Алгоритм разработки анкеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:33, курсовая работа

Описание

Существует множество различных способов сбора данных. При сборе первичных данных исследователь может выбрать один из двух основных инструментов исследования — анкету или механические устройства (компьютер, сканер, детектор лжи и т.д.).
Анкета является наиболее распространенным инструментом. Гибкость её обусловлена множеством разных способов задавать вопросы. Составленную анкету следует тщательно проработать и протестировать — только после этого ее можно использовать в широких масштабах.

Содержание

Введение.
Часть первая. Разработка анкеты.
1.1. Введение анкеты.
1.2. Основная часть анкеты.
1.3. Заключительная часть анкеты.
Часть вторая. Анализ результатов анкетирования.
2.1. Анализ результатов ответов по Блоку №2.
2.2. Анализ результатов ответов по Блоку №2.
2.3. Анализ результатов ответов по Блоку №3.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 54.29 Кб (Скачать документ)

Национальный  исследовательский университет  «МИЭТ»

Факультет (институт) Экономики, управления и права

Кафедра маркетинга и управления проектами 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине

«Маркетинг» 

На тему:

«Алгоритм разработки анкеты». 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студент группы ЭУ-31 

Преподаватель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011

Содержание.

Введение. 3 стр.
Часть первая. Разработка анкеты. 4 стр.
    1.1. Введение анкеты. 5 стр.
    1.2. Основная часть анкеты. 6 стр.
    1.3. Заключительная часть анкеты. 8 стр.
Часть вторая. Анализ результатов анкетирования. 9 стр.
    2.1. Анализ результатов ответов по  Блоку №2. 9 стр.
    2.2. Анализ результатов  ответов по Блоку №2.
11 стр.
    2.3. Анализ результатов ответов по  Блоку №3. 12 стр.
    Заключение. 14 стр.
Список  использованной литературы. 15 стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Существует  множество различных способов сбора  данных. При сборе первичных данных исследователь может выбрать один из двух основных инструментов исследования — анкету или механические устройства (компьютер, сканер, детектор лжи и т.д.).

     Анкета  является наиболее распространенным инструментом. Гибкость её обусловлена множеством разных способов задавать вопросы. Составленную анкету следует тщательно проработать и протестировать — только после этого ее можно использовать в широких масштабах.

     Анкетирование в психологии используется с целью  получения психологической информации, а социологические и демографические  данные играют лишь вспомогательную  роль. Здесь контакт психолога  с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану  исследования, так как процедура  «вопрос-ответ» строго регламентирована.

     При помощи метода анкетирования можно  с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно  назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются  лишь его ответы). Анкетирование  проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей  по каким-то вопросам и охватить большое  число людей за короткий срок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Часть первая. Разработка анкеты. 

    Анкетирование - один из методов опроса клиентов в маркетинговом исследовании. Процесс анкетирования включает в себя следующие этапы: подготовка анкеты, на которую опрашиваемый должен дать ответы; распространение анкет, их обработка.

      Анкета - составляемый исследователями, аналитиками  опросный лист со списком вопросов, ответы на которые позволяют провести экономическое, социологическое обследование, изучить общественное мнение.

      Решения принимаемые при  разработке анкеты.

      При разработке анкеты необходимо принять  следующие решения:

    Предварительные:

    1. Какая именно информация требуется?
    2. Кто конкретно является целевыми респондентами?
    3. Какой метод связи будет использован при работе с респондентами?

    Решения о содержании вопроса:

    1. Действительно ли необходим данный вопрос?
    2. Достаточно ли этого вопроса для получения требуемой информации?
    3. В состоянии ли респондент правильно ответить на вопрос?
    4. Будет ли респондент правильно отвечать на вопрос?
    5. Существуют ли внешние обстоятельства, которые могут повлиять на ответ?

    Решения, касающиеся формулировки вопроса:

    1. Однозначно ли воспринимаются респондентами значения слов?
    2. Есть ли в вопросе слова и фразы-подсказки?
    3. Присутствуют ли в вопросе альтернативы-подсказки?
    4. Имеются ли не сформулированные предложения?
    5. Будет ли респондент подходить к вопросу с точки зрения исследователя?

    Решения о форме ответа

                      В какой форме лучше задать вопрос: с открытым ответом, многовариантным выбором или дихотомический вопрос?

      Решение о последовательности вопросов

                      Расположены ли вопросы в логическом порядке, позволяющем избежать ошибок?

      Решение о полиграфическом  исполнении анкеты

                      Позволяет ли печатная форма анкеты избежать затруднения респондентов и минимизировать ошибки заполнения?

      Предварительная проверка и корректировка

                      Прошёл ли окончательный вариант анкеты предварительную проверку с использованием респондентов, подобных привлекаемым к основному опросу? 

    Составление анкеты представляет собой исследовательский  процесс, включающий в себя выдвижение и обоснование целей, формулирование гипотез, разработку вопросов, определение  способа анкетирования, разработку аналитических таблиц для последующей  обработки и др. Анкета обычно состоит  из трех блоков:

    1) введения;

    2) основной части, состоящей из  перечня вопросов;

    3) заключительной части. 

    1.1. Введение анкеты.

    Во  введении кратко излагаются цели проводимого  исследования, указывается фирма, для  которой оно проводится. Важно чтобы респонденты понимали, что их ответы будут использоваться в их же интересах, т.е. время, потраченное ими на заполнение анкеты, не будет напрасным. Если вопросы касаются каких-либо деликатных обстоятельств, во введении следует обратить особое внимание на анонимность анкетирования, которую необходимо обеспечить.

    1.2. Основная часть анкеты.

    Основная  часть анкеты представляет собой  совокупность

    содержательно упорядоченных вопросов. При ее разработке надо уделить особое внимание содержанию вопросов, их типу (видам и разновидностям), числу, последовательности расположения в анкете, наличию или отсутствию контрольных вопросов. Нужно стремиться к тому, чтобы вопросы анкеты отражали существо проблемы, которую необходимо прояснить в ходе исследования. Для  этого рекомендуется использовать различные типы вопросов.

      Все вопросы анкеты можно разделить на открытые и закрытые.

    Закрытые  вопросы содержат все возможные ответы, и респонденты выбирают один из них.

    Например:

    «Оцените  ваши шансы на трудоустройство в  рамках специальности, получаемой в  университете после получения диплома:

    1.Высокие

    2.Средние

    3.Незначительные

    4.Никаких  шансов». 

    Достоинства закрытых вопросов:

    - большая скорость ответов;

    - наличие подсказки в самих  ответах, помогающей лучше понять  задаваемый вопрос, что снимает  часть неопределенности при неудачном  задании вопроса;

    - удобство ввода в электронные  базы данных, в том числе в  оперативные сканирующие устройства.

    Недостатки  закрытых вопросов:

    - возможное отсутствие среди вариантов  ответа, который был бы предпочтительнее  для респондента;

    - наличие подсказки в самих  ответах может изменить высказываемое  мнение респондента ("навязывание"  варианта ответа). 

      Открытые  вопросы предполагают свободный, вольный ответ респондента с использованием тех слов, которые он сочтет наиболее убедительными. Он сам формулирует фразы в ответе, пытаясь выразить то, что чувствует. Открытые вопросы незаменимы при выяснении мотивов, побуждающих людей совершать или не совершать покупки определенных товаров, изменять или не изменять своего отношения к изготовителю этих товаров и т.п.

      Пример  открытого вопроса:

      «Ожидаемый  уровень заработной платы ___________ руб.»

      Достоинства открытых вопросов:

      - не формируется предвзятое мнение  респондента заданными вариантами  ответов (не будет неправильных  ответов, респондент свободен  в своем изъявлении предпочтений  и не ограничен "нашими представлениями  о нем");

      - возможно формирование гипотез  проблемы по результатам проведенного  опроса, вариант постановки "открытой  проблемы перед респондентом.

      Недостатки  открытых вопросов:

      - неопределенность постановки вопроса  может увести респондента от  высказывания мнения по заданной  теме к высказыванию мыслей "вообще";

      - сложность ввода и накопления результатов опроса;

      - низкая скорость ответа;

      - низкая вероятность получения  ответа на вопрос (очевидно, что  респондент не всегда настроен  на ответ в "свободной"  форме).

      В итоге можно сказать, что открытые вопросы позволяют вести сбор качественной информации, закрытые — и качественной (правда, с меньшим набором оттенков), и количественной. Очевидно, что в одной анкете они должны дополнять друг друга.

      Размещение  вопросов в основной части.

      При построении анкеты следует учитывать размещение вопросов.

      Анкету  стоит начать с простых, но интересных вопросов. Важно в начале анкеты содержанием вопросов подчеркнуть, что исследователей интересует мнение респондентов, и они ценят его.

      Далее, после выяснения мнения респондентов, рекомендуется сначала помещать в анкете вопросы, затрагивающие  какие-либо широкие темы, а затем  более узкие.  

      1.3. Заключительная часть анкеты.

      В заключительной части анкеты размещаются вопросы, касающиеся личностных характеристик респондентов: пол, возраст, уровень доходов или принадлежность к тому или иному классу, семейное положение, количество детей и т.п. Иногда в этой части, если речь идет об анкетировании частных лиц, есть смысл попросить указать имя респондента, телефон, адрес. Но при этом всегда следует сделать оговорку на необязательность заполнения этих реквизитов. Если объектом изучения являются предприятия, в этой части анкеты можно попросить указать наименование организации, ее размер, местоположение, вид деятельности, имя и положение в организации лица, заполнявшего анкету. В самом конце анкеты следует указать дату проведения анкетирования, время и место. 
 
 
 

Информация о работе Алгоритм разработки анкеты