Значение малого и среднего бизнеса в экономике зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – дать сравнительную характеристику малому и среднему предпринимательству в России и за рубежом.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
проведен анализ оценочных показателей развития малого и среднего предпринимательства в России и странах-членах ЕС;
дана оценка эффективности политики и форм поддержки развития малого и среднего бизнеса;

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательство.docx

— 2.26 Мб (Скачать документ)

Для предприятий с предусмотренным  объемом выручки (от 400 млн. до 1 млрд. рублей) основным отсекающим фактором является критерий занятости. Более  половины предприятий с указанной  выручкой имеет численность занятых, не отвечающую требованиям для средних  предприятий. Ограничение на уставный капитал отсекает 7% предприятий.

 

 

2.5 Сравнительный анализ развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом

 

Сравнение данных по России с данными ЕС и США показывает, что в России размер сектора МСП  в абсолютных значениях количества предприятий в несколько раз  ниже, чем за рубежом. При этом доля средних предприятий в России в общем количестве предприятий  составляет 0,8% (Таблица 6). В странах ЕС средние предприятия составляют 1% от сектора МСП, но обеспечивают 20% от общего оборота и 17% от общей занятости. В России средний бизнес обеспечивает лишь 3,9% от общего оборота и 3,2% от общей занятости – это в несколько раз ниже, чем за рубежом.

 

Таблица 6  -  Сравнение  основных параметров сектора МСП  в России (2010г.) и за рубежом (2009г.)

 

Следовательно, в России существует огромный потенциал для  экономического роста за счет поддержки  растущих малых предприятий и  средних предприятий, то есть финансово  устойчивых и прибыльных предприятий, зачастую использующих инновационные  подходы к своему развитию и составляющих основу среднего класса.

Вместе с тем, меры господдержки в России на федеральном и региональном уровне направлены, в основном, на микро-и  малые предприятия и ИП (субсидии, гранты start-up, микрофинансирование, обучение безработных,  субсидирование % ставки по кредитам). Сегмент растущего  малого бизнеса и среднего бизнеса, по данным настоящего проекта и ряда обследований, лишен поддержки на развитие бизнеса, каких-либо льгот  при создании новых рабочих мест, возможности льготных кредитов и  адекватных инвестиций в производство, а кроме того, испытывает сильное  налоговое бремя. Даже в регионах с традиционно развитой промышленностью – в Центральной России, на Урале и в Сибири – господдержка оказывается преимущественно крупным промышленным предприятиям, а не растущему малому и среднему производственному бизнесу, который работает и развивается преимущественно за счет внутренних ресурсов. Трудное положение растущих малых и средних предприятий осложняется высоким уровнем коррупции, сложностями таможенного законодательства при выходе на внешние рынки. Законодательно средний бизнес как сегмент сектора МСП был признан с 2008 года, однако система поддержки растущего малого бизнеса и среднего бизнеса не создана.

Государство понимает необходимость  поддержки среднего бизнеса и  растущего малого бизнеса. Но на данном этапе государству не понятны  направления и инструменты такой  поддержки, эта тема находится лишь в стадии общего обсуждения. Какие-то из возможных мер могут быть опробованы в программах господдержки 2011-2012 гг., этого требует и существующее законодательство о поддержке малого и среднего бизнеса.

Привлечение современного зарубежного  опыта поддержки растущего малого бизнеса и среднего бизнеса, техническое  содействие в разработке политики и  программ поддержки этого сегмента МСП, реализация соответствующих пилотных проектов в сотрудничестве с заинтересованными  регионами могли бы восполнить существующий серьезный пробел в российской стратегии  экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

По результатам исследования можно сделать следующие выводы и предложить пути решения выявленных проблем:

 

1. Российский средний  бизнес по размерам и масштабам  операций значительно отстает  от европейского. В странах-членах  Евросоюза средние предприятия  составляют 1% от общего количества  предприятий, но при этом обеспечивают 20% от общего оборота предприятий  и 17% от общей занятости. В  России средние предприятия составляют 0,8% от общего количества предприятий,  дают только 3,9% общего оборота  и 3,2% общей занятости. 

2. И российский, и европейский  растущий малый и средний бизнес  испытывает схожие трудности  и «болезни роста», связанные  с усложнением и формализацией  структуры бизнеса. Но если  европейский бизнес имеет массу  возможностей получить поддержку  со стороны инфраструктуры, то  российский бизнес оказывается  один-на-один со своими проблемами. Лишь единичным предприятиям  удается попасть в программы  господдержки, а услуги коммерческих  структур неоправданно дороги. Позволить  их себе могут только зрелые  предприятия, имеющие достаточные  средства на развитие.

3. В России у малого  бизнеса нет серьезных стимулов  становиться средним. Растущим  малым предприятиям легче искусственно  поделиться на два-три новых  бизнеса, чем перейти в категорию  среднего, чтобы не потерять налоговые  льготы, не усложнять отчетность, не становиться более заметным  для проверяющих органов. 

4. Европейский бизнес  находится в более выгодных  условиях, по сравнению с российским, поскольку имеет доступ к различным  инструментам и программам системы  поддержки предпринимательства.  В частности, на Западе есть  масса программ бизнес-обучения  «без отрыва от производства»  как часть системы поддержки  предпринимательства. 

5. Эффективная государственная  политика поддержки растущего  малого и среднего бизнеса  помогла бы реализовать российским  предприятиям значительный экономический потенциал, что способствовало бы росту экономики в целом, а также региональному развитию. Причем речь идет не столько о новых расходах государства на программы поддержки, сколько о введении льготных налоговых режимов, ослаблении «мертвой хватки» местных чиновников, системной борьбе с коррупцией. В России государственная помощь бизнесу фактически обрывается на этапе развития, роста бизнеса.

6. С учетом мнений большинства  предпринимателей, полученных в  ходе обследования, о низкой доступности  господдержки имеет смысл предусмотреть  мониторинг и оценку эффективности  и доступности услуг инфраструктуры  поддержки для российского бизнеса. 

7. Важно максимально широко  информировать предпринимателей  об имеющихся программах и  инструментах поддержки через  Интернет-порталы, СМИ, в частности,  каналы распространения деловой  информации, Торгово-промышленную палату.

8. Государственным структурам  поддержки предпринимательства,  а также коммерческим организациям, предоставляющим платные услуги  бизнесу, имеет смысл всячески  стимулировать интерес руководителей  предприятий и предпринимателей  к бизнес-обучению и повышению  квалификации. Масштабная реализация  таких программ, повышение уровня  руководства предприятиями приведет  к качественным изменениям, создаст  предпосылки для роста бизнеса,  повышения его прибыльности и  эффективности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

  1. Авилова А. Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне / А. Авилова // Предпринимательство в России. - 2008. - №3. - С. 15.
  2. Алимова Т. Проблемы малого и среднего бизнеса глазами предпринимателей / Т. Алимова, В. Буев // Вопросы экономики. -2008. - №11. - С. 18.
  3. Арустамов Э.А. Организация предпринимательства: учеб. пособие / Э.А. Арустамов, А.Н Пахомкин. - М.: МУПК, 2008. - 249 с.
  4. Асаул А.Н. Экономика предпринимательства: учеб. пособие / А.Н. Асаул. - М.: АСВ, 2009. - 186 с.
  5. Беляева О.А. Предпринимательское право России: курс лекций /О.А. Беляева. - М: Право, 2009. - 355 с.
  6. Бенини Р. Развитие малого и среднего предпринимательства в России: основные вопросы и сложности малого и среднего предпринимательства в переходных экономиках: учеб. / Р. Бенини. - М: Финансы, 2009. - 250 с.
  7. Бизнес планирование в малом предпринимательстве: учеб. пособие / ред. В.И. Олехнович. - Минск: Экоперспектива, 2007. - 124 с.
  8. Богатин Ю.В. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: учеб. пособие / Ю.В. Богатин. - М.: Финансы, 2008. - 254 с.
  9. Бусыгин А.Г. Предпринимательство: учеб. / А.Г. Бусыгин. - М.: Дело, 2009. - 640 с.
  10. Вакуров П. Объединения малых и средних предпринимателей / П. Ва-куров, С. Заславский. // Вопросы экономики. - 2009. - №11.-С. 12-15.
  11. Васильчук Е. Проблемы регионов становятся главным препятствием на пути рыночных реформ / Е. Васильчук // Финансовые известия. - 2001. - С. 10-12.
  12. Виленский А. Становление поддержки малого предпринимательства в регионах России: Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта: учеб. / А. Виленский. - М.: Инфомарт, 2009. - 214 с.
  13. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: учеб. пособие / И.Н. Герчикова. - М.: Кон-салтбанкир, 2002. - 704 с.
  14. Казанцев А.П. Менеджмент предпринимательства: учеб. пособие / А.П. Казанцев. - М.: Инфра-М, 2003. - 230 с.
  15. http://www.gks.ru
  16. http://www.kommersant.ru
  17. http://www.rcsme.ru
  18. http://www.cfe.ru

 

 

 




Информация о работе Значение малого и среднего бизнеса в экономике зарубежных стран