Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:37, курсовая работа
Целями написания курсовой работы является анализ рыночной деятельности действующего предприятия, выявление недостатков и преимуществ его в работе с покупателями, а также описание возможных путей развития организации.
Задачами являются: научиться делать анализ конкуренции, исследовать спрос покупателей, оценить влияние микро- и макромаркетинговой среды на деятельность предприятия.
Введение
5
1 Описание прОФИЛАКТОРИЯ
6
2 Описание услуг прОФИЛАКТОРИЯ
8
3 Исследование спроса
10
4 Анализ микромаркетинговой среды предприятия
12
5 Сегментирование рынка
17
6 ХАРАКТЕРИСТИКА СЕГМЕНТОВ И ПОВЕДЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ, ВЫБОР СЕГМЕНТА ПО КРИТЕРИЯМ
7 Позиционирование
19
22
8 Анализ макромаркетинговой среды предприятия
24
9 Анализ методом SWOT
25
Заключение
32
Список использованных источников
33
Проведя сравнительный
и оценочный анализ конкурентов,
было выявлено, что исследуемый мною
санаторий-профилакторий «Жемчу
Цены в данном учреждении
вполне приемлемы, плюсы этой здравницы
в том, что люди могут уходить
домой после прохождения
Но, не смотря на все недостатки среди потребителей есть постоянные клиенты и разовые покупатели, которых следует привлекать новыми заманчивыми предложениями. Профилакторий смело смотрит в будущее, изучает новые методики оздоровления, закупает оборудование, придумывает программы развлечения, ставит новые цели и добивается высоких результатов.
5 СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ПУТЕВОК
Рынки состоят из покупателей, различающихся по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, заболевания, покупательские отношения и привычки. Любую из этих переменных можно использовать для сегментирования рынка.
Сегментирование рынка – это процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах, характеристиках и поведении. Сегмент состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга.
Таблица 6 – Сегментирование рынка по признакам и факторам
Признак |
Фактор |
Характеристика |
Количество | |
1 Географический |
Населенные пункты |
г.Новодвинск г.Архангельск Архангельская область (ближайшие населенные пункты) |
97 % 1 % 2% |
1940 чел 20 чел. 40 чел |
2.Социодемографический |
Возрастные рамки |
Работники АЦБК Пенсионеры АЦБК, частные лица Дети |
62,5%17,5%20% |
1250 чел 350 чел 400 чел |
3 Поведенческий. |
Потребности |
Активный отдых Оздоровление и лечение |
27% 73% |
540 чел 1460 чел |
4 Психографический |
Стиль жизни |
отдыхающие, которыми руководят потребности отдыхающие, которыми руководят внешние факторы отдыхающие, которыми руководят внутренние факторы |
63%
28%
9% |
1260 чел
560 чел
180 чел |
Проанализировав приведенные выше данные можно сделать вывод о том, что главным клиентом на рынке являются жители города Новодвинска, а, в частности, работники АЦБК. Цель пребывания в санатории-профилактории большинства это лечение и оздоровление организма. Здравницу, в большинстве своем, посещают люди, которые руководствуются своими потребностями в отдыхе и лечении. По критериям сегментирования, представленным в таблице 6, сформированы сегменты в таблице 7.
6 ХАРАКТЕРИСТИКА СЕГМЕНТОВ И ПОВЕДЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ,
ВЫБОР СЕГМЕНТА ПО КРИТЕРИЯМ
Емкость рынка – это максимально возможный объем продаж, который может совершить предприятие на данном рынке в конкретное время при сложившемся уровне цен.
Ер = Количество покупателей*N потребления * Средние цены.
Определим Ер как годовой показатель. По данным Комитета статистики Архангельской области, норма потребления примерно составляет 50 тысяч отдыхающих в санаторно-курортных организациях. Средняя цена за путевку 15 тысяч рублей.
Ер = 2000* 50 000 * 15 000= 1500 000 000 000тыс.руб.
Таблица 7 – Характеристика сегментов
Характеристика |
Сегмент 1 |
Сегмент 2 |
Сегмент 3 |
Сегмент 4 |
Общая |
Работники АЦБК |
Пенсионеры АЦБК |
Дети работников АЦБК |
Частные лица |
Специфика |
Проходят лечение в период отпуска или в свободное от работы время. |
Так как находятся на пенсии, то целыми днями находятся в профилактории. |
Отдых в летний период тех детей, у которых нет возможности уехать за город. |
Основную часть составляют приезжие, которые проживают на территории профилактория. |
Потребности |
Оздоровление организма |
Лечение, оздоровление организма, общение с людьми. |
Отдых, общение, активный проведение свободного времени, игры, развлечение. |
Лечение и оздоровление организма. |
Изменение обслуживания |
Те, кто работает, могут принимать пищу и использовать лечебные процедуры в удобное для них время. |
Наименьшее количество процедур, небольшие нагрузки. |
Меньше оздоровительных процедур. Преобладает активный отдых. |
Так как проживают на территории профилактория, то никаких особых изменений в обслуживании нет. |
Таблица 8 – Критерии для отбора сегмента
Характеристика |
Работники АЦБК |
Пенсионеры АЦБК |
Дети работников АЦБК |
Частные лица |
1.Количественный |
1250 путевок в год |
250 путевок в год |
400 путевок в год |
100 путевок в год |
2.Доступность |
Много желающих. Поэтому путевка доступна только 1 раз в год. Большие скидки. |
Много желающих. Поэтому путевка доступна только 1 раз в 2 года. Большие скидки. |
Желающих больше, чем путевок – доступен не всем. |
Так как отдыхающие в основном приезжие, то здравница менее доступна и удобна для пребывания. Менее доступен в связи с высокими ценами. |
3.Прибыльность |
Так как основную денежную массу оплачивает АЦБК, то эти категории клиентов наиболее выгодны санаторию. |
Из-за дорогостоящих путевок количество желающих ограниченно. | ||
4. Защищенность сегмента от конкуренции |
Находится в черте города, большие скидки. |
Хорошее лечение, питание. |
Таким образом, по результатам проведенного сегментирования были выбраны группы потребителей, в сотрудничестве с которыми заинтересована компания, а также произведена оценка данных сегментов по наиболее существенным критериям.
Целевыми потребителями являются работники АЦБК. Для клиентов важно близкое расположение санатория-профилактория к месту работы и проживания, возможность комплексного оздоровления организма. Исходя из проведенного анализа, следует сделать вывод, что выбранные сегменты могут рассматриваться профилакторием в качестве целевых.
Санаторию необходимо уделять внимание работе именно на этих сегментах, разрабатывая предложения, наилучшим образом отвечающие потребностям потенциальных клиентов.
6 ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПУТЕВОК
Позиционирование –
это процесс выявления таких
характеристик и позиций
При выборе путевок потребители, прежде всего, ориентируются на хорошую известность и месторасположение, поэтому будем проводить позиционирование по этим двум критериям.
На рисунке 2
приведена схема
Рисунок 1 – Карта позиционирования товаров конкурентов
Рисунок 2 – Карта потребительских предпочтений
Рисунок 3 – Сводная карта
Анализ построенных схем свидетельствует о том, что по выбранным критериям в более выгодном положении находятся «Жемчужина Севера» в связи с удобным месторасположением и «Беломорье» по рейтингу известности. Из карты потребителей ясно, что клиентам важнее месторасположения санатория, чем его известность.
Сводная карта показывает, что предлагаемые здравницей условия соответствуют выявленным потребностям и предпочтениям большей части целевых потребителей.
Потенциальным клиентам достаточно важно:
1. Месторасположения профилактория
2. Известность профилактория.
Таким образом, компании следует развивать
деятельность на выбранном сегменте, профессионально
и качественно оказывая лечебные услуги
и культурно-массовые мероприятия, применяя
индивидуальный подход к каждому, заботиться
о хороших условиях проживания и вкусном
питании, детально изучая его потребности.
Необходимо стремиться в сторону усовершенствования
методик лечения. Всё это позволит профилакторию
поддерживать высокий уровень спроса
на предлагаемые услуги, будет способствовать
установлению тесных отношений с постоянными
клиентами. Это приведет к росту цен, но
позволит в большей степени удовлетворять
потребности отдыхающих.
8 АНАЛИЗ МАКРО-МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРОФИЛАКТОРИЯ
На профилакторий и всю его микросреду оказывают воздействие мощные факторы, которые могут открыть для санатория новые возможности или стать источником серьезной угрозы. Эти силы не поддаются контролю здравницы, но она может и должна внимательно следить за ними и реагировать на их действия.
Таблица 9- Анализ макросреды профилактория
Фактор |
Характеристика |
Выводы, примечания | |
Общая |
Специфическая | ||
экономический |
1 Общий уровень экономического развития 2 Система налогообложения |
1 Уровень покупательской способности
2 Размеры налогов |
1 Снижение покупательской способности вызовет снижение спроса 2. Влияют на прибыль профилактория |
демографический |
1 Персонал
2 Потребители |
1 Требования к квалификации кадров 2.1 Рождаемость населения 2.2Заболеваемость клиентов |
1 Квалификация сотрудников влияет на уровень лечения. 2 Позволяет сохранить и увеличить сектор потребителей |
Социально – культурные факторы |
1 Культурные и национальные традиции |
1 Потребности и интересы |
Позволяет проводить мероприятия, посвященные праздникам |
техническая среда |
1 Состояние техники |
Новшество аппаратов и методик лечения |
Изношенность оборудования
ведет к неэффективности |
Проанализировав макросреду ОАО «Быт» санатория-профилактория, можно сделать вывод о том, что необходимо вовремя реагировать на изменения внешней среды профилактория; учитывать изменения Налогового кодекса РФ, уделять высокое внимание техническим факторам, например, изношенности оборудования, которая может повлечь в дальнейшем большой ущерб для санатория. Также следует следить за изменением демографической ситуации, тем более, что в настоящее время Правительство РФ стремится различными мерами стимулировать семьи к рождению детей, что непосредственно повлияет на детские заезды в летние лагеря.
9 АНАЛИЗ МЕТОДОМ SWOT
Метод SWOT- анализа – это способ анализа сильных и слабых сторон предприятия, угроз и возможностей для него, позволяющий оценить его стратегическое развитие. Цели:
1) Определение слабых, но наиболее важных сторон деятельности предприятия;
2) Определение тех
сильных сторон предприятия,
3) Разработка маркетинговой программы по улучшению деятельности предприятия.
Таблица 10 - Общая характеристика сильных и слабых сторон, возможностей и угроз компании
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- известность и репутация компании -наличие постоянного покупателя - широкий ассортимент услуг - удачное расположение - высокое качество предоставляемых услуг - высокое качество обслуживания - наличие клиентской базы - опыт работы в санаторно- -информационная - удобные для клиентов условия оплаты услуг - наличие собственного транспорта - хорошее питание - финансовая устойчивость - наличие устойчивых связей с посредниками |
- средний уровень квалификации персонала - низкая прибыльность - время работы основного офиса - отсутствие активной рекламы - отсутствие программы стимулирования - невысокая доля рынка в Архангельске -недостаточная осведомлённость о деятельности конкурентов - низкая заработная плата - текучесть кадров -изношенное оборудование |
Угрозы |
Возможности |
- зависимость от посредников - Чрезвычайные ситуации (пожары, стихийные бедствия) - неопределенность внешней среды компании - обострение конкуренции - сезонность спроса - потеря постоянных клиентов - ухудшение экономической ситуации - снижение платежеспособности потенциальных клиентов - угроза появления
новых конкурентов, - изменение потребностей и требований покупателей на рынке - Повышение тарифов, ставок налогов, сборов - Снижение платежеспособности потребителей |
- регулярное повышение квалификации персонала - предложение дополнительных услуг - проведение маркетингового исследования - более глубокое проникновение на рынок - улучшение сервиса
и сокращение времени на обслуж - удержание клиентов - выход на новые сегменты рынка - активизация рекламной деятельности - Замена оборудования |
Таблица 11 – Оценка важности сильных и слабых сторон профилактория
Сильные стороны |
Качества |
Важность | ||||||
Очень сильные |
Сильные |
Нейтральные |
Слабые |
Очень слабые |
Высокая |
Средняя |
Низкая | |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 | |
1 Маркетинг |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1.1 Предприятие хорошо известно |
1.1 |
1.1 |
||||||
1.2 Выгодное географическое положение |
1.2 |
1.2 |
||||||
1.3 Индивидуальный подход к клиенту |
1.3 |
1.3 |
||||||
1.4 Наличие отдела маркетинга |
1.4 |
1.4 |
||||||
1.5 Наличие клиентской базы |
1.5 |
1.5 |
||||||
1.6 Реклама в СМИ |
1.6 |
1.6 |
||||||
1.7 Высокое качество обслуживания |
1.7 |
1.7 |
||||||
Финансы 2.1 Финансовая устойчивость |
2.1 |
2.1 |
||||||
2.2 Высокая прибыльность |
2.2 |
2.2 |
||||||
2.3 Удобные для клиентов условия оплаты услуг |
2.3 |
2.3 |
||||||
2.4 Простота финансового учёта |
2.4 |
2.4 |
||||||
2.5 Наличие собственных денежных средств |
2.5 |
2.5 |
||||||
2.6 Высокая рентабельность продаж |
2.6 |
2.6 |
||||||
Организация 3.1 Просвещенное руководство |
3.1 |
3.1 |
||||||
3.2 Уровень квалификации персонала |
3.2 |
3.2 |
||||||
3.3 Опыт работы в санаторно-курортной сфере |
3.3 |
3.3 |
||||||
3.4 Распределение обязанностей |
3.4 |
3.4 |
||||||
3.5 Связи с посредниками |
3.5 |
3.5 |
||||||
3.6 График работы |
3.6 |
3.6 |
||||||
3.7. Высокая дисциплина |
3.7 |
3.7 |
||||||
Реализация 4.1 Высокая квалификация рабочих |
4.1 |
4.1 |
||||||
4.2 Использование современных технологий |
4.2 |
4.2 |
||||||
4.3 Новое оборудование |
4.3 |
4.3 |
||||||
4.4 Разработка новых направлений |
4.4 |
4.4 |
||||||
4.5 Широкий ассортимент услуг |
4.5 |
4.5 |
Информация о работе Анализ маркетинговой среды ОАО «Быт» Санатория-профилактория