Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа
Цель данного исследования – дать сравнительную характеристику малому и среднему предпринимательству в России и за рубежом.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
проведен анализ оценочных показателей развития малого и среднего предпринимательства в России и странах-членах ЕС;
дана оценка эффективности политики и форм поддержки развития малого и среднего бизнеса;
Итак, второй отличительной чертой структуры сектора среднего бизнеса является ее наметившийся в 2009 году донорский характер в пользу малого бизнеса. Перейти в категорию крупного бизнеса может лишь одна десятая процента действующих средних предприятий.
Экономически рост доли СП
с числом работников менее 100 человек
занятых объясняется
Рисунок 5. Распределение средних предприятий, учтенных БД ГС, по объему выручки /по предприятиям, указавшим объем выручки/, % к итогу (на конец периода)
Ценз по выручке - второй
критерий выделения сектора среднего
бизнеса. Согласно российскому законодательству,
к средним относятся
Анализ структуры средних
предприятий по объему выручки также
свидетельствует, что по шкале с
шагом в 200 млн. рублей представленность
размерных групп средних
Отличительной чертой структуры
средних предприятий по размеру
выручки является вызывающе большое
присутствие средних
На начало 2009 года средних предприятий - претендентов на переход в категорию малых было 90%! В течение 2009 года возникла тенденция стабилизации границ сектора. Доля СП с выручкой менее 400 млн. рублей снизилась до 68,9%, оставаясь по-прежнему критически высокой.
В структуре среднего бизнеса по размеру выручки обращает на себя внимание и верхняя страта, представленная средними предприятиями, чья выручка превышает предельное пороговое значение ценза в 1 млрд. рублей. Доля таких предприятий на начало 2010 года составляла 4,2%.
Итак, сектор среднего бизнеса представлен сбалансированными размерными группами, как по занятости, так и по выручке, удельный вес которых имеет тенденцию пропорционально сокращаться от нижних страт к верхним.
В то же время, размерная структура сектора носит ярко выраженный в пользу малого бизнеса донорский характер. Анализ размерных групп среднего бизнеса показал, что значительная часть действующих средних предприятий может уже в следующем году перейти в категорию малого бизнеса. Логично возникает вопрос, а как ведут себя малые предприятия, каковы перспективы их переходы в средний бизнес?
Анализ размерных групп сегмента малого бизнеса по числу занятых для среднего бизнеса - не обнадеживающий. Только 0,01% МП по итогам 2009 года попали в пограничную зону малых предприятий с числом занятых более 100 человек, то есть это порядка 160 предприятий, которые могут обеспечить рост сектора среднего бизнеса менее, чем на 1% (Рисунок 6).
Аналогична ситуация и
для структуры малых
Рисунок 6. Распределение малых (включая микро-) предприятий по средней численности работников /по предприятиям, указавшим число занятых/, % к итогу
(на конец периода)
Рисунок 7. Распределение малых предприятий (включая микро) по объему выручки/по предприятиям, указавшим объем выручки/, %
Учитывая, что при отнесении
хозяйствующего субъекта к какой-либо
категории малого и среднего бизнеса
ориентируются на критерий, имеющий
большее значение (в данном случае
таким критерием является выручка),
за счет малого бизнеса сектор средних
предприятий может вырасти
Судя по данным статистики, малые предприятия не стремятся перейти в категорию средних. И дело здесь даже не в отсутствии возможности роста, хотя факторов, ограничивающих эту возможность, объективно много. Здесь и всевозможные административные барьеры, и ограниченный доступ к внешнему финансированию, и влияние кризиса.
Проблема перерастания малого в средний бизнес глубже - у малых предприятий нет стимулов становиться средними. Действительно, с переходом на новый уровень малый бизнес лишается ряда льгот, у него усложняется отчетность, он становится более заметным для проверяющих органов. Список аргументов против перехода малого в средний бизнес можно продолжить. В этих условиях растущим малым предприятиям легче искусственно поделиться на два-три новых бизнеса, чем перейти в категорию среднего. В 2009 году, несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, число малых предприятий увеличилось практически на 20%. Безусловно, в этой дельте есть эффект успехов государственной поддержки малого бизнеса, есть предприниматели, которые были вынуждены заняться бизнесом по причине потери в кризис работы, но по экспертным оценкам, основной фактор прироста сектора малых предприятий - это искусственный рост, связанный с делением для оптимизации управления или созданием новых площадок для перевода имеющихся долгов.
Таким образом, малый бизнес
может стать полноценным
2.3 Критерии определения границ среднего бизнеса
На начало 2010 года в структуре БД ГС было зафиксировано 57,2 тыс.23 предприятий, которые по числу работников могли бы быть отнесены к среднему бизнесу - а именно предприятия, на которых работали от 101 до 250 человек.
Только 28,6% из них фактически являлись средними предприятиями. Основная доля (36,3%) не вошла в группу средних, поскольку представляла собою некоммерческие организации. Вторым по массовости фактором, отсекающим предприятия из категории средних, стал критерий объема выручки. Ему не соответствовали еще 25,7%. И наконец, последним отсекающим критерием стало требование к структуре уставного капитала. Ему не отвечали 9,4% предприятий (Рисунок 8).
Рисунок 8. Распределение предприятий с числом занятых от 101 до 250 человек, учтенных в БД ГС, указавших среднюю численность работников и выручку
По критерию выручки в БД ГС под средние предприятия подходит существенно меньшее число хозяйствующих субъектов. С точностью до предприятий, одновременно указавших и число занятых, и объем выручки - это 20,5 тыс. Таким образом, ценз по выручке "жестче", чем ценз по занятым практически в 3 раза. Это означает, что предприятия, отвечающее границам по численности занятых, встречаются примерно в 3 раза чаще, чем предприятия с установленными для средних пороговыми значениями выручки.
Из тех предприятий, которые подошли под средние по объему выручки, 58,1% не стали таковыми, поскольку не удовлетворяли критерию числа занятых. Вторым отсекающим фактором стал ценз по структуре уставного капитала, который не пропустил в ряды средних еще 7,4% предприятий с удовлетворяющей критериям средних предприятий выручкой.
Рисунок 9. Распределение предприятий с объемом выручки от 400 до 1000 млн. руб., учтенных в БД ГС, указавших среднюю численность работников и выручку
2.4 Основные проблемы среднего бизнеса. Предложения предпринимателей по формам поддержки
В ходе процесса исследования малого и среднего бизнеса в России Ресурсным центром малого предпринимательства, одним из методов которого являлось интервью, предпринимателями была дана оценка состояния своего бизнеса, а некоторые оценили ситуацию в секторе в целом. По мнению предпринимателей:
- главная проблема для
среднего бизнеса – это
- развитие бизнеса серьезно
сдерживают бюрократические
- налицо засилье монополизма;
- среда для бизнеса
становится все более
В таблице 5 приводятся наиболее интересные предложения, высказанные предпринимателями в ходе проекта:
Таблица 5 - Предложения предпринимателей по формам поддержки (по данным интервью)
Направления поддержки |
Предлагаемые меры поддержки | ||
В области налогообложения |
1. Снизить налоговую ставку до
10% от оборота, чтобы дать 2. Освободить от налогов все,
что идет на развитие бизнеса
– все средства на 3. Стабилизировать существующую систему налогообложения. | ||
В области консультирования: |
1. Организовать при содействии
ТПП независимое «Окно помощи»
для предпринимателей – 2. Нужна скорая юридическая | ||
| |||
Направления поддержки |
Предлагаемые меры поддержки | ||
В области госзаказа: |
1. Дать возможность | ||
|
1. Государство должно обратить
внимание на необходимость 2. Построить совместные 3. Разработать и организовать
для предпринимателей | ||
В области информационной поддержки: |
1. Шире информировать 2. Разработать и шире 3. В регионах организовать | ||
Поддержка промышленных предприятий: |
1. Разработать систему поддержки
промышленных предприятий 2. Государство должно создавать
реальные условия для развития
отечественной промышленности, машиностроения
в частности. Нужна реальная
поддержка отечественного
| ||
| |||
Направления поддержки |
Предлагаемые меры поддержки | ||
В области развития инфраструктуры:
|
1. Создавать среду для бизнеса,
шире использовать возможности
РСПП, ТПП. Их задача – помочь
бизнесу, используя для этого
государственные деньги. Адаптировать
возможности инфраструктуры | ||
В области поддержки инновационного бизнеса |
Развивать конкуренцию среди |
Подводя итоги проведенного анализа во второй главе, можно сделать следующие основные выводы:
В структуре действующих
предприятий средний бизнес занимает
очень скромную долю – 0,8% от общего
количества предприятий (на 1 января 2010
года). В то же время за последний
год действующие средние
Качественно средний бизнес
представляет собой группу предприятий,
которая активно стремится
В России у малого бизнеса нет серьезных стимулов становиться средним. Растущим малым предприятиям легче искусственно поделиться на два-три новых бизнеса, чем перейти в категорию среднего, чтобы не потерять налоговые льготы, не усложнять отчетность, не становиться более заметным для проверяющих органов.
Зачастую расширение сектора малых предприятий - это искусственный рост, имеющий целью оптимизацию управления или создание новых площадок для перевода накопленных долгов. Это рост, связанный с делением на несколько юридически самостоятельных предприятий, но фактически представляющих единый бизнес.
Крупный бизнес в настоящий
период, когда российская экономика
уже справилась с кризисом, также
не может рассматриваться в
Если говорить о возможностях расширения сектора среднего бизнеса за счет изменения критериев, то экономически правильным шагом является смягчение критерия объема выручки.
Среди двух количественных
критериев (число занятых и выручка)
наиболее жестким отсекающим фактором
является выручка. Это следует уже
из того, что в БД ГС число предприятий
с требуемым критерием
Если рассматривать ситуацию с менее жестким критерием – числом занятых, то здесь основным отсекающим фактором является адекватное требование отнесения юридического лица к категории коммерческого предприятия. Так, некоммерческие предприятия с числом занятых от 101 до 250 человек составляют более трети БД ГС. Четверть зарегистрированных в БД ГС предприятий не попала в разряд средних из-за несоответствия критерия выручки. Примерно десятая часть - из-за ограничений на структуру уставного капитала.
Информация о работе Значение малого и среднего бизнеса в экономике зарубежных стран