Для предприятий с предусмотренным
объемом выручки (от 400 млн. до 1 млрд.
рублей) основным отсекающим фактором
является критерий занятости. Более
половины предприятий с указанной
выручкой имеет численность занятых,
не отвечающую требованиям для средних
предприятий. Ограничение на уставный
капитал отсекает 7% предприятий.
2.5 Сравнительный
анализ развития малого и среднего бизнеса
в России и за рубежом
Сравнение данных по России
с данными ЕС и США показывает,
что в России размер сектора МСП
в абсолютных значениях количества
предприятий в несколько раз
ниже, чем за рубежом. При этом доля
средних предприятий в России
в общем количестве предприятий
составляет 0,8% (Таблица 6). В странах ЕС
средние предприятия составляют 1% от сектора
МСП, но обеспечивают 20% от общего оборота
и 17% от общей занятости. В России средний
бизнес обеспечивает лишь 3,9% от общего
оборота и 3,2% от общей занятости – это
в несколько раз ниже, чем за рубежом.
Таблица 6 - Сравнение
основных параметров сектора МСП
в России (2010г.) и за рубежом (2009г.)
Следовательно, в России
существует огромный потенциал для
экономического роста за счет поддержки
растущих малых предприятий и
средних предприятий, то есть финансово
устойчивых и прибыльных предприятий,
зачастую использующих инновационные
подходы к своему развитию и составляющих
основу среднего класса.
Вместе с тем, меры господдержки
в России на федеральном и региональном
уровне направлены, в основном, на микро-и
малые предприятия и ИП (субсидии,
гранты start-up, микрофинансирование, обучение
безработных, субсидирование % ставки
по кредитам). Сегмент растущего
малого бизнеса и среднего бизнеса,
по данным настоящего проекта и ряда
обследований, лишен поддержки на
развитие бизнеса, каких-либо льгот
при создании новых рабочих мест,
возможности льготных кредитов и
адекватных инвестиций в производство,
а кроме того, испытывает сильное
налоговое бремя. Даже в регионах
с традиционно развитой промышленностью
– в Центральной России, на Урале и в Сибири
– господдержка оказывается преимущественно
крупным промышленным предприятиям, а
не растущему малому и среднему производственному
бизнесу, который работает и развивается
преимущественно за счет внутренних ресурсов.
Трудное положение растущих малых и средних
предприятий осложняется высоким уровнем
коррупции, сложностями таможенного законодательства
при выходе на внешние рынки. Законодательно
средний бизнес как сегмент сектора МСП
был признан с 2008 года, однако система
поддержки растущего малого бизнеса и
среднего бизнеса не создана.
Государство понимает необходимость
поддержки среднего бизнеса и
растущего малого бизнеса. Но на данном
этапе государству не понятны
направления и инструменты такой
поддержки, эта тема находится лишь
в стадии общего обсуждения. Какие-то
из возможных мер могут быть опробованы
в программах господдержки 2011-2012 гг.,
этого требует и существующее
законодательство о поддержке малого
и среднего бизнеса.
Привлечение современного зарубежного
опыта поддержки растущего малого
бизнеса и среднего бизнеса, техническое
содействие в разработке политики и
программ поддержки этого сегмента
МСП, реализация соответствующих пилотных
проектов в сотрудничестве с заинтересованными
регионами могли бы восполнить существующий
серьезный пробел в российской стратегии
экономического развития.
Заключение
По результатам исследования
можно сделать следующие выводы
и предложить пути решения выявленных
проблем:
1. Российский средний
бизнес по размерам и масштабам
операций значительно отстает
от европейского. В странах-членах
Евросоюза средние предприятия
составляют 1% от общего количества
предприятий, но при этом обеспечивают
20% от общего оборота предприятий
и 17% от общей занятости. В
России средние предприятия составляют
0,8% от общего количества предприятий,
дают только 3,9% общего оборота
и 3,2% общей занятости.
2. И российский, и европейский
растущий малый и средний бизнес
испытывает схожие трудности
и «болезни роста», связанные
с усложнением и формализацией
структуры бизнеса. Но если
европейский бизнес имеет массу
возможностей получить поддержку
со стороны инфраструктуры, то
российский бизнес оказывается
один-на-один со своими проблемами.
Лишь единичным предприятиям
удается попасть в программы
господдержки, а услуги коммерческих
структур неоправданно дороги. Позволить
их себе могут только зрелые
предприятия, имеющие достаточные
средства на развитие.
3. В России у малого
бизнеса нет серьезных стимулов
становиться средним. Растущим
малым предприятиям легче искусственно
поделиться на два-три новых
бизнеса, чем перейти в категорию
среднего, чтобы не потерять налоговые
льготы, не усложнять отчетность,
не становиться более заметным
для проверяющих органов.
4. Европейский бизнес
находится в более выгодных
условиях, по сравнению с российским,
поскольку имеет доступ к различным
инструментам и программам системы
поддержки предпринимательства.
В частности, на Западе есть
масса программ бизнес-обучения
«без отрыва от производства»
как часть системы поддержки
предпринимательства.
5. Эффективная государственная
политика поддержки растущего
малого и среднего бизнеса
помогла бы реализовать российским
предприятиям значительный экономический
потенциал, что способствовало бы росту
экономики в целом, а также региональному
развитию. Причем речь идет не столько
о новых расходах государства на программы
поддержки, сколько о введении льготных
налоговых режимов, ослаблении «мертвой
хватки» местных чиновников, системной
борьбе с коррупцией. В России государственная
помощь бизнесу фактически обрывается
на этапе развития, роста бизнеса.
6. С учетом мнений большинства
предпринимателей, полученных в
ходе обследования, о низкой доступности
господдержки имеет смысл предусмотреть
мониторинг и оценку эффективности
и доступности услуг инфраструктуры
поддержки для российского бизнеса.
7. Важно максимально широко
информировать предпринимателей
об имеющихся программах и
инструментах поддержки через
Интернет-порталы, СМИ, в частности,
каналы распространения деловой
информации, Торгово-промышленную палату.
8. Государственным структурам
поддержки предпринимательства,
а также коммерческим организациям,
предоставляющим платные услуги
бизнесу, имеет смысл всячески
стимулировать интерес руководителей
предприятий и предпринимателей
к бизнес-обучению и повышению
квалификации. Масштабная реализация
таких программ, повышение уровня
руководства предприятиями приведет
к качественным изменениям, создаст
предпосылки для роста бизнеса,
повышения его прибыльности и
эффективности.
Список использованной
литературы
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
- Авилова А. Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне / А. Авилова // Предпринимательство в России. - 2008. - №3. - С. 15.
- Алимова Т. Проблемы малого и среднего бизнеса глазами предпринимателей / Т. Алимова, В. Буев // Вопросы экономики. -2008. - №11. - С. 18.
- Арустамов Э.А. Организация предпринимательства: учеб. пособие / Э.А. Арустамов, А.Н Пахомкин. - М.: МУПК, 2008. - 249 с.
- Асаул А.Н. Экономика предпринимательства: учеб. пособие / А.Н. Асаул. - М.: АСВ, 2009. - 186 с.
- Беляева О.А. Предпринимательское право России: курс лекций /О.А. Беляева. - М: Право, 2009. - 355 с.
- Бенини Р. Развитие малого и среднего предпринимательства в России: основные вопросы и сложности малого и среднего предпринимательства в переходных экономиках: учеб. / Р. Бенини. - М: Финансы, 2009. - 250 с.
- Бизнес планирование в малом предпринимательстве: учеб. пособие / ред. В.И. Олехнович. - Минск: Экоперспектива, 2007. - 124 с.
- Богатин Ю.В. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: учеб. пособие / Ю.В. Богатин. - М.: Финансы, 2008. - 254 с.
- Бусыгин А.Г. Предпринимательство: учеб. / А.Г. Бусыгин. - М.: Дело, 2009. - 640 с.
- Вакуров П. Объединения малых и средних предпринимателей / П. Ва-куров, С. Заславский. // Вопросы экономики. - 2009. - №11.-С. 12-15.
- Васильчук Е. Проблемы регионов становятся главным препятствием на пути рыночных реформ / Е. Васильчук // Финансовые известия. - 2001. - С. 10-12.
- Виленский А. Становление поддержки малого предпринимательства в регионах России: Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта: учеб. / А. Виленский. - М.: Инфомарт, 2009. - 214 с.
- Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: учеб. пособие / И.Н. Герчикова. - М.: Кон-салтбанкир, 2002. - 704 с.
- Казанцев А.П. Менеджмент предпринимательства: учеб. пособие / А.П. Казанцев. - М.: Инфра-М, 2003. - 230 с.
- http://www.gks.ru
- http://www.kommersant.ru
- http://www.rcsme.ru
- http://www.cfe.ru