Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:11, творческая работа
В последнее время российский рынок алкогольных напитков, восстановившись после кризиса, характеризовался значительным ростом как в денежном, так и в натуральном выражении. Повышение благосостояния населения и качества предлагаемой продукции положительно сказалось на развитии рынка, привлекло к нему внимание российских и зарубежных инвесторов.
Московский
государственный университет
факультет государственного управления
Исследование
по курсу «Маркетинг»
Анализ российского рынка пивной продукции.
Работу
выполнили:
Данилова Даша
Миллер Кристина
2 курс, 205 группа.
Москва 2011 год
Обзор ситуации на рынке алкогольной продукции в России.
В последнее время российский рынок алкогольных напитков, восстановившись после кризиса, характеризовался значительным ростом как в денежном, так и в натуральном выражении. Повышение благосостояния населения и качества предлагаемой продукции положительно сказалось на развитии рынка, привлекло к нему внимание российских и зарубежных инвесторов.
Помимо собственно роста рынка происходит изменение его структуры. В России, всегда «славившейся» большим потреблением водки, увеличивается доля продаж слабоалкогольных напитков (особенно пива), которые уже опережают водку и другие крепкие напитки по объемам потребления. Однако существующая в России диспропорция цен на различные алкогольные напитки сдерживает рост потребления вина и пива. Это выражается в том, что в России чистый алкоголь, содержащийся в водке, стоит в 2 раза дешевле, чем в пиве, и в 4 раза дешевле, чем в вине. В более развитых странах такая диспропорция отсутствует и потребителю, по сути, безразлично, в каком виде потреблять алкоголь.
Другая тенденция
российского алкогольного рынка
— увеличение доли потребления алкоголя
более «дорогих» сегментов, что
особенно заметно на гримере пивной
отрасли. Если в начале 90-х годов
большинство россиян могли
Существенно влияет на динамику развития рынка алкогольной продукции вопрос его регулирования, требующий компромисса между свободой выбора потребителя и здоровьем нации. Если сравнить систему регулирования пивного рынка в различных странах, то окажется, что самый либеральный вариант существует как раз в России. У нас более низкие ставки акцизов, их доля в розничной цене также ниже, чем, к примеру, в Германии или в Финляндии, где регулирование алкогольного рынка вообще одно из самых строгих в мире.
Сегодня у нас все больше говорится об ужесточении существующего регулирования. Какими могут быть его последствия? Во-первых, любое ужесточение, будь то повышение акцизов, таможенных пошлин или введение дополнительных ограничений на рекламу и розничную торговлю, приведет к росту цен и последующему падению объемов продаж либо из-за отказа от потребления алкоголя, либо из-за перехода на более дешевые напитки, например водку. А во-вторых, увеличение акцизов повышает мотивацию выпуска нелегальной продукции, приводя к сокращению налоговых поступлений от производства и реализации алкогольной продукции. Таким образом, перед законодателями снова встает вопрос поиска «золотой середины», которая позволит учесть интересы потребителя и отрасли.
Тип отрасли: Пивная промышленность в России(сырьевая переработка).
Пиво — один из древнейших алкогольных напитков. Из-за его питательности этот напиток часто назывался жидким хлебом. Первые свидетельства об употреблении пива относятся к VI тысячелетию до нашей эры.
Пространственные ограничения рынка и уровень государственного регулирования :
Д.Медведев значительно ограничил продажу пива.
Сейчас мы перечислим меры государственного регулирования , которые неблагоприятно скажутся на фирмах отрасли пива, но положительно на потребителе и государственном интересе.
В июле 2011 Госдума приняла закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» Теперь на продажу и рекламу пива наложены те же ограничения, что и на крепкий алкоголь.
Согласно
документу с 1 января 2013г. запрещается
продажа любой алкогольной
Закон вводит
обязательную маркировку
Предусматривается
ввести запрет на розничную продажу и
распитие алкогольной продукции, в том
числе пива, в детских, образовательных,
медицинских организациях, на объектах
спорта, в организациях культуры (за исключением
пунктов общественного питания), на всех
видах общественного транспорта, на остановках,
на станциях метро, на автозаправках; на
оптовых и розничных рынках, на вокзалах
и в аэропортах (исключение составляют
магазины беспошлинной торговли); на военных
объектах; в местах массового скопления
граждан и местах нахождения источников
повышенной опасности, определенных органами
госвласти субъектов РФ. Эти ограничения
действуют также на прилегающих к указанным
местам территориях и в нестационарных
торговых объектах.
Распивать
спиртные напитки также
Запрещена
продажа любой алкогольной
По мнению аналитиков «Уралсиба», на данную группу ритейлеров приходится около 25% совокупных продаж пива, и, хотя новый закон ограничит объемы потребления пива, предприятия продуктовой розницы увеличат продажи за счет роста спроса на пиво в обычных магазинах.Также новый закон будет способствовать увеличению продаж напитков в ресторанах.
Закон направлен на противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции, усиление контроля за ее производством, а также для профилактики алкоголизма среди молодежи.
Факторы влияющие на рыночную конъюктуру:
В связи с ужесточением закона мы можем сделать следующий прогноз: производителей пива, скорее всего, ожидает уменьшение спроса (сверх того, что их продажи уже пострадали от повышения акцизов), по крайней мере в среднесрочной перспективе, пока не изменится схема потребления этого напитка.
Цена: повышение цен на спиртные напитки ведет к падению уровня потребления алкоголя, а понижение цен - к его росту.
Емкость рынка, доля фирмы на рынке, анализ потребителей, сегментация рынка.
Емкость рынка пива определяется двумя параметрами: уровнем потребления пива л/чел в год и численностью населения (если не учитывать миграцию и другие демографические показатели). Кроме того, объемы продаж пива в том или ином регионе определяются общим потребительским потенциалом (который учитывает розничный товарооборот и расходы населения по товарным категориям), традициями и стилем потребления и т.п.
На сегодня емкость российского рынка пива эксперты оценивают в 580 млн. долл. в год или около 6 млрд.. Срок окупаемости вложений в производство пива значительно меньше, чем на Западе
Потребителями пива является население от 15 до 65 лет. В основном, мужская часть населения. Также активными потребителями пива является молодежь (юноши и девушки) от 15 до 30 лет.
Потребители пива в России– это население с низким и средним уровнем дохода, от которого зависит объем потребления пива импортного или отечественного производства.
Население с низким уровнем дохода предпочитает пива отечественного производства (Балтика, Жигулевское, и т.д.), а население со средним уровнем дохода предпочитает известные на российском рынке импортные бренды (Kozel и др.).
Пиво является товаром массового спроса, т.е. для вывода данного вида товара не требуется особая дифференциация рыночных сегментов, так как потребителем пива является каждый третий россиянин.
При сегментации рынка и позиционировании товара в данном случае необходимо ориентироваться на среднего российского потребителя. На наш взгляд, преимуществом производителя будет предложение линейки товара по разным ценовым диапазонам.
Российская пивоваренная промышленность отличается довольно высоким уровнем концентрации производства и капитала. Всего в отрасли насчитывается чуть более 300 предприятий и это число постоянно уменьшается, но на семерку крупнейших производителей приходится около 75% рынка.
ОАО "Пивоваренная
компания "Балтика" лидер российского
рынка пива с долей более 39% самая
крупная России компания в сфере
производства товаров народного
потребления пивоваренные заводы в
10 городах России - в Санкт-Петербурге,
Ярославле, Туле, Воронеже, Ростове-на-Дону,
Самаре, Челябинске, Красноярске, Хабаровске,
Новосибирске; завод в Баку (Азербайджан)
Производимые товары
"Балтика", крупнейший бренд в России и второй по объему продаж в Европе.
"Арсенальное", бренд №2 в России и лидер экономичного сегмента.
"Невское",
один из ведущих брендов в
премиальном сегменте
"Ярпиво", один из ведущих брендов в среднеценовом сегменте.
"Tuborg", ведущий лицензионный бренд в России, а также другие широко известные лицензионные бренды -Carlsberg, Asahi, Kronenbourg 1664.
Ведущие региональные бренды, такие как "ДВ", "Купеческое", "Уральский Мастер".
Потенциал, динамика и рентабельность рынка.
Пива в 2004 году было выпито в России 54 литра на душу населения - в 2,3 раза больше, чем было при социализме в середине 80-ых годов на пике потребления алкогольной продукции, что заставило власти тогда начать антиалкогольную компанию. И это не могло не остаться без внимания!
В прошлом году
индекс производства пивоваренной отрасли
составил 94,1% к уровню 2009 г. Большинство
экспертов связывают падение
сектора с трехкратным
Кроме того,
пивоварам пришлось
По данным Росстата, в 2010 г. объем производства пива в РФ составил 1021 млн дал, что на 5,9% меньше по сравнению с 2009 г. Сокращение выпуска наблюдалось третий год: в 2009 г. индекс объема производства составил 95,2%, в 2008 г. — 99,4%.
Официальная статистика показывает, что в январе текущего года средняя потребительская цена пенного напитка отечественного производства составила 56,8 руб. за 1 л, что на 18% больше, чем в первом месяце 2010 г. По оценкам компании «Очаково», рост цен привел к 12-процентному падению продаж в среднем по отрасли.
Среднедушевое потребление пива в России в 2010 г. сократилось на 2,9 л — до уровня 72 л на человека в год.
В то же время далеко не все аналитики оценивают ситуацию на рынке пива как тяжелую и разделяют опасения производителей. По их мнению, увеличение пивных акцизов будет частично компенсировано повышением минимального порога цен на более крепкие напитки, и максимальное снижение пивного рынка по итогам года не превысит 10%. Кроме того, рентабельность производства пива по-прежнему остается высокой - около 20-30%. Чистая прибыль крупнейших пивоваренных компаний России измеряется десятками миллиардов рублей. Поэтому у участников рынка еще достаточно ресурсов для сохранения активности на рынке и запусков новых проектов
Информация о работе Анализ российского рынка пивной продукции