Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:41, курсовая работа
Экономический уклад и богатейший опыт знаний и навыков, приемов и
методов, которые характеризуют американский стиль в управлении бизнесом имели своим источником богатые культурные традиции, привнесенные различными культурами, вследствие двух предпосылок: наплыва иммигрантов и интерактивной экономической политики экспансии.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ
МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА
АНТИКРИЗИСНОГО И
СТРАТЕГИЧЕСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
3 курс очно-заочного
отделения
специальность 080502
«Экономик а и управление на предприятии (РГБ)»
группа 32 РГБ
по
дисциплине «Менеджмент»
на тему: Американская модель менеджмента
Исполнитель:
Рагулина Н.А
Научный
руководитель: ст.пр. Шамина Марина Сергеевна
Москва 2010
Содержание
Экономический уклад и богатейший опыт знаний и навыков, приемов и
методов,
которые характеризуют
Американский опыт может быть для нас интересен по двум причинам. Во-первых, с точки зрения копирования, применения приемов, методов, технологий и концепций управления с учетом их адаптации к местным условиям. Во-вторых, он может быть полезен, так как способен помочь более глубоко осмыслить и понять их управленческую психологию, мотивационную базу принятия решений, для более эффективного взаимодействия и развития сотрудничества с ними.
В этом исследовании используются три ракурса на американский опыт управления бизнесом - с точки зрения личности, корпорации и общества.
Американский менеджмент основывается на индивидуальной, предпринимательской инициативе. Прежде всего, его можно представить как брак индивидуализма и конкуренции заложенный в американской бизнес идеологии.
Индивидуализм отражает преимущество такой социальной конструкции, в которой каждый заботиться сам о себе. Американский менеджер имеет существенное позиционирование своего места и роли в управленческой системе. Это не только благодаря профессионализму и компетенции, но осознанию себя частью деловой культуры, традиций и опыта полученного на внутреннем и международном рынках. США на протяжении последних десятилетий постепенно уступают доля в мировом ВВП в объемах международной торговли ЕС, Японии. Этот процесс сопровождался обострением конкуренции на глобальных рынках. При этом, шло изучение опыта и моделей американского, японского и европейского менеджмента и усиление их взаимного влияния. Разрабатывая концепцию повышения конкурентоспособности, американцы большое внимание уделяют развитию науки и технологий. По оценкам аналитиков, отрыв в сфере исследования и коммерциализации высоких технологий от таких преследователей, как ЕС, Япония, составляет пять-шесть лет. Большое внимание придают в США сфере образования, которая стала локомотивом социально-экономического развития Американского общества. Теоретики систем управления качеством разработали и успешно внедряют на практике модели постоянного совершенствования бизнес процессов.
Американский менеджмент, в духовной составляющей полагается на христианскую религию протестантской конфессии. При этом, он в своих доктринах сумел объединить и сочетать в себе, более того, синхронизировать философию свободы творчества, использующей веру в Иисуса Христа, и необходимость приоритетности научного знания, как главного фактора в достижении успеха экономического развития.
Показательным является позиционирование одного из видных управленческих авторитетов президента и исполнительного директора американской корпорации General Electric Джека Уэлша (Jack Welch) сформулировавшего в управлении шесть золотых правил:
Нужно самому контролировать свою долю, иначе кто-нибудь другой начнет это делать.
ГЛАВА 1. Исторические предпосылки
формирования американской модели менеджмента.
Управление, как научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Этому способствовал целый ряд факторов, среди которых следует отметить демократичность страны,трудолюбие граждан, высокий престиж образования, а так же отсутствие государственного вмешательства в экономику. Страна была свободна от консервативных догм старого света, а создание монополий приводило к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса.
Основателем научного
Американский менеджмент
В американском обществе повышается социальная значимость «чина»
Происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата предприятия- гиганты испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с научно-обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Великая индустриальная
формулировка
общих целей и политики компании, а менеджмент
в первоначальном и узкотехническом смысле
понимался как контроль за их реализацией.
Каждый производственный процесс выделяется
в самостоятельную функцию и сферу деятельности
менеджмента. Число функций возрастает,
обостряется проблема их координации
и соединения на новой основе. Что бы их
объединить за каждой функцией закрепляется
штат специалистов (отдел, подразделение),
а общие координационные отдаются менеджменту.
Здесь важно отметить следующую закономерность.
Вначале собственник и менеджер представлены
в одном лице, затем управление отделяется
от капитала и производства. Вместо одного
капиталиста-менеджера возникает два
сообщества: акционеров и наемных руководителей.
Следующий этап развития: менеджеров много
и каждый следит за определенной функцией.
После этого единый менеджер-специалист
вновь дробится, и вместо него появляется
сообщество специалистов. Теперь менеджер
координирует работу специалистов, используя
для этого специальные инструменты координирования,
в частности, систему принятия решений,
цели политики компании. Именно с учетом
этих особенностей американской экономики
и формируется американская модель менеджмента.
Основоположником
науки управления по праву считается
американский инженер и исследователь
Ф. Тейлор (1856 - 1915). Предложенная им система
организации труда и
Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911). Основы системы Ф. Тейлора Умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения:
- Подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;
- Обучение и тренировка рабочих;
- Сотрудничество администрации и рабочих.
Важная характеристика системы - ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:
- определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;
- подбор функциональных мастеров - по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово - распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;
- введение инструкционных карт;
- дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата);
- калькуляция затрат на производство.
Резюмируя, можно сказать, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Научное
управление по Тейлору сосредотачивалось
на работе, выполняемой на самом
нижнем уровне организации. Тейлор и
его последователи
Другим представителем американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 - 1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.