Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 21:07, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение основных видов монополий; особенностей современной монополизации экономики; действующего в России антимонопольного законодательства и перспектив его усовершенствования, а также законодательства стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для России.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и виды монополии;
- определить Сущность антимонопольного законодательства
- охарактеризовать особенности развития антимонопольного законодательства в России;
- выявить особенности антимонопольного законодательства за рубежом.
Введение…………………………………………………………………………3
I. Понятие и виды монополии………………………………………………….5
1.1. Сущность монополии…………………………………………………5
1.2. Виды монополии……………………………………………………..11
II. Антимонопольное законодательство……………………………………….16
2.1. Сущность антимонопольного законодательства……………………16
2.2. Особенности развития антимонопольного законодательства
в России……………………………………………………………….18
2.3. Особенности антимонопольного законодательства за рубежом…..29
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников и литературы…………………………..36
Приложения
2) Покупатель заинтересован в том, чтобы цена на товар была как можно ниже. Эта проблема также связана с отсутствием выбора – есть только один вид товара по данной цене - либо покупаешь, либо нет. Монополист естественно поставит цену выше, чем та цена, которая была бы в условиях конкурентного рынка. Это будет сделано с целью получения максимальной прибыли от продажи товара или слуги.
3) Покупатель заинтересован в высоком качестве покупаемых товаров и услуг. В принципе монополист понимает, что если он будет выпускать некачественные товары и услуги спрос на них может упасть, но существует такие товары и услуги, без которых не может прожить не один человек(или хотя бы какая-то категория людей), и производя такую продукцию монополист может снизить (хотя бы ненамного) качество выпускаемой продукции, с целью получения большей прибыли.
4) Покупатель заинтересован в постоянном улучшении покупаемой продукции (связь с общим техническим прогрессом). В конкурентном рынке почти каждый день выходит усовершенствованный вид товара или услуги. Но на монополистическом рынке не будет наблюдаться такого прогресса, т.к. товар и так будет покупаем, то зачем монополисту вкладывать деньги в постоянные исследования – их просто можно проводить намного реже. Все исследования на монополистическом рынке, скорее всего, связанны с уменьшением себестоимости выпускаемого товара.
5) Присутствие монополистов на рынке в конце концов вызывает сосредоточение большого капитала в руках одного человека или же группы людей, что создает социальный барьер между богатыми и бедными. Как всем известно это вызывает бурные недовольства, забастовки акции протеста и накаляет обстановку в стране. Сюда же модно отнести и ту проблему, что монополист не дает развиваться мелкому и среднему бизнесу на своем рынке так как в его руках сосредоточенна основная власть. Тем самым он лишает возможности заработать какую то часть людей.
6) Монополист понимает,
что если он просто повысит
цену на товар, то спрос на
этот товар упадет, а следовательно
упадет и выручка монополиста.
Но свой доход он может
Итак, присутствие монополии
на рынке товара или услуги оказывает
неблагоприятное влияние на экономическое
положение в стране. В итоге при такой
ситуации выгоду получает лишь сам монополист.
Следовательно можно говорить о необходимости
применения антимонопольного законодательства,
в любом государстве, не только убирая
монополии с рынка, но и предупреждая их
появление.
2.2
Особенности развития
антимонопольного законодательства
в РФ
В социалистических странах борьбы с монополиями не было как таковой. Наоборот, государственное планирование прямо предусматривало создание крупных предприятий, Это считалось наиболее рациональным способом организации выпуска продукции, обеспечивающим снижение затрат за счет эффекта масштаба.
В результате этого, экономика России оказалась суммой гигантских предприятий: ¾ всех занятых работали на предприятиях с числом работников более 1 тысячи человек, и эти предприятия производили 75% всей промышленной продукции. Но даже в такой огромной стране, как Россия, не нужны были гиганты, производящие одинаковую продукцию.(Приложение 3)
«Гигантские заводы-монополисты в России всегда были равнодушны к техническому прогрессу. Именно сверхмонополизированная структура российской экономики сделала ее неэффективной и превратилась в главный барьер на пути рыночных преобразований».
Сегодня в России создано свое антимонопольное законодательство. Однако реализовать его на практике чрезвычайно трудно, поскольку речь приходится вести о ее воссоздании конкуренции. Тем не менее, государство не только старается создать условия для развития различных структур производства, но и поддерживает конкуренцию, эффективно применяя антимонопольное законодательство.
Изменение
экономической системы в
Такое
законодательство начало создаваться
с принятием в 1991 г. Закона «О конкуренции
и ограничении
Роль государства в регулировании рыночной экономики.
Без активной роли государства не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной экономики. За государством всегда сохраняются классические функции, такие, как: обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монопольными тенденциями. Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.
Центральный вопрос государственного регулирования – проблема разработки стратегии социально-экономических преобразований в стране с четким определением конечных целей, приоритетов, этапов.
Реализация экономических реформ потребовала создания нового адекватного законодательства. Важнейшим комплексом законов, призванных обеспечивать эффективное продвижение реформ, становление и развитие рыночной экономики, являются законы, регулирующие отношения, влияющие на конкуренцию на рынках Российской Федерации, призванные обеспечивать предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Несмотря
на относительно небольшой срок существования
российского конкурентного
1. Начальным этапом считается принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон о конкуренции определил основные положения государственной конкурентной, в том числе антимонопольной, политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации производства и сбыта.
2. Второй этап — формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8).
3. Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в ноябре 1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Такое установление пределов осуществления гражданских прав согласуется с положением ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
4. Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства можно считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции.
А. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.
Б. Правовое оформление политики демонополизации.
В. Создание специального законодательства, развивающего правила добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота.
5. Пятый этап связан с отменой монополии внешней торговли, либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.
6. Шестой этап — формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.
Обобщая обзор истории законодательства Российской Федерации, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к середине 1999 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.
Об остроте проблемы свидетельствует практика антимонопольных законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и антимонопольной деятельности на товарных рынках» устанавливает перечень жестких запретов на действия государственных и местных органов управления, направленных на ограничение конкуренции дает ГКАП (Государственный Комитет Антимонопольной Политики) России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм антимонопольного законодательства.
Федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на:
Анализ деятельности антимонопольных органов России показывает, что только за 1996 год они приняли к рассмотрению около тысячи заявлений по нарушению антимонопольного законодательства.
Практика
показывает, что в различных субъектах
Российской Федерации имеют место
несколько видов нарушений
Во многих регионах Российской Федерации сохраняется практика необоснованного препятствования предпринимательской деятельности путем усложнения порядка лицензирования и произвольного расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию.
Также значимой группой нарушений Закона о конкуренции является необоснованное предоставление льгот отдельным хозяйственным субъектам. Например, признано противоречащим антимонопольному законодательству и отменено решение МПС России, которое обязывало собственников грузовых вагонов, не относящихся к парку МПС России приобретать новые узлы для ремонта вагонов за счет собственных средств, в то время, как действующие инструкции предполагают единые правила проведения планового ремонта подвижного состава для всех организаций, независимо от подведомственности и форм собственности. Тем самым создавались особые условия для предприятий, располагавших собственным вагонным парком и не входящих в МПС России.