A - ability
- способность к возврату ссуды;
M - marge
- маржа, доходность;
P - purpose
- целевое назначение ссуды;
A - amount
- размер ссуды;
R - repayment
- условия погашения кредита;
I - insurance
- обеспечение, страхование риска непогашения
ссуды.
Эти понятия
объединенные в систему CAMPARI , представляет
собой совокупность оценочных параметров,
которые помогают сопоставить множество
фактов, связанных с выявлением потенциального
риска выдачи конкретной ссуды.
Итогом
всей проделанной кредитным отделом
работой является составление
"Заключения кредитного работника на
заявку" которое имеет следующие разделы:
1. Организационно
- правовая форма заявителя;
2. Наименование
банка, где открыт расчетный
счет заемщика;
3. Наличие
задолженности по ссудам;
4. Финансовое
состояние заявителя: коэффициент ликвидности,
коэффициент промежуточного покрытия,
коэффициент покрытия, коэффициент независимости,
класс кредитоспособности, объем реализации,
объем прибыли, объем активов, объем просроченных
платежей.
5. Поступление
средств на расчетный счет;
6. Оценка
управления и состояния учета;
7. Соответствие
целевой направленности ссуды
приоритетам кредитной политики
банка;
8. Предложение
целесообразных способов обеспечения
возвратности кредита;
9. Проект
решения.
3. ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ КРЕДИТОВАНИЯ
3.
1 Кредитный рынок и проблемы
его ф ункционирования
Кредитный
рынок - это общее обозначение
тех рынков, где существуют предложение
и спрос на различные платежные
средства. Кредитные сделки опосредуются,
как правило, кредитными институтами
(банками и др.), которые берут
взаймы и ссужают деньги, или
движением различных долговых
обязательств, которые продаются
и покупаются на рынке ценных
бумаг.
Современная
кредитная двухуровневая система
в Российской Федерации практически
сформирована:
1 уровень
– Центральный банк Российской
Федерации
2 уровень
– коммерческие банки и другие
финансово – кредитные учреждения,
осуществляющие отдельные банковские
операции.
Таким
образом, кредитная система включает
банк России, банки, филиалы и
представительства иностранных
банков, небанковские кредитные
организации, союзы и ассоциации
кредитных организаций, банковские
группы и холдинги.
ЦБ РФ
является главным банком государства.
Он независим от распорядительных
и исполнительных органов власти.
ЦБ РФ – экономически самостоятельное
учреждение. Он осуществляет свои
расходы за счет собственных
доходов. Основными целями деятельности
ЦБ РФ являются защита и
обеспечение устойчивости рубля,
в том числе и его покупательной
способности и курса по отношению
к иностранным валютам; развитие
и укрепление банковской системы,
обеспечение эффективного и бесперебойного
функционирования системы расчетов.
ЦБ РФ разрабатывает и проводит
единую государственную денежную
политику, направленную на обеспечение
устойчивости рубля; монопольно
осуществляет эмиссию наличных
денег и организует их обращение,
устанавливает правила осуществления
расчетов, проведения банковских
операций, надзор за их деятельностью;
осуществляет валютный контроль
и др. функции.
Второй
уровень банковской системы представлен
прежде всего широкой сетью коммерческих
банков. Обеспечивающих кредитно-расчетное
обслуживание субъектов хозяйственной
жизни. Наряду с коммерческими банками
функционируют так же специальные банки.
К ним относятся ипотечные банки, кредитующие
под залог недвижимости; земельные банки,
занимающиеся кредитованием под залог
земельных участков, инвестиционные, осуществляющие
операции по выпуску и размещению ценных
корпоративных бумаг. Система специальных
банков в силу несовершенства и отсутствия
необходимой законодательной базы только
начинает складываться.
Особое
место в кредитной системе
занимает Внешэкономбанк, преобразованный
в банк по обслуживанию внешнего
долга Российской Федерации, а
так же Банк реконструкции
и развития созданный государством
для финансирования правительственных
целевых программ общегосударственного
и регионального характера с
использованием бюджетных ресурсов
на выдачу льготных кредитов.
В кредитной
системе в институциональном
плане можно выделить холдинги,
группы и иные объединения
банков.
Холдинги
создаются путем получения основной
кредитной организацией. В силу
преобладающего участия в уставном
капитале одной или нескольких
кредитных организаций либо в
соответствии с заключенном договором
возможности предприятия определять принимаемое
ими решение.
Группа
кредитных организаций образуется
для совместного осуществления
банковских операций на основе
заключения соответствующего договора.
Помимо
банковских учреждений во второй
уровень кредитной системы входят
так же специальные финансово-кредитные
институты. В их деятельности
модно выделить, как правило одну
или две банковские операции, на совершение
которых требуется получение лицензии
ЦБ РФ. Они имеют обычно специфическую
клиентуру.
Активно
развивается так же коммерческое
и внутрифирменное кредитование.
Устанавливаются тесные связи
между различными звеньями кредитной
системы и рынком ценных бумаг.
Таким
образом, в РФ постепенно формируется
кредитная система, которая строится
на тех же принципах, что
и в странах с развитой рыночной
экономикой.
В настоящее
время наиболее заметным явлением
в кредитной системе можно
считать концентрацию и централизацию
банковского капитала. Выделяются
крупные банки, сосредотачивающие
у себя значительную долю ресурсов,
операций и персонала банковской
системы. Они постепенно занимают
господствующее положение на
рынке ссудных капиталов. Их
размеры возрастают за счет
расширения обслуживания крупной
клиентуры, привлечения новых
вкладчиков, получения высокой прибыли.
Острая
конкуренция в банковском деле
ведет к вытеснению мелких
кредитных учреждений. Кризис 1998г.
сильно «помог» проблемным банкам
выйти из игры. Были отозваны
более 50% банковских лицензий, выданных
в период становления банковского
сектора. Основной формой ликвидации
самостоятельных мелких банков
становится приобретение одним
банком акций другого банка
и превращение его в свой
филиал. С помощью расширения
филиальной сети банки привлекают
новую клиентуру и капиталы. Этому
процессу способствует повышение
требований ЦБ РФ к минимальному
размеру уставного капитала.
Особенно
сильна концентрация банковского
капитала в отдельных регионах,
когда несколько банков сосредотачивают
у себя подавляющую часть операций
в определенном городе (особенно
в крупных финансовых центрах
России).
Проблемы
подобного рода возможны у
значительной части уцелевших
банков – они прежде всего связано
с дефицитом сфер прибыльного размещения
банковских ресурсов. Накануне кризиса
вложения банков в рублевые федеральные
долговые обязательства составляли в
среднем 7,5% активов и обеспечивали без
малого 15% их доходов. В настоящее время
рублевые институты такого уровня фактически
отсутствуют. Единственным исключением
являются депозиты коммерческих банков
в ЦБ РФ, однако они не превышают 3% суммарных
банковских активов.
Конкуренция
в банковском деле выходит
на международный уровень. Усиливается
проникновение на российский
финансовый рынок иностранных
банков путем открытия их филиалов
и представительств, создание банков
с участием иностранного капитала.
Банки, которые не могут эффективно
использовать средства внутри России
ищут более выгодные и надежные сферы
их размещения за рубежом. Доля иностранных
активах в активах банков продолжает расти.
1 июня 1999-12, 5 млрд. долларов, т. о. кризис
не избавил банки от застарелых проблем.
Те, что смогли устоять после 17 августа,
были серьезно ограничены в возможностях
эффективно использовать средства внутри
страны. Большинство банков по-прежнему
не в состоянии успешно кредитовать производство
и предпочитают держать средства в ликвидной
форме, кредитовать производство или вывозить
капиталы за рубеж. Существует опасность
того, что уже в ближайшем времени банки
внутри страны смогут заниматься лишь
расчетно-кассовым обслуживанием клиентов
и сервисом по экспорту капитала. Т.о. банковский
кризис в России еще далек от завершения.
Он перерастает в глобальный кризис финансового
посредничества и грозит надолго лишить
экономику инвестиций, т.е. замедлить переход
к устойчивому экономическому росту.
3.2. Кредитное
регулирование и его формы
Кредит
в современных условиях служит
объектом активного государственного
регулирования. Вообще, денежным
кредитным регулированием называют
совокупность мероприятий государства,
регламентирующих деятельность
денежно-кредитной системы, показатели
денежного обращения и кредита,
рынки ссудных капиталов, порядок
безналичных расчетов в целях
воздействия на экономику. Центральный
банк главный, но не единственный
орган регулирования. Существует
целый комплекс регулирующих
органов. Осуществляя кредитное
регулирование, государство преследует
следующие цели: воздействуя на
кредитную деятельность коммерческих
банков и направляя регулирование
на расширение или сокращение
кредитования экономики, оно,
таким образом, достигает стабильного
развития внутренней экономики,
укрепления денежного обращения,
поддержки национальных экспертов
на внешнем рынке. Таким образом,
воздействие на кредит позволяет
достичь более глубоких стратегических
задач развития всего хозяйства
в целом. Например, недостаток
у предприятий свободных денежных
средств затрудняет осуществление
коммерческих сделок, внутренних
инвестиций и т.д. С другой
стороны, избыточная денежная
масса имеет свои недостатки:
обесценение денег, как следствие,
снижение жизненного уровня населения,
ухудшения валютного положения
в стране. Соответственно в первом
случае денежно-кредитная политика
должна быть направлена на
расширение кредитной деятельности
банков, а во втором случае - на
ее сокращение, переходу к политике
«дорогих денег». Государственное регулирование
кредитно-финансовых институтов - один
из важнейших элементов развития и формирования
кредитной системы капиталистических
стран.
Основными
направлениями государственного
регулирования являются:
1. политика
центрального банка в отношении
кредитно-финансовых институтов, особенно
банков;
2. налоговая
политика правительства в смешанных
(полугосударственных) или государственных
кредитных институтах;
3. законодательные
мероприятия исполнительной и
законодательной власти, регулирующие
деятельность различных институтов
кредитной системы.
В промышленно
развитых странах политика центрального
банка распространяется главным
образом на коммерческие и
сберегательные банки и осуществляется
в следующих формах: учетная политика;
регулирование нормы обязательных
резервов; операции на открытом
рынке; прямое воздействие на
кредит.
Учетная
политикацентрального банка состоит в
учете и переучете коммерческих векселей,
поступающих от коммерческих банков, которые
в свою очередь, получают от промышленных,
торговых и транспортных компаний. Центральный
банк выдает кредитные ресурсы на оплату
векселей и устанавливает так называемую
учетную ставку. Как правило учетная политика
центрального банка направлена на лимитирование
переучета векселей, установление предельной
суммы кредита для каждого банка. Таким
образом осуществляется воздействие на
объем выдаваемых ссуд. Учетная политика
обычно сочетается с государственным
регулированием процентных ставок по
вкладам и кредитам. Хотя банки в основном
самостоятельно определяют проценты по
вкладам и ссудам, тем не менее они ориентируются
на учетную ставку центрального банка
- так называемоедисконтное окно. При этом
необходимо отметить, что в каждой стране
существует своя специфика учетной политики,
определяемая традициями, развитием кредитной
системы, ролью государства и центрального
банка в экономике.
Следующей
формой регулирования центрального
банка являетсяопределение нормыобязательных
резервовдля коммерческих банков. Смысл
этой формы регулирования заключается
в том, что коммерческие банки обязаны
хранить часть своих кредитных ресурсов
на беспроцентном счете в центральном
банке. Норма резерва может уменьшаться
или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры
на рынке капиталов. Ее увеличение ведет
к ограничению кредитной экспансии коммерческих
банков и, наоборот, снижение - к расширению
кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно
различаются по странам и колеблются в
пределах от 5 до 20.
Политика
регулирования нормы резервов
распространяется главным образом
на все виды банков (а в ряде
стран и на некоторые специальные
кредитно-финансовые институты), которые
определяют процентные ставки
по кредитам. Большинство других
кредитно-финансовых институтов
в процентной политике следуют
за коммерческими банками. С
помощью нормы резервов центральный
банк воздействует в целом
на ссудный процент, который,
в свою очередь, влияет на
доходность тех или иных ценных
бумаг (курс акций и облигаций).
Еще одной
формой регулирования центральным
банком кредитной системы являются
операции на открытом рынке
с государственными облигациями
путем их купли-продажи кредитно-финансовыми
институтами. Продавая государственные
облигации, центральный банк тем
самым уменьшает денежные ресурсы
банков и других кредитно-финансовых
институтов и таким образом
способствует повышению процентной
ставки на рынке ссудных капиталов.
Это заставляет кредитные институты
согласно законодательству обязаны
покупать определенную часть
государственных облигаций, финансируя
таким образом дефицит бюджета и государственный
долг.