 2.25 118.47
11.07 14.2 3.14 128.4 9.96 12.44 2.47 124.84
25 28.21 3.21 112.8 20.00 22 2.00 110.01

Анализ  изменений также показывает, что  в отчётном периоде возрастает удельный вес товаров, принятых на консигнацию, а также товаров с отсрочкой платежа при оплате процентов за коммерческий кредит и принятых на реализацию товаров. Такие изменения позитивны для предприятий, эффективно использующих коммерческий кредит в обороте. (2 с.267)

С точки  зрения эффективности наиболее доходной формой приобретения товаров представляются закупки по авансовым платежам с  учётом скидок, представляемых поставщиками за предварительную оплату. Уровень  валового дохода этих товаров по отношению к себестоимости в отчётном периоде составил 50.54%, а по отношению к товарообороту 33.57%. Однако эта форма, при всей её привлекательности, является наиболее рискованной, так как оплата товаров, предполагающих их продажи в будущем, связана с наибольшей неопределённостью. И чем длиннее период прогнозируемых продаж, тем выше неопределённость и риск. Такая форма расчётов наиболее приемлема для товаров со стабильно растущим спросом.

Очевидно, такое снижение обусловлено ростом себестоимости по консигнационным товарам на 148 тыс. руб. и снижением валового дохода на 20 тыс. руб. При этом уровень валового дохода в отношении к себестоимости снизился на 1.37%.

По товарам, приобретённым в форме коммерческого  кредита с оплатой процентов, наблюдается рост объёмов продаж, валового дохода и себестоимости. Целесообразность увеличения себестоимости по этой форме приобретения характеризуется изменением уровня валового дохода в отношении к себестоимости. Увеличение этого уровня (на 2.99%) отражает эффект, оправдывающий увеличение себестоимости по данной форме.

Целесообразность  увеличения расходов по товарам, принятым на реализацию, обосновывается ростом валового дохода на 60 тыс. руб. и увеличением  уровня валового дохода к себестоимости на 3.14%.

Рост  уровня валового дохода по отношению к товарообороту оказался наивысшим по товарам с предварительной формой оплаты (2.98%), что при условии роста их товарооборота указывает на более правильный выбор торговой наценки по этим товарам и на перспективную целесообразность повышения их удельного веса в обороте. (2 с.270)

Анализ  также показывает, что при снижении удельного веса товаров, приобретаемых  по срочной оплате в обороте отчётного  периода, возрастает их удельный вес  по валовому доходу в сравнении с  прошлым периодом.

С точки зрения отчётной эффективности такие изменения можно считать позитивными. Но следует учесть и другое. Продажи товаров со срочной оплатой в отчётном периоде составили всего лишь 99.19% от прошлого периода. Рост уровня валового дохода по отношению к товарообороту по товарам со срочными расчётами на 4.11% при снижении их товарооборота свидетельствует либо о падающем спросе в связи с увеличением торговой наценки, либо о недостаточности запасов по данному виду товаров, что можно выявить по данным бухгалтерского учёта. Рост товарных запасов в отчётном периоде в сравнении с предшествующим при снижении товарооборота укажет на затоваривание и на необходимость принятия дополнительных мер по реализации соответствующих товаров, потребность в сокращении поставок. При снижении товарных запасов снижение товарооборота обусловливается недостатком товарного предложения, что требует соответствующего пополнения товарных запасов, например, посредством увеличения поставок.

Снижение  объёма продаж по товарам, приобретённым  по срочной оплате за счёт банковского кредита, привело к уменьшению суммы валового дохода по этой статье на 5 тыс. руб. Рост уровня валового дохода по отношению к себестоимости по данной форме приобретения товаров делает их более доходными, так как уровень валового дохода к себестоимости товаров по ним более высок (17.98%), чем по другим формам приобретения товаров (гр. 18 табл. 2), кроме товаров с предварительной оплатой. Однако снижение товарооборота по этой статье, как и в предыдущем случае, может быть связано с уменьшением спроса на данный товар либо с недостаточностью наличия товарных запасов. В первом случае возможно снижение торговой наценки в пределах издержек обращения по соответствующим группам. Причём чрезмерное снижение надбавки до уровня, не покрывающего издержки, нецелесообразно, так как оно приведёт к убыточности этих товаров. Методика определения издержек обращения по группам и наименованиям товаров и модель анализа издержкоёмкости и доходоёмкости товарных групп рассмотрена в специальной литературе.

Во втором случае потребуется пополнение товарных запасов в соответствии со спросом  покупателей.

Влияние изменений в структуре товарооборота  на изменение валового дохода можно рассчитать методом процентных чисел (табл. 3). (2 с.273)

Причём  структуру в этой методике можно  рассматривать в различных аспектах. Например, если предпринимателя интересует влияние соотношений различных товарных групп или наименований по ассортиментному признаку, то в состав графы «Б» табл. 3 следует включать соответствующие наименования или группы товаров, как в данном примере. Если руководство интересует влияние изменений соотношений товаров по формам закупок и расчётов, в таблицу включают товарные группировки, объединённые по признаку форм закупки или расчётов, которые рассматривались выше. В общем, товарные группы в управленческом учёте и анализе формируются по усмотрению руководства организации в соответствии с её практическими потребностями.

Оценивая  влияние изменений в ассортименте товаров, следует отметить, что доход  организации изменяется в той  степени, в какой увеличивается  или уменьшается в общем объёме товарооборота удельный вес товаров  с более высокими надбавками, и  наоборот. Увеличение надбавки без изменения структуры товаров также изменяет валовой доход. Для определения степени влияния товарной структуры на уровень дохода методом процентных чисел используем табл. 3.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3

ВЛИЯНИЕ СТРУКТУРЫ ТОВАРООБОРОТА  НА ВАЛОВОЙ ДОХОД

Товары  Товарооборот,

тыс. руб.

Удельный  вес в товарообороте, %. Средний уровень 

торговой надбавки, %.

Средний валовой доход от реализации товаров тыс. руб. Процентные  числа,

гр.4 * гр.5

Уровень валового дохода при отчётной структуре  товарооборота и базисном уровне валового дохода, гр.9/100
Предшествующий  период Отчёт-ный период Предше-ствующий период Отчёт-ный период Предше-ствующий период Отчёт-ный период Предше-ствующий период Отчёт-ный период
А Б 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Ткани 1 410 1 298 9.00 8.00 13 23.6 183.30 306.33 103.99   
2 Галантерея  4 700 5 679 30.00 35.00 16 20 752.00 1 135.80 559.96   
3 Обувь 1 567 1 460 10.00 9.00 28 30 438.76 438.00 251.93   
4 Хозяйственные товары 5 013 5 355 32.00 33.00 24 22 1203.12 1178.10 792.01   
5 Платья  2 976 2 435 19.00 15.01 18.66 21 555.32 511.35 280.01   
    В целом по предприятию  15 666 16 227 100 100 20.00 22.00 3 133 3 570 1 987.89 19.88

 

В этой таблице сначала определяют удельный вес товаров делением объёма продаж по каждой группе на товарооборот в  целом по предприятию по соответствующим  периодам. Затем определяют средний  валовой доход от продаж, как произведение товарооборота на средний уровень торговой надбавки по соответствующим периодам, с последующим делением на 100. После этого подсчитывают суммы среднего валового дохода товаров в целом по предприятию (итог гр.7 и гр.8 табл. 3).

Общий средний уровень торговой надбавки в целом по предприятию находится соответственно отношением суммы валового дохода в целом по предприятию к объёму продаж в целом по предприятию с последующим умножением на 100. (2 с.275)

Затем находят процентные числа умножением удельного веса каждой товарной группы отчётного периода на средний уровень торговой надбавки предшествующего периода по этой группе.

Далее рассчитывают сумму процентных чисел  по гр. 9. Разделив сумму процентных чисел на 100, получают общий уровень  валового дохода (в целом по предприятию) при отчётной структуре товарооборота и базисном (предшествующем) уровне торговых надбавок. Его ещё называют расчётным уровнем. Разность между расчётным уровнем и общим средним уровнем торговых надбавок предыдущего периода покажет изменение уровня валового дохода под влиянием изменения структуры товарооборота (структурных сдвигов):

19.88 –  20 = -0.12%.

Итак, при  условии сохранения надбавок на уровне предшествующего периода и фактическом  изменении отчётной структуры товарооборота  уровень валового дохода к товарообороту уменьшился на 0.12%.

Чтобы найти абсолютное изменение валового дохода под влиянием структурных  сдвигов в товарообороте, нужно  отчётный объём реализации умножить на полученный уровень влияния структуры (0.12%) и разделить на 100:

16 227 *(-0.12) / 100 = -19.47 тыс. руб.

Вычитая из отчётного уровня надбавок расчётный  их уровень, получим влияние изменения  уровня торговой надбавки по товарам  имеющегося ассортимента на уровень  валового дохода:

22 –  19.88 = 2.12%.

Следовательно, повышение торговой надбавки на ткани, галантерейные товары, обувь, платья, не смотря на снижение надбавки на хозяйственные товары, повысило уровень дохода на 2.12% или на 344.01 тыс. руб. (16 227*2.12/100). То есть влияние повышения надбавки на абсолютное изменение дохода определено, подобно предыдущему расчёту, умножением объёма реализации товаров на полученный уровень влияния надбавки (2.12%) с последующим делением на 100.

Информация о работе Валовой доход как финансовая основа хозяйственной деятельности торгового предприятия