Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:17, курсовая работа
Главная цель курсовой работы - исследование маркетинговой деятельности ОАО «Городской молочный завод №1». В основные задачи входит дать теоретическое обоснование маркетинговой стратегии предприятия, проанализировать хозяйственную деятельность предприятия и деятельность на рынке молочной продукции, предложить рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
Объектом исследования выступает открытое акционерное общество «Городской молочный завод №1». Предметом исследования являются аспекты организации маркетинговой деятельности на этом предприятии.
В качестве методов исследования предприятия выступают следующие:
анализ рынков сбыта и стратегия маркетинга;
прогноз деятельности предприятия после внедрения предложенных
мероприятий.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Современный уровень развития маркетинга……………………………5
1.1. Концепции маркетинга………………………………………….........5
1.2. Современное состояние маркетинга в АПК РБ……………………..10
1.3. Зарубежный опыт развития агромаркетинга………………………..13
2. Анализ состояния маркетинга на предприятии…………………………17
2.1. Анализ внутренней среды предприятия……………………………...17
2.2. Маркетинг на предприятии и проблемы его использования………..26
3. Возможные модели развития маркетинга на предприятии…………….29
3.1. Анализ возможных моделей развития маркетинга………………..29
Заключение…………………………………………………………………..36
Список использованной литературы……………………………………….38
Приложения…………………………………………………………………..39
Проведенные исследования и опыт работы за 2006 год показывают, что объем реализации продукции предприятия в будущем году увеличится, продукция будет пользоваться стабильным спросом.
Для достижения этой цели предприятие использует два вида каналов распределения:
- одноуровневой канал (заключено более 1000 договоров)
схема 1.
В Минске и Витебске функционирует одноуровневый канал, что позволяет оперативно, без удорожания доставлять в торговую сеть продукцию предприятия.
- двухуровневый канал
схема 2.
Двухуровневый канал позволит доставить и реализовать продукцию предприятия с длительными сроками годности в регионы и на экспорт.
Увеличение объема продаж в 2007 году планируется осуществить за счет еще более гибкой ценовой политики предприятия, постоянной разработки и ввода в производство новых видов продуктов, более масштабной рекламной компании, постоянном удержании на высоком уровне качества выпускаемой продукции, выход и продвижение продукции на рынки РФ и дальнего зарубежья.
Глава 3. Возможные модели развития маркетинга на предприятии.
3.1. Анализ возможных моделей развития маркетинга.
При условии приобретения и установки высокотехнологичного оборудования и дальнейшего выпуска высококачественной продукции, что является отличительной особенностью предприятия, объем реализации продукции предприятия будет по-прежнему увеличиваться.
На диаграммах представлена реализация некоторых видов продукции на рынке города Минска в 2005 и 2006 гг.
Диаграмма 1.Реализация сырков Диаграмма 2. Реализация сырков
глазированных в 2005г.
по г. Минску.
Диаграмма 3. Реализация зерненного Диаграмма4. Реализации творога
творога в 2005 г.
по г. Минску
[Примечание. Источник: 12]
Необходимо подчеркнуть, что увеличение доли ОАО «ГМЗ №1» на внутреннем рынке происходит не только за счет вытеснения импорта и отечественных производителей, а главным образом, за счет увеличения емкости внутреннего рынка путем выпуска ассортимента совершенно новых видов молочной продукции с добавлением йода, селена, лактулозы, бифидодобавок с длительными сроками годности и в улучшенной, привлекательной упаковке.
Таблица 8. План производства новых видов продукции на 2007 год
№ п/п | Наименование товара | Ед. изм. | Объем производ-ства | Экономиче-ский эффект, млн.руб |
1 | Сырки глазированные (новые виды) | Тонн | 120 | 74,7 |
2 | Творог зерненый «Славянские традиции» | Тонн | 400 | 87,4 |
3 | Сметана «Славянские традиции» | Тонн | 100 | 12,5 |
4 | Молоко «Славянские традиции» | Тонн | 60 | 37,2 |
5 | Йогурт «Утро» | Тонн | 25 | 5,4 |
6 | Творог обогащенный микроэлементами | Тонн | 15 | 2,5 |
7 | Творожные изделия с различными наполнителями | Тонн | 15 | 5,2 |
| ИТОГО | Тонн | 553 | 224,9 |
[Примечание. Источник: 12]
Основными же направлениями на ближайшие пять лет считается расширение ассортимента сырков глазированных, производство и реализация творога зерненного, приобретении линии ультрафильтрации, дальнейшее продвижение плавленых сыров.
Расчеты по реализации данных видов продукции сведены в таблице:
Таблица 9. Реализация глазированных сырков на период 2006-2010 гг.
Вид сырка | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Обоснование |
На печенье | 25-30% | 20-25% | 15-20% | 10-15% | 8% | Самый пик продаж придется на 2006-2007 гг. так как в республике в этот период аналогов данному виду сырков предположительно не будет, далее будет прогрессировать спад, так как данный вид товара станет традиционным, повсеместно выпускаемым. |
На круглом печенье | 30-33% | 22-24% | 16-18% | 12-24% | 8-10% | Очень высокий рост даст в 2007-2008 году, но на январь – февраль 2006 года этот вид сырков является самым востребованным. |
С посыпками С кусочками | 30-35% | 23-25% | 17-19% | 12-14% | 7-9% | Темпы роста резко не снизятся при условии добавления новых ориги-нальных видов посыпок. |
Шарики Трюфели | 39-46% | 32-37% | 28-31% | 26-28% | 21-27% | Так как этот вид станет настоящей сенсацией на рынке республики, аналогов на белорусском рынке и на рынке РФ нет, а также он выгодно отличается по форме, вкусовым качествам, то этот вид будет пользоваться устойчивым спросом у покупателя, и существенного снижения темпов роста не будет на протяжении всех 5 лет. |
На зефире На суфле | 20-25% | 15-20% | 10-15% | 5-10% | 3-5% | За счет того, что таких видов сырков не выпускает ни одно предприятие ни в РБ, ни за рубежом, и ниша свободна, то эти виды продукции дадут достаточно высокий рост объема продаж. |
На мармеладе | 24-29% | 17-21% | 13-15% | 10-12% | 7-9% | Исходя из опыта внедрения и продаж данного вида продукта украинских молочных заводов, можно смело сказать о высоком спросе на эти сырки и спрогнозировать данный рост в нашем случае |
Со взбитым творогом, С запеченным творогом | 15-20% | 24-29% | 25-30% | 16-18% | 9-10% | Так как предположительно покупатель будет частично возвращаться к традицион-ным сыркам 50г, что придется на 2007-2008гг, целесооб-разно будет выпустить аналог, который в то же время будет являться и новинкой, особенно хорошо будет продаваться сырок с запеченным творогом из-за своих вкусовых качеств. |
Сырок типа «Рафаэло» | - | - | 38-40% | 36-38% | 34-36% | Так как данный вид продукта является достаточно «экзотическим», вкусовые качества очень высоки, этот вид даст устойчивый рост. |
[Примечание. Источник: 12]
Анализируя рынок глазированных сырков, можно сделать вывод о том, что сырки глазированные с наполнителями 40г изживают свой жизненный цикл и покупатель отдает предпочтение новым видам, которых становиться все больше, целесообразно максимально снизить их выработку, т.е. производить самые продаваемые виды, исходя из данных по реализации за 2005-2006гг. (черника, ежевика, клубника, вишня, вареная сгущенка, карамель, белая карамель, лесной орех-шоколад, экзотик, кокос, арбуз, дыня, белая сгущенка).
Для выполнения вышеуказанных показателей роста объема продаж сырков глазированных, необходимо учитывать следующие предложения:
1. Сырки глазированные на зефире- около 1500 кг/сутки:
- ананас (300 кг), клюква (300 кг), черника (300 кг), лесная ягода (400кг),
сгущенка (400 кг).
2. Сырки глазированные на суфле- около 1500 кг/сутки:
- шоколад (400 кг), вишня (300 кг), амаретто (500 кг), лимон (300 кг).
3. Сырок глазированный круглый, 25г- около 1200 кг/сутки:
- клюква (450 кг), сгущенка (500 кг), капуччино (250 кг).
4. Сырки глазированные на мармеладе- около 1800 кг/сутки:
- ежевика (300 кг), лимон (200 кг), красная смородина (400 кг),
апельсин (360 кг), вишня (460 кг).
В последующем, ориентируясь по ситуации, при росте, либо падении объемов продаж, виды наполнителей могут быть заменены на более продаваемые.
При проведении анкетирования покупателей и товароведов торговой сети г.Минска в сентябре 2006 года, маркетологами отдела продаж был сделан вывод о том, что творог зерненный пользуется устойчивым спросом у покупателя, рынок творога зерненного в республике не насыщен- в Беларуси его его производят только три предприятия: КПУП «ГМЗ №3», «Савушкин продукт» и ОАО «ГМЗ№1»
В среднем по г.Минску реализация творога зерненного выглядит следующим образом:
«Савушкин продукт»:
- крупные магазины в основном заказывают творог зерненный через день
по пять ящиков (15 кг раз в 2 дня), итого за месяц выходит около 225 кг;
- более мелкие магазины заказывают 2 ящика в неделю (6 кг в неделю),
итого за месяц выходит около 12 кг.
КПУП «ГМЗ №3»:
- крупные магазины заказывают в основном творог зерненый каждый день
по 8 ящиков (24 кг в день), итого за месяц выходит около 720-725 кг;
- более мелкие магазины заказывают 1 ящик в неделю (3 кг в неделю),
итого за месяц выходит около 12 кг.
ОАО «ГМЗ №1»:
При проведении устного интервьюирования и активного продвижения новинки среди товароведов г. Минска по молочной группе товаров была получена следующая информация:
Творог зерненный «Славянские традиции» заказывают примерно около 2-3 ящиков в день (или 6 кг), что составляет 180 кг ежемесячно. Соответственно, потребность г.Минска в твороге зерненном на январь месяц составила 75-80 тонн в месяц.
Итак, на основании этих исследований, с учетом потребительского спроса, роста благосостояния населения на зимний период 2007 года, можно сделать следующие предположительные расчеты по реализации творога зерненного:
Таблица 10. План реализации продукции в 2007 году.
Период | Реализация (с учетом сезонности) |
Январь-апрель | Около 225 тонн |
Апрель-май | Около 110 тонн |
Май-сентябрь | Около 285 тонн |
Сентябрь-декабрь | Около 325 тонн |