Валовой доход, пути его увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание

Валовой доход торговли: показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению Размер валового дохода является главным источником финансирования торговой деятельности. От него зависит размер прибыли и рентабельность организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические особенности валового дохода предприятия…………..5
1.1 Экономическая сущность валового дохода…………………………………5
1.2 Факторы, влияющие на валовой доход……………………………………...8
1.3 Анализ валового дохода: цели, задачи и основные направления………...15
Глава 2 Анализ валового дохода на примере столовой………………………21
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….21
2.2 Анализ прибыли предприятия………………………………………………21
2.3 Мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия………28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...33

Работа состоит из  1 файл

экономика отрасли.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

     Анализ  степени выполнения плана и динамики изменения показателей эффективности  формирования валового дохода: уровня валового дохода к товарообороту, уровня прибыли от реализации к валовому доходу, уровня издержек к валовому доходу, дающих представление о соотношении товарооборота, прибыли от реализации и издержек с объёмом валового дохода и др.

     3. Изменения структуры валового  дохода, позволяющей оценить эффективность  его формирования в зависимости  от форм расчетов с поставщиками. Так как средства, вложенные в товар, имеют различную отдачу.

     На  втором этапе производится анализ факторов, влияющих на формирование суммы и  уровня валового дохода в предплановом периоде. Вначале определяется влияние  факторов первого порядка: объёма товарооборота  и среднего уровня валового дохода.

     Влияние изменения объёма товарооборота  определяется умножением среднего уровня валового дохода на результат отклонения фактического товарооборота от базисного  и деления полученного значении на 100. Это позволяет оценить получение  валового дохода с количественной стороны. Влияние изменения цен на товары (продукцию) можно определить как произведение базисного уровня валового дохода и прироста товарооборота за счет ценового фактора, деленного на 100, а влияние изменения физического объёма продаж по стоимости - умножением прироста физического объёма продаж по стоимости - умножением прироста товарооборота в сопоставимых ценах на базисный уровень валового дохода и делением полученного результата на 100. Проведение такого анализа позволяет охарактеризовать получение валового дохода с качественной стороны. Если исследования покажут, что прирост валового дохода достигнут за счет роста цен, то делается вывод о низком качестве его формирования, о потере валовых доходов в связи со снижением объёма товарооборота в сопоставимых ценах. Получение валовых доходов за счет реализации большей массы товаров (продукции0 свидетельствует о б у креплении финансового положения предприятия на потребительском рынке.

     Влияние среднего уровня валового дохода на его  сумму определяется как произведение фактического товарооборота на отклонения фактического уровня валового дохода от базисного, деленное на 100. Полученный результат складывается под влиянием ряда факторов второго порядка: состав и структуры товарооборота, уровня торговых надбавок (наценок) на отдельные товары (сырье), звенности товародвижения.

     Измерение влияния состава и структуры  товарооборота осуществляется способом процентных чисел с применением  приема разниц. В процессе анализа  выявляется доля фактора, участвующего в формировании среднего уровня и суммы валового дохода. Для этого используются данные анализа товарооборота по составу и его структуре. А также информация о базисных уровнях валового дохода составных частей товарооборота и товарных групп (сырья), Основой определения базисных уровней валового дохода составных частей товарооборота являются следующие данные: средний уровень валового дохода по предприятии. УВД, сложившееся соотношение уровней валового дохода составных часте1 товарооборота а, удельного веса одной из частей товарооборота в общем его объеме Д. Для нахождения уровня валового дохода одной из составных частей товарооборота произведение (УВД х а х 100) делят на [Д х (а - 1) + 100].

     Сумма валового дохода изменяется под влиянием ценовой политики предприятия, направленной на рост или снижение уровня торговых надбавок (наценок) по отдельным товарам (продукции). Для определения влияния этого фактора используют прием разниц: фактический товарооборот умножается на разницу между изменившимся уровнем валового дохода и первоначальным и делится на 100.

     На  основе выборочного учета и по данным о выполнении договоров поставки определяют влияние звенности товародвижения. Для этого отклонение между уровнями валового дохода. Складывающимися при  реализации товаров, закупленных у производителей и посредников. Умножают на сумму реализованных товаров, приобретенных у посредников, и делят полученный результат на 100. Аналогичный расчет производится по реализации продукции собственного производства на предприятиях общественного питания. Завершающая стадия анализа - обобщение влияния всех факторов на формирование валового дохода предприятия торговли и общественного питания.

     Третий  этап в проведении анализа валового дохода связан с выявлением неиспользованных возможностей и резервов роста валового дохода. К неиспользованным возможностям относятся сумма и уровень валового дохода за счет факторов, имеющих отрицательные значения и зависящих от деятельности предприятий (снижение объёма товарооборота в сопоставимых ценах, увеличение доли продажи мелким оптом в рознице и общественном питании, транзитных поставок на оптовых предприятиях покупных товаров на предприятиях общественного питания, рост объема закупки товаров через оптовых посредников и т.д.).

     Немаловажное  значение при определении возможностей роста валового дохода имеет сравнительный анализ с работой лучшего однотипного предприятия торговли и общественного питания, определяющий сумму валового дохода, которая могла быть получена за счет изучения и использованного его опыта. Для этого фактический товарооборот умножают на возможный прирост уровня валового дохода, получаемого при сравнении данных лучшего и изучаемого предприятий, и делят на 100.

     На  основе выявленных неиспользованных возможностей роста валового дохода определяют его резервы за счет вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов, за счет использования более эффективных форм расчетов с поставщиками, сокращения числа посредников при закупке товара. Проведения более эффективной ценовой политики. Изучения и использования опыта работы лучших торговых предприятий и т.д.

     Результаты  проведенного анализа используют в  качестве основы планирования валового дохода на предстоящий период. 

 

Глава 2 Анализ валового дохода на примере столовой «Восход» 

     2.1 Общая характеристика предприятия 

     Объект  исследование – предприятие общественного  питания – муниципальная столовая «Восход».

     Столовая находится в 5 этажном жилом доме и занимает весь первый этаж плюс цокольный этаж. Таким образом, можно сказать, что в целом столовая занимает два этажа.

     Столовая имеет отдельные парадный и служебный вход, в зимнее время работает гардеробная.

     В столовой имеется помещение для холодного, помещение для горячего цеха и отдельное помещение для холодильников.

     Для обслуживающего персонала имеется комната (где можно некоторое время отдохнуть, привести себя в порядок), гардероб, уборная и душевая кабина. После завершения рабочей смены (0.00 ч.) персонал предприятия развозится по домам на служебном такси.

     Персонал  столовой работает в две смены, график работы одной смены – 3 дня работы – 3 выходных. 

     2.2 Анализ прибыли  предприятия  

     Определим влияния факторов на формирование прибыли  до налогообложения в анализируемом  и предыдущих периодах, а также  изменение степени влияния факторов в отчетном периоде по сравнению с предыдущими (таблица 1). 
 
 

     Таблица 1 - Анализ влияния факторов на формирование прибыли до налогообложения столовой «Восход», %

Показатели  
2009
2010 2011 Изменения
2010 от 2009 2011 от 2010 2011 от 2009
Прибыль от продаж 106,83 87,61 97,54 -19,23 +9,93 -9,30
Проценты  к получению - - - - - -
Проценты  к уплате - - - - - -
Доходы  от участия в других организациях - - - - - -
Прочие  операционные доходы 3,58 16,63 2,45 +13,05 -14,17 -1,13
Прочие  операционные расходы - - - - - -
Внереализационные доходы 1,61 5,18 0,10 +3,58 -5,09 -1,51
Внереализационные расходы - 12,02 - 9,42 - 0,10 +2,60 +9,32 +11,93
Прибыль до налогообложения 100% 100% 100% 0,00 0,00 0,00

 

     Анализируя  влияние факторов на формирование прибыли  до налогообложения столовой «Восход» за 2009 - 2011 годы, можно сделать следующие выводы:

     - наибольшее влияние на балансовый  результат оказала прибыль от  продаж, при этом значение этого  фактора в 2011 году по сравнению  с 2009 годом уменьшилось на 9,29%, это говорит о снижении объемов реализации, что отрицательно влияет на конечный результат деятельности предприятия в целом;

     - следующий по значимости фактор, оказавший влияние на прибыль  до налогообложения  прочие  операционные доходы. В 2010 году  по сравнению с предыдущим  влияние этого фактора увеличилось, в 2011 году –   сократилось, что можно отнести к отрицательному явлению;

     - статьи «Проценты к уплате»,  «Проценты к получению» и «Доходы  от участия в других организациях»  отсутствуют, что свидетельствует  о том, что предприятие не  использует в своей деятельности кредиты и не инвестирует свободные денежные средства в активы других организаций;

     - в 2011 году резко по сравнению  с 2010  и 2009 годами снизилось  положительное влияние на формирование  балансового результата прочих  внереализационных доходов и сократилось отрицательное влияние внереализационных расходов.

     Помимо  вышеперечисленных факторов может  рассматриваться и влияние на прибыль закупочных цен на товары, тарифов на энергию, транспортные затраты, изменения структуры затрат, нарушение хозяйственной дисциплины.

     Важное  значение имеет анализ прибыли, который  производится по отдельным ее источникам. Особое внимание в процессе анализа  прибыли следует обратить на наиболее значимую статью ее формирования –  прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

     Для осуществления данного анализа  наиболее удобным и широко используемым является факторный анализ прибыли  от реализации.

     При проведении данного исследования определяется влияние объема и структуры товарооборота, валового дохода от реализации, издержки обращения.

     В таблице 2 приводятся данные по столовой «Восход», касающиеся прибыли от реализации товаров за 2 года,  объемов реализации, себестоимости реализации в базисных ценах, а также с корректировкой на изменение цен в 2011 году. На основе этих данных проводится последующий факторный анализ  прибыли от реализации товаров в 2009 -2011 годы. 

     Таблица 2 - Показатели,  необходимые для  расчета факторов, влияющих на прибыль  от реализации столовой «Восход», тыс. руб.

Слагаемые прибыли По базису По базису на фактически реализованную продукцию Фактические данные по отчету Фактические данные с корректировкой на изменение цен
Реализация  товаров в отпускных ценах  предприятия 10110 15670 16846 23920
Полная  себестоимость товаров 7339 8840 11879 15100
Прибыль от  реализации 2771 6830 4967 8820

 

     Прибыль от реализации товарной продукции в  общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных  цен  на продукцию; транспортных расходов; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

     Произведем  расчет факторных влияний на прибыль  от реализации товаров.

     1. Расчет влияния на прибыль  изменений отпускных цен на  реализованные товары (∆Р1). рассчитывается разность между выручкой от реализации товарной продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах базисного года:

     ∆Р1 = 16846 – 15670 = +1176 тыс. руб.

     2. Расчет влияния на прибыль  изменений в объёме товаров  объема товаров в оценке по  плановой (базисной) себестоимости (∆Р2). Исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

     К1 = 1,2 (8840/7339)

     Затем скорректируем базисную прибыль  и вычтем из неё базисную величину прибыли:

     ∆Р2 = 2771*1,20 – 2771 = +554,2 тыс. руб.

     3. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров, обусловленных изменениями в структуре товара (∆Р3). Подсчет сводится к определению разницы между коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

Информация о работе Валовой доход, пути его увеличения