Антимонопольное законодательство в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение основных видов монополий; особенностей современной монополизации экономики; действующего в России антимонопольного законодательства и перспектив его усовершенствования, а также законодательства стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для России.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и виды монополии;
- определить Сущность антимонопольного законодательства
- охарактеризовать особенности развития антимонопольного законодательства в России;
- выявить особенности антимонопольного законодательства за рубежом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
I. Понятие и виды монополии………………………………………………….5
1.1. Сущность монополии…………………………………………………5
1.2. Виды монополии……………………………………………………..11
II. Антимонопольное законодательство……………………………………….16
2.1. Сущность антимонопольного законодательства……………………16
2.2. Особенности развития антимонопольного законодательства
в России……………………………………………………………….18
2.3. Особенности антимонопольного законодательства за рубежом…..29
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников и литературы…………………………..36
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Никифорова Kursovik_ves.doc

— 293.00 Кб (Скачать документ)
 

    Так же выбор фирмой-монополистом цены и объема производства можно изобразить графическим способом. (Приложение 1) 

    Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем.

    Любая фирма, спрос на продукцию которой  не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут  соответственно выше и ниже, чем  в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

    Поэтому график предельного дохода монополиста  имеет более крутой наклон, нежели график индивидуального спроса на его продукцию.

    Попытаемся  определить правило максимума прибыли  для монополиста. Монополист пытается максимизировать прибыль, увеличивая разницу между общим доходом  и общими издержками. Следовательно, для монополиста, верно, что в точке максимума прибыли MR=MC (т.е. предельный доход равен предельным издержкам). (График 2) 

    График 2 

    P, MR,

         MC        D 

                            MC

                 

      P

        m
 

                    E

                    

                            D(AR)

    

    Q                             MR          Q

       m 

    Равенство предельного дохода предельным издержкам  для монополиста также является критерием для определения оптимального объёма продаж(Qm). А поскольку монополист не может повлиять на спрос потребителей, то для определения монопольной цены при данном объёме Qm необходимо подняться до кривой спроса D. Итак, монопольная цена будет равна Pm.

    Если  монополист захочет сократить объем  продаж, то он явно недополучит определенную часть возможной прибыли, так  как предельный доход MR будет превышать предельные издержки MC. На графике возможный проигрыш монополиста в этом случае характеризуется заштрихованным участком слева. Если же монополист захочет выиграть за счет реализации больших объемов продукции, чем Qm , то его прибыль уменьшится по сравнению с максимально возможной из-за того, что его предельные издержки MC  будут во все большей мере превышать предельный доход MR. На графике возможный проигрыш в этом случае характеризуется заштрихованным участком справа. Таким образом, условиями максимизации прибыли для фирмы-монополиста являются выпуск продукции в объеме, при котором MR=MC, и реализация данного объема выпуска по цене Pm, соответствующей цене спроса (для этого объема).

    1.2 Виды монополий

     Монополии можно классифицировать по разным видам. По месту в торговых сделках различают объединения, единолично продающие определенные товары множеству продавцов – монополия, и объединения, единолично скупающие какие-то продукты у всех продавцов – монопсония.

    По  масштабам охвата рынка монополия  может установиться в отраслевом масштабе – чистая монополия или монопсония, или охватить масштаб национального хозяйства – абсолютная монополия, например,  внешней торговли государства. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной конкуренции.

    В зависимости от характера и причин возникновения можно выделить:

    - естественные монополии (возникающие в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии ,базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее;

    - легальные монополии (защищенные от конкуренции авторскими правами, патентами, торговыми марками);

    - искусственные монополии (создаваемые ради получения монополистических выгод в формах картелей, синдикатов, трестов, концернов и др.).

    Так же монополии разделяются на: закрытые,  и открытая.

    Закрытая  монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом1.

    Открытая  монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией2.

    Фактически  все монополии могут считаться  открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

    Так же немаловажным является определение  простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.

    Учёными выделяются несколько последствий  монополизации:

    I.  недопроизводство товаров

  1. завышение цен
  2. предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.

    IV. х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

    Главная особенность монополизации российского  рынка состоит в том, что она  сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.

    Социалистическая  экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором  каждое предприятие не было вполне автономно,  а являлось составной  частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны  в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному двум заводам.

    Причин  для такой концентрации выпуска  продукции было несколько. Большое  значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт, вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу.

    Другая  причина была связана с удобством  централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие  решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными  плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.

    В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как в человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения жизнедеятельности всего организма (какие-то функции возложены на сердце, какие-то – на печень, какие-то – на желудок), так и в социалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие – в другой продукции. При этом советские монополисты были узко специализированны: один завод выпускал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа (скажем, почек) в человеческом организме.

    Причем  дублирование было минимальным или вовсе отсутствовало. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Еще чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%!!!)  было подвержено сильной монополизации.

    Таким образом, если в странах рыночной экономики монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых  компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя. При этом монополизм в социалистической экономике был распространен значительно шире, чем в рыночной.

    Начало  рыночных реформ в нашей стране привело  к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

    Однако  гораздо большее значение имело  изменение условий хозяйствования. Благодаря им резко усилились  последствия монополизации и  ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации,  до той поры сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу. При этом старый порок советских монопольных производителей – х-неэффективность – сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма, в свою очередь, негативно повлияло на общий ход реформ в стране.

 

    II. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

    2.1 Сущность антимонопольного  законодательства

 

    Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

    К числу вопросов, регулируемых антимонопольным  законодательством, относятся:

    1. Промышленное регулирование – это выборочное регулирование цен (тарифов) внутри отраслей коммунального обслуживания;

    2. Социальное регулирование – это государственное регулирование условий производства товаров, их физических характеристик и влияния производства этих товаров на общество;

    3. Промышленная политика – политика государства, направленная на приоритетное развитие отдельных отраслей, товаров или технологий.

    Необходимость применения антимонопольного законодательства легко понять сравнивая удобные для покупателя условия на рынке, и ситуацию, которая возникает на рынке вследствие появления на нем монополиста :

          1) Необходимость выбора. Каждый покупатель нуждается в возможности выбора товара или услуги, которую он хочет приобрести. Если же на рынке товара присутствует монополист, то вполне вероятна такая, ситуация когда покупатель будет лишен возможности выбора – монополист будет производить только один вид товара или услуги, так как нужда в данном товаре и отсутствие выбора заставит покупателя приобрести его.

Информация о работе Антимонопольное законодательство в РФ