Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа
Цель данного исследования – дать сравнительную характеристику малому и среднему предпринимательству в России и за рубежом.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
проведен анализ оценочных показателей развития малого и среднего предпринимательства в России и странах-членах ЕС;
дана оценка эффективности политики и форм поддержки развития малого и среднего бизнеса;
Примером информационной
поддержки является портал для МСП
-http://ec.europa.eu/
Существуют и
В последние несколько лет в Европе широкое распространение получили
интерактивные инструменты
поддержки – порталы, вебинары, видеоконференции,
видео- и аудио технологии. Пример -
сайт ―Train to gain
в Великобритании http://www.traintogain.gov.uk/
Еще один пример программы поддержки МСП - Континентальная сеть в поддержку малого и среднего бизнеса (European Enteprise Network) – портал с бесплатными информационными ресурсами по поддержке МСП, открыт в 2008 г. В эту сеть вошли почти 600 агентств и организаций, выполняющих роль посредника между бизнесменами и Евросоюзом. Любой предприниматель может относительно быстро и просто узнать обо всех возможностях развития, новых методах и технологиях, повышении квалификации сотрудников (о различных профессиональных семинарах и курсах), оценить рискованность работы в другой стране ЕС и, главное, получить прямые контакты конкретного Еврофонда, который может софинансировать проект, и всю необходимую информацию о нем. До этого в Евросоюзе действовали две основные сети, куда можно было обратиться за сведениями о получении средств Еврофондов и других возможностях. Однако эффективность их работы была такой, что часто предприниматели после нескольких тщетных попыток предпочитали махнуть рукой и доставать деньги своими силами. Из-за сложной процедуры и множества формальностей малый и средний бизнес не мог получить декларируемую поддержку.
1.4 Оценка эффективности политики и программ поддержки
В апреле 2009 г. Аналитический отдел британского журнала "Экономист" (the Economist Intelligence Unit) провел обследование 328 менеджеров высшего звена малых и средних предприятий, действующих в различных странах мира. Из обследованных предприятий 48% МСП имели доход менее 5 млн. долларов, 31% - от 5 до 50 млн. долларов, а 21% - доходы от 50 до 500 млн. долларов, то есть среди них были средние предприятия.
В обследовании, помимо вопросов о целях компаний и их стратегии, были и вопросы о поддержке, оказываемой предприятиям со стороны государства (точнее - органов власти – как местных, так и национального уровня), а также со стороны персонала, клиентов, инвесторов, поставщиков, некоммерческих организаций, финансовых структур и СМИ. Почти половина всех респондентов (48%) отметили, что местные органы власти либо «не помогают», либо «совсем не помогают» их предприятиям, 39% придерживаются такого же мнения об органах власти национального уровня и финансовых структурах.
Респонденты назвали несколько причин непредставления поддержки этими категориями: 39% респондентов компаний, расположенных в Азии и в регионе Тихого океана, полагают, что малые и средние предприятия не являются объектами достаточного внимания госструктур. Такого же мнения придерживаются 30% всех респондентов. 32% европейских компаний и 28% всех опрошенных считают, что для общества крупный бизнес важнее, чем малый и средний. 31% респондентов Северной Америки (24% от всех компаний) считают, что у малых и средних предприятий меньше защитников и сторонников, чем у крупного бизнеса.
Кто же лучше всех помогает бизнесу? Ответ - свой персонал, по отзывам 73% респондентов, как видно из диаграммы 1:
Диаграмма 1 - Как бы Вы охарактеризовали отношение к Вашему бизнесу: местных органов власти, органов власти национального уровня, поставщиков, некоммерческих организаций, клиентов, персонала, финансовых структур, инвесторов, СМИ?
(варианты ответов шкала от 1 – очень помогают до 5 – совсем не помогают. 6 – затрудняюсь ответить)
Резюмируя первую главу, можно сделать следующие выводы:
Малый и средний бизнес в зарубежных странах является важным фактором экономического роста, внося весомый вклад в объемы производства, ВВП и занятость. МСП оказывается адресная поддержка со стороны государства и частных коммерческих и финансовых структур. В частности, предлагаемые программы бизнес-обучения и повышения квалификации построены с учетом конкретных потребностей средних и растущих малых предприятий. Эффективность оказываемой поддержки регулярно оценивается, однако, по мнению бизнес-сообщества эффективность господдержки могла бы быть выше.
Прямых данных об оценке эффективности учебных программ для среднего бизнеса нет, однако есть свидетельства и примеры того, что в настоящее время на Западе имеется достаточно большой выбор учебных программ и курсов для средних предприятий - как традиционных, так и с использованием Интернет и его интерактивных сервисов. При этом предприятия отдают предпочтения краткосрочным курсам, возможности получить новые знания и информацию через Интернет, а также в ходе делового общения с коллегами и партнерами.
Глава 2 Развитие малого и среднего бизнеса в России
В рамках Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (№ 209 – ФЗ от 24.07.2007) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
- внесенные в единый
государственный реестр
- внесенные в единый государственный реестр ИП:
Законом установлены три
условия отнесения
1. Структура уставного капитала.
Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2. Средняя численность работников.
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не
должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
- от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
- до ста человек включительно для малых предприятий;
- среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), установленная Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства
РФ от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных
значениях выручки от реализации
товаров (работ, услуг) для каждой категории
субъектов малого и среднего предпринимательства"
установлены следующие
1. микропредприятия - 60 млн. рублей;
2. малые предприятия - 400 млн. рублей;
3. средние предприятия - 1000 млн. рублей.
Закон типизирует субъекты
малого и среднего предпринимательства
независимо от их организационно-правового
статуса. Это означает, что индивидуальный
предприниматель в зависимости
от параметров своей деятельности может
быть как микро, малым или средним
предприятием, так и не являться
таковым. Индивидуальные предприниматели
из-за отсутствия исходных данных продолжают
наблюдаться как
2.1 Оценочные показатели развития малого и среднего бизнеса
Среди предприятий, включенных в Базу данных Генеральной совокупности (БД ГС), которая аккумулирует сведения о действующих предприятиях, средний бизнес занимает достаточно скромное место. На его долю на начало 2010 года приходилось всего лишь 0,8%22 (Рисунок 1). Эти данные согласуются с данными на начало 2009 года, определяющими место среднего бизнеса среди всех хозяйствующих субъектов, включая индивидуальных предпринимателей, где удельный вес средних предприятий (СП) составил 0,3% (без учета ИП – 0,6%).
Рисунок 1. Распределение предприятий и организаций, включенных в БД ГС, по типам
Тем не менее, если сравнивать
эти данные с ситуацией годом
ранее, то положительная тенденция
очевидна. Во-первых, среди всех рассматриваемых
здесь типов бизнеса
Рисунок 2. Темпы прироста включенных в БД ГС предприятий, %
Средние предприятия на постоянной основе обеспечивают рабочими местами 2,2 млн. человек, то есть 3,2% от общего числа занятых в российской экономике. В среднем бизнесе производится 3,2% общероссийского оборота, что в абсолютном выражении составляет 3,1 трлн. рублей. Тот факт, что вклад в занятость несколько ниже вклада в оборот, свидетельствует о достаточно эффективном относительно общероссийского уровня использовании рабочей силы.
Из рассматриваемых
Рисунок 3. Вклад среднего бизнеса в макроэкономические показатели, %
2.2 Структура средних предприятий
Российская статистика в качестве одного из ключевых критериев выделения сектора среднего бизнеса использует ценз численности занятых. Согласно законодательству, к средним предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 101 до 250 человек.
В то же время при формировании БД ГС используется так называемый принцип "стабильности", согласно которому хозяйствующий субъект переходит из одного типа предприятий в другой, если в течение двух лет подряд нарушает границы установленных законом цензов. В связи с действием этого принципа в структуре средних предприятий, включенных в БД ГС, есть предприятия, чья численность занятых выпадает за установленные законодательством цензы.
Анализ размерных групп
СП, выделенных по числу занятых, позволяет
говорить, что сектор среднего бизнеса
вполне сбалансирован, он сокращается
пропорционально с
Рисунок 4. Распределение средних предприятий, учтенных БД ГС, по средней численности работников /по предприятиям, указавшим число занятых/, % к итогу
(на конец периода)
Обращает на себя внимание заметно возросшая с 0,7% по итогам 2008 года до 15,4% на начало 2010 года доля средних предприятий, которые оставались таковыми главным образом в силу действия принципа "стабильности" БД ГС. Формально, согласно цензу по числу занятых, установленному законом, эти предприятия, численность работников которых ниже 100 человек, должны были перейти в разряд малого бизнеса.
Информация о работе Значение малого и среднего бизнеса в экономике зарубежных стран