Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:30, реферат
Интерес к Японии во всем мире огромен. Впечатляющие достижения Страны восходящего солнца, особенно в экономике, общеизвестны и привлекают к себе пристальное внимание, вызывают смешанные чувства. Интерес к Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, в конце концов, сумевшей практически в течение жизни одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники.
Введение.……………………………………………………....…..3
Система управления персоналом…………………………......5
Новая модель управления трудом в Японии………....5
Переход от «пожизненного найма» к гибким
формам занятости…………………………….…..…5
От «зарплаты по старшинству» к оплате по результатам труда…………………………………...9
От «пофирменных профсоюзов» к
производственно-отраслевым объединениям……11
Особенности оплаты труда……………………………13
Стимулирование трудовых усилий……………………16
Профессиональная переподготовка кадров……….….20
Использование японских методов управления персоналом в других странах………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………..….30
Список использованной литературы.……………………….…..32
Сила
сопротивления местных
Но, тем не менее, существуют благоприятные возможности для того, чтобы справляться с этими трудностями. Ведь на совместных предприятиях бок о бок трудятся японские менеджеры, которые разбираются в тонкостях японского стимулирования труда, и местные управляющие, прекрасно знающие специфику национального производства и особенности местной рабочей силы. Более того, те и другие заинтересованы в успешном развитии и функционировании предприятия.
И, наконец, третья группа зарубежных предприятий, обращающихся к японскому опыту – это местные предприятия. В данной группе (как и в предыдущей) интерес проявляется к отдельным методам японского стиля управления персоналом, и практике переноса также известны позитивные и негативные результаты.
Таковы общие проблемы, связанные с изучением и использованием японской модели управления персоналом за пределами Японии. В связи с этим встает вопрос о российском участии в той и другой области. К сожалению, на сегодняшний день использование данных методов у нас почти отсутствует, оно, так скажем, находится в "эмбрионном" состоянии. Только в начале 90-х годов управленцы наших предприятий проявили интерес к японским методам управления трудом и получили возможность их применения.
Намечавшийся в Японии в конце 70-х – начале 80-х годов переход от традиционных моделей организации труда к новым, уже приобрел значительные масштабы.
Японская система, основанная на так называемых «трех божественных дарах» идет к своему логическому завершению. «Пожизненный найм» рабочих постепенно заменяется на гибкие формы занятости; вместо системы «зарплаты по старшинству» все более практикуется оплата по результатам труда; на смену «пофирменным профсоюзам» приходят производственно-отраслевые профобъединения.
Главной целью традиционной японской системы является увеличение рыночной доли предприятия. При этом прибыль временно может игнорироваться, в связи с чем достижение цели обеспечивается совпадением интересов предприятия с интересами работников.
Процедура принятия решений на предприятии сильно децентрализована, причем процесс их подготовки развивается, как правило, снизу вверх.
В Японии широко практикуется стимулирование групповых работ и кооперации.
Взаимоотношения между администрацией и рядовыми работниками в традиционной японской системе отличаются неформальным характером. Здесь имеют место взаимные обязанности и взаимная лояльность.
Обучение и подготовка персонала в Японии осуществляется внутри фирмы, чаще всего без отрыва от производства. Работники, как правило, разбираются в целом в используемых фирмой технологиях, могут решать многие производственно-технические и управленческие задачи.
Те страны мира, которые столкнулись с серьезными управленческими проблемами, связанными с отчуждением работника, ослаблением мотивации, недостаточной подготовкой кадров, уделяют значительное внимание японским методам. Об этом говорят примеры фирм США, Англии, Франции.
В
России в начале 90-х годов интерес
к японским методам организации
и управления также существенно возрос.
В ряде швейных предприятий уже используются
некоторые трудовые и социальные технологии
из Японии. Такие новации значительно
повысили эффективность производства
данных предприятий, а также помогли выжить
в современных, далеко не благоприятных
экономических и социально-политических
условиях.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каору И. «Японские методы управления качеством». – М. Дека, 2006.
2. Оучи У. Г. «Методы организации производства: японский и американский подход». – М. ДеКа, 2000.
3. Пронников В.А., Ладанов И. Д. «Управление персоналом в Японии» - М.: Дело, 2004.
4. Волгин Н. Японский опыт, который стоит изучать и разумно заимствовать. – «Человек и труд» 1997.
5. Фишер Г. Еще раз о причинах «японского экономического чуда».- «Российский экономический журнал», 2005.