Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:56, курсовая работа
Цель данной работы – проведение анализа влияния внешней среды организации на перспективы развития организации. Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи: изложить теоретические основы взаимодействия организации с внешней средой (общая характеристика внешней среды организации; факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия);провести анализ внешней среды организации (анализ макроокружения отрасли; анализ стратегии конкурентов; оценка и анализ конкурентной позиции предприятия);разработать стратегии на основе анализа внешней среды предприятия.
Введение 4
1. Теоретические основы взаимодействия организации с внешней средой 6
1.1. Общая характеристика внешней среды организации 6
1.2. Факторы внешней среды прямого и косвенного воздействия 13
2. Анализ внешней среды организации 19
2.1. Краткая экономическая характеристика организации 19
2.2. Анализ макроокружения отрасли 24
2.3. Анализ стратегии конкурентов 27
2.4. Оценка и анализ конкурентной позиции предприятия 28
3. Разработка стратегии на основе анализа внешней среды предприятия 31
Заключение 37
Список использованных источников 40
Приложение
Анализ внешней среды дает ООО «АЛЕКС» время для прогнозирования возможностей - составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, обычно выделяют в семь областей: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение.
Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.
Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает ООО «АЛЕКС» возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.
Изучение
непосредственного окружения
Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения ООО «АЛЕКС» в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет ООО «АЛЕКС» лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Анализ
рынка рабочей силы направлен
на то, чтобы выявить его
Внешняя среда живет постоянно, меняется и оказывает большое влияние на организацию. При анализе внешних факторов обычно выделяют два их типа: факторы прямого воздействия, иногда называемые ближайшее окружение, и факторы косвенного воздействия, иногда называемые общее окружение.
На рисунке 4 приведены элементы среды прямого и косвенного воздействия.
Рисунок 4. Элементы среды прямого и косвенного воздействия
В
среде прямого воздействия
При рассмотрении внешней среды и ее влияния на организацию и экономику в целом в последнее время все больше учитывают влияние неэкономических факторов (социокультурные факторы и др.) на экономические процессы.
Вместе с тем, внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.
Изучение действий и поведения конкурентов имеет большое значение для формирования стратегии. От стратегических намерений конкурентов зависит, какие ответные шаги будут лучшими для компании в данный момент - либо защита от действий конкурентов, либо применение наступательных стратегий.
Определение стратегий конкурентов. В таблице 2.2 представлена простая для применения схема характеристики стратегических намерений конкурентов.
Таблица 2
Классификация
целей, позиций и стратегий
Название | Характеристика |
Конкурентные масштабы | Локальные, региональные, национальные, глобальные |
Стратегические намерения | Быть лидером, быть среди лидеров, нет стремления быть лидером, сохранение позиций, только выжить |
Цели
относительно рыночной доли |
Агрессивное расширение через приобретение и внутренний рост, расширение через внутренний рост, расширение через приобретение (удержание существующей) доли рынка, отказ от некоторой доли рынка в целях достижения краткосрочных целей |
Конкурентная позиция (ситуация) | Усиление позиции,
способность сохранить |
Стратегические действия в рамках стратегии развития | Варианты интенсивного роста с перечнем стратегических действий в каждом подвиде, возможность диверсификации, направления интегративной стратегии, виды сокращения, оборонительные действия, шаги наступления. |
Конкурентная стратегия | Следование низкоценовому лидерству, дифференциации (основанной на качестве, сервисе, репутации компании и прочему) или фокусированию (сегмент и основное преимущество) |
Такого краткого обзора конкурентов совместно с анализом карты стратегических групп обычно бывает достаточно, чтобы диагностировать намерения конкурирующих компаний.
Основные способы получения информации о конкурентах: отслеживание общественных заявлений относительно их намерений и планов, изучение прошлых действий и стиля руководства топ-менеджеров конкурирующих фирм, посещение презентаций и иных публичных мероприятий конкурентов.
Заключительным
этапом анализа отрасли и конкуренции
является обзор всей отраслевой ситуации
и формирование заключения о привлекательности
или непривлекательности
Оценить конкурентную позицию ООО «АЛЕКС» поможет SNW-анализ.
SNW-анализ
– это усовершенствованный
Для проведения SNW-анализа необходимо заполнить следующую таблицу (таблица 3).
Таблица 3
SNW-анализ ООО «АЛЕКС»
Наименование стратегической позиции | Качественная оценка | ||||||
S | N | W | |||||
1. Корпоративная стратегия | + | ||||||
2. Организационная структура | + | ||||||
3. Финансы как общее финансовое положение | + | ||||||
4.
Продукт как Программное обеспечение Информационно-консультационные услуги |
+
+ + |
||||||
5. Структура затрат (уровень себестоимости) по бизнесу (в целом) | + | ||||||
6.
Дистрибуция как система |
+ | ||||||
7.
Способность к лидерству в
целом, в том числе:
Первого лица Всего персонала |
+ |
+ + |
|||||
8.
Уровень производства в целом, в том
числе:
Качество материальной базы |
+
+ |
||||||
9. Уровень маркетинга | + | ||||||
10. Уровень менеджмента | + |
Продолжение табл. 3
11. Качество торговой марки | + | ||
12. Качество персонала в целом | + | ||
13. Репутация на рынке | + | ||
14. Репутация как работодателя | + | ||
15. Отношение с органами власти в целом | + | ||
16. Отношение с профсоюзами | + | ||
17. Отношение со смежниками | + | ||
18. Послепродажное обслуживание | + | ||
19. Корпоративная культура | + | ||
20. Стратегический альянс | + |
По результатам анализа были выявлены сильные стороны предприятия: высокая конкурентоспособность продукции и услуг, хорошо налаженная система дистрибуции, высокое качество торговой марки, отличная квалификация персонала, хорошая репутация продукции на рынке, качественное послепродажное обслуживание.
Слабыми конкурентными сторонами ООО «АЛЕКС» являются: нестабильное финансовое положение, низкий уровень маркетинга.
Для уточнения конкурентной позиции предприятия следует провести сравнительный анализ конкурентоспособности ООО «АЛЕКС» и фирм-конкурентов (таблиув 4).
Таблица 4
Оценка факторов конкурентоспособности ООО «АЛЕКС»
Факторы | ООО «АЛЕКС» | Конкуренты | ||
ООО «Консультант Прим» | ООО «Консультант Плюс» | ООО «Дальконсультант» | ||
Качество программного обеспечения | Система «Гарант». Высокое, подтвержденное соответствующей документацией | Система «Консультант-Плюс». Высокое, подтвержденное соответствующей документацией | Система «Консультант-Плюс». Высокое, подтвержденное соответствующей документацией | Системы «1С: Бухгалтерия», «Консультант-Плюс». Высокое, подтвержденное соответствующей документацией |
Качество
информационноконсультационных |
Высокое | Среднее | Высокое | Среднее |
Местонахождение | Одна из центральных улиц города, вблизи от остановки, оживленное место. Есть место для парковки. | Оживленное место, центр города. | Не очень оживленное место, есть место для парковки. | Непосредственно на остановке. |