Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:41, курсовая работа
Экономический уклад и богатейший опыт знаний и навыков, приемов и
методов, которые характеризуют американский стиль в управлении бизнесом имели своим источником богатые культурные традиции, привнесенные различными культурами, вследствие двух предпосылок: наплыва иммигрантов и интерактивной экономической политики экспансии.
В-третьих, применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь управлением, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.
В-четвертых, партисипативное управление объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом - оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению.
В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины «производственной демократии» («демократии на рабочих местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов, как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредников и т.д., т.е. внешней по отношению к предприятию среды. Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении.
Первая революция, по их мнению, связана с отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности. Вторая революция характеризуется появлением менеджеров, т.е. людей особой профессии. «Производственная демократия» (или партисипативное управление) стала рассматриваться как форма соучастия всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Авторами идеи «производственной демократии» принято считать социологов Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять посредством производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а затем и в целом по промышленности. Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации.
Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям:
- предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;
- привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. п.);
- предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;
- участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;
- предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений.
В настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:
1. Участие
рабочих в управлении трудом
и качеством продукции на
2. Создание
рабочих советов (совместных
3. Разработка систем участия в прибыли.
4. Привлечение
представителей рабочих в
2.4 Управление качеством
В современном американском сознании, проблема качества эта проблема выбора между философией предпринимательства, частью которой является философия качества и потребительской философией. Именно в противостоянии подходов творца и потребителя, рождаются новые концепции, усовершенствуются старые. Достижения глобальных компаний Японии стали дополнительным вызовом в развитии и совершенствовании американцами систем управления качеством.
Занимаясь исследованиями проблем управления качеством, американцы создали продуктивную сеть разработки и внедрения высоких стандартов качества, состоящей из институтов качества, ассоциаций, консультационных фирм. Используя разные передовые подходы, теоретики качества, такие как, Деминг, Джуран, Кресби сходились в одном, что качество - это исходная точка в восходящей спирали удачи. Представьте такую последовательность: высокое качество, гордость работников фирмы за высокое качество продукта, удовлетворение покупателей, высокая доля рынка, большая выручка, низкие затраты, высокие прибыли, крупные инвестиции, еще более высокое качество и т.д. по нарастающей. Продолжающаяся рецессия в американской экономике обострила недостатки в системах управления качеством.
В то время как управленцы всегда говорили о том, что они «верят» в качество, что они «за» качество и всегда «боролись» за качество, большинство из них начинает понимать, что ориентировались в основном на достижение некоего приемлемого уровня качества.
По мнению теоретиков качества, несмотря на лозунги и призывы, качество пока еще не стало для американцев первоочередной задачей. Большинство руководителей компаний, управляющих экономических стратегов пока не думают о проблемах качества постоянно и ежедневно. Качество остается одной из важных проблем для американской экономики в период реорганизации, поскольку эта реорганизация еще незакончена.
В тоже время в последние пять лет все больше компаний строят свою деятельность с использованием шести базовых принципов управления качеством:
1) деятельность по повышению качества должна выступать составной частью стратегии компании;
2) сокращение издержек продуктивнее за счет постоянного улучшения процесса, чем просто уменьшение затрат;
3) для решения производственно-сбытовых проблем необходимо проводить постоянную, целенаправленную работу, а не ждать возникновения кризисной ситуации;
4) поставщики должны быть партнерами, а не противниками, которых можно обвинить во всех жизненных неудачах;
5) каждый работник должен постоянно повышать свою квалификацию;
6) необходимо помнить, что каждый работник обслуживает своего потребителя как внутри компании, так и вне ее.
Ряд крупных передовых компаний, таких как «Моторола», «Ксерокс», «Хьюлетт-Паккард» и ряд других, разработали и внедрили более совершенные и глубокие программы повышения качества, что позволило им избежать хаоса и добиться существенных положительных результатов.
Например, компания «Ксерокс» еще в начале 80-х годов начала проводить в жизнь специальную стратегическую программу тотального обеспечения качества, девизом которой стал лозунг «Лидерство через качество». Для реализации этой цели была перестроена вся деятельность компании. В компании был создан специальный центр управления качеством, который координировал и направлял работу в этой области. В результате только за два года реализации этой программы качество сборочных операций возросло на 63%, надежность продукции на 20%, а издержки снизились на 20%. Повышение качества продукции обеспечило возможность на 10% увеличить долю рынка.
Перенимая японский опыт управления качеством, многие американские компании внедрили у себя разработанную японцами систему организации производства «точно во время», а также использовали так называемые «кружки качества». Благодаря системе точно во время американским корпорациям удалось улучшить производственный процесс и снизить издержки.
Эффект от внедрения кружков качества американскими корпорациями также превзошел все ожидания. Например, для компании «Вестингауз» специальный колледж «качества» организовал подготовку в области качества двадцати тысяч работников объединенных в 2000 «кружков качества». Это помогло компании в последние три года увеличить производительность труда на 7% в год. Кроме этого, увеличить на пятьдесят процентов объем производства без привлечения внешних ресурсов.
Таким
образом, в американской модели менеджмента
системе управления качеством отводится
главенствующая роль. Об этом свидетельствует
и ряд разработанных и успешно
внедренных теорий и концепций систем
управления качеством, таких, например,
как тотальное управление качеством, шесть
сигма и др.
2.5 Особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской.
С точки зрения философии
фирмы, в американской модели менеджмента
замена руководства фирмы сопровождается
сменой управленческих работников и рабочих.
В японской модели со сменой руководства
философия фирмы не изменяется. Кадры
остаются, так как действует система «пожизненного
найма». Цель фирмы, по американской модели,
- рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных
вкладчиков, а в японской - обеспечение
роста прибыли и благосостояния всех
работников фирмы. Организационная структура
управления. Согласно американской модели
менеджмента, корпорация состоит из автономных
отделений, используются матричные структуры
управления, а японская модель предполагает,
что фирма состоит из автономных в коммерческом
плане отделений, высока роль функциональных
служб в штаб-квартирах, используются
проектные структуры управления. Наем
и кадровая политика.
В американской модели: наем работников
на рынке труда через сеть университетов,
школ бизнеса и др.; нацеленность на индивидуальную,
личную карьеру; при найме работника проверяется
его соответствие вакантной должности
с помощью таких методов, как конкурс,
оценка знаний, навыков в специальных
«центрах оценки», сдача экзаменов на
должность; индивидуальная оценка и аттестация
работников; оплата труда в зависимости
от индивидуальных результатов и заслуг
работника. В японской модели: широко используется
труд выпускников вузов и школ; переподготовка
и обучение внутри фирмы, без отрыва от
производства; продвижение по службе с
учетом выслуги лет; оплата труда в зависимости
от возраста и стажа работы в фирме (так
называемая уравнительная зарплата). Организация
производства и труда. В американской
модели: основное внимание уделяется не
производству, а адаптации с внешней средой;
работники выполняют работы на основе
четкого исполнения должностных инструкций;
ставки зарплаты строго определены в зависимости
от должности, выполняемой работы и квалификации;
зарплата устанавливается в соответствии
со спросом и предложениями на рынке труда.
В японской модели: основное внимание
уделяется цеху — низовому звену производства,
используется система «точно вовремя»
(Канбан) без создания запасов и межоперационных
заделов; работа групп (кружков) качества
и осуществление жесткого контроля качества
на всех стадиях производственного процесса
всеми работниками фирмы, обязанности
между работниками строго не распределены;
работники выполняют различные виды работ
в зависимости от ситуации, девиз — «действуй
по обстановке». Стимулирование работников.
В американской модели стимулирование
работников значительно ниже, чем в Японии,
хотя доход президента крупной американской
корпорации в среднем в три раза выше,
чем президента японской фирмы. В японской
модели: при благоприятном финансовом
положении премии выплачиваются два раза
в год (каждый раз по два-три месячных оклада);
осуществляются выплаты и льготы из социальных
фондов: частичная или полная оплата жилья,
расходы на медицинское страхование и
обслуживание, отчисления в пенсионные
фонды, доставка на работу транспортом
фирмы, организации коллективного отдыха
и др. Внутрифирменное планирование. В
американской модели: процесс планирования
децентрализован, отделениям планируются
основные финансовые показатели, затраты
на производство, сбыт и НИОКР, которые
могут корректироваться в течение года;
по каждому новому виду продукции используются
«стратегические хозяйственные центры
(СХЦ). В японской модели: внутрифирменные
отделения имеют планы на три года, включающие
в себя инвестиционную политику и мероприятия
по внедрению новой техники, а также перспективные
планы на 10— 15 лет; планы разрабатываются
по принципу скользящего планирования
отделениями фирмы, в плане отделения
показывается объем производства, количество
продукции в натуральном выражении, прибыль,
штатное расписание, перечень поставщиков,
Финансовая политика. В американской модели:
администрация фирмы перераспределяет
прибыль между отделениями, расширение
производства происходит за счет покупки
(поглощения, слияния) других корпораций;
имеет место самофинансирование корпораций.
В японской модели: часть прибыли отделения
(до40%) используется им самостоятельно;
прибыль направляется на рационализацию
производства, на сокращение материальных
затрат и внедрение новых ресурсосберегающих
технологий, на модернизацию оборудования;
происходит широкое привлечение заемных
средств. В последнее время американские
корпорации начали внедрять у себя нововведения,
приведшие японские фирмы к значительному
успеху. Так, американская компания «Дженерал
Моторс» внедрила систему «точно вовремя»,
а другая компания «Дженерал Электрик»-
«кружки качества». Однако не все методы
управления, используемые в Японии, приживаются
на американской земле. Это относится
к системе долгосрочного или «пожизненного
найма» работников, образованию за счет
отчислений от прибылей фирмы фондов для
удовлетворения нужд работников и др.
Западногерманские теоретики школы “человеческих
отношений” выступали за более жесткий
подход к управлению персоналом, чем их
коллеги в США и Японии. В Англии, Голландии,
Норвегии, Швеции и других странах Запада
широко прорабатывались также вопросы
привлечения работников к “участию в
управлении”.Западноевропейские ученые
оказали
заметное влияние на формирование подхода
к управлению с позиции “социального
человека”. Этот подход позволял изучать
поведение людей сточки зрения воздействия
на них группового поведения. Большинство
исследователей считают, что теория и
практика управления в США достигли
значительно более высокого уровня развития,
чем в других странах мира. По их мнению,
высокая производительность труда в США
обеспечивается за счет лучшей организации
производства. Работая на европейском
рынке, американские бизнесмены получают
высокие прибыли, умело приспосабливаясь
к разным условиям на рынках. Именно отставанием
в организации производства и подбора
кадров западноевропейские ученые объясняют
так называемый технологический разрыв
между США и Европой. Одной из причин создавшегося
положения следует считать то, что американцы проводят
в Западной Европе политику подчинения
европейских стран своим стратегическим
планам.
Глава
3. Современное
состояние американского менеджмента
http://revolution.allbest.ru/