Бюджетирование и контроль затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 20:53, доклад

Описание

Амортизация, ее назначение. Методы расчета Амортизация – ден. возмещение износа ОФ путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции. После реализации продукции часть денежной суммы соответственно перенесенной стоимости ОФ поступает в амортизационный фонд. Норма амортизации – это установленный в % от балансовой стоимости размер амортизации за определ. период времени по конкретному виду ОФ: На=((ОФп – ОФл) / (Та*ОФп))*100%, где ТА – период службы ОФ, ОФn – первоначальная стоимость ОФ; ОФл – ликвидационная стоимость ОФ. Норма амортизации позволяет увеличить срок и увеличить прибыль и рентабельность.

Работа состоит из  1 файл

экономика предприятия.docx

— 48.39 Кб (Скачать документ)

 

 

 

.

 

2,. Амортизация, ее назначение. Методы расчета Амортизация – ден. возмещение износа ОФ путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции. После реализации продукции часть денежной суммы соответственно перенесенной стоимости ОФ поступает в амортизационный фонд. Норма амортизации – это установленный в % от балансовой стоимости размер амортизации за определ. период времени по конкретному виду ОФ: На=((ОФп – ОФл) / (Та*ОФп))*100%, где ТА – период службы ОФ, ОФn – первоначальная стоимость ОФ; ОФл – ликвидационная стоимость ОФ. Норма амортизации позволяет увеличить срок и увеличить прибыль и рентабельность. Зная норму амортизации м/о определить годовую сумму амортизации: Ат = На*ОФср.г. Различают: равномерную; ускоренную; неравномерную амортизацию. К формам регрессионного воспроизв-ва ОФ относ-ся: новое строит-во; расширение действующего произв-ва, их реконструкции и техн. перевооружение; модернизация оборудов. Расширенное воспроизв-во эффективно, если: возрастает годовой объем произв-ва; увелич-ся производит-сть труда; снижается с/с продукции; увелич-ся рентабельность произв-ва. Основные функции амортизации: 1. Обеспечение  воспроизводства и восстановление основных фондов; 2. Учетная.Амортизационные отчисления производятся предприятиями ежемесячно исходя из установленных норм амортизации и балансовой стоимости основных фондов по отдельным группам, состоящим на балансе предприятия. Сумма амортизационных отчислений зависит:1)во-первых, от первоначальной стоимости основных фондов: чем выше первоначальная стоимость, тем больше переносимая часть стоимости основных фондов; 2)во-вторых, эта величина определяется видом основных фондов, например, нормативный срок службы зданий в промышленности составляет 30-50 лет (в зависимости от специфики производства), а нормативный срок службы машин и оборудования - от 3-5 до 15-20 лет; 4)в-третьих, величина стоимости основных фондов, переносимая на продукцию обусловлена отраслевой спецификой производства: в одних отраслях доля амортизации в затратах на производство промышленной продукции выше, чем в среднем по промышленности, в других - ниже. Например, доля амортизации в структуре затрат на производство промышленной продукции составляет: в электроэнергетике - 27,4%, в пищевой - 5%, в легкой промышленности -3,2%. Кроме того, амортизация в определенной степени выполняет и стимулирующую функцию, предусматривая наиболее полное использование основных фондов: чем длительнее период функционирования оборудования, тем больше производится продукции и тем скорее будет перенесена стоимость основных фондов. Это позволит уменьшить их недоамортизацию вследствие морального износа и снизить потери предприятия, что очень важно в условиях рынка. Методы начисления амортизации. два метода начисления амортизации: линейный (равномерный) и нелинейный (ускоренный).При линейном годовая сумма амортизации начисляется равномерно по годам и определяется исходя из первоначальной ст-сти О.Ф.Расчет сумм амортизационных начислений осуществляется по следующим этапам:  1)распределение О.Ф. на начало планируемого периода по группам, имеющим одинаковую норму амортизации и определение их ст-сти; 2)расчет среднегодовой ст-сти О.Ф. по группе; 3)опр. суммы амортизации путем умножения нормы на среднегодовую (среднебалансовую) стоимость фондов, с учетом поправочных коэф, отражающих фактические условия эксплуатации этих средств труда в цехе или на предприятии; 4)определяется общий размер аморт-х отчислений на планируемый год по всем амортизируемым основным О.Ф. путем подсчета сумм аморт.  Линейный метод определения величины аморт-ых отчислений ориентирован на равномерный физический и моральный износ О.Ф. Такое допущение является вполне правомерным по отношению к физ. износу, однако, не так обстоит дело с моральным износом. Наука, техника, технология производства развиваются неравномерно. Моральный износ основных фондов в большинстве случаев происходит ускоренными, а не равномерными темпами, как это предусмотрено в нормах амор-ых отчислений. Равномерное начисление амор-ии не обеспечивает концентрацию ресурсов, необходимую для быстрой замены оборудования, подверженного активному влиянию морального износа. Поэтому предприятию необходимо иметь амор-ые отчисления, обеспечивающие ему возможность замены имеющихся О.Ф. при возникновении ускоренного их морального износа.Перенесенная часть ст-ти может быть определена по упрощенной формуле (без учета ликвидационной ст-ти):  Фп= На*ФП(б) *100где  Фп - перенесенная часть ст-ти (руб.); На - норма амортизации (%);Фп(б) - первоначальная ст-ть О.Ф. (руб.). Такой метод расчета амортизации прост, нагляден и в определенной степени учитывает процесс переноса стоимости. Основными достоинствами равномерного метода начисления амортизации являются: 1) равномерность поступления отчислений в амортиз фонд; 2)стабильность и пропорциональность в отнесении амортизации на себестоимость выпускаемой продукции; 3) простота и высокая точность расчетов. Относительность учета переносимой ст-ти обусловлена рядом обстоятельств: 1) равномерный метод предполагает, что к завершению срока службы ликвидационная стоимость будет равна 0 (эта ликвидационная стоимость включает в себя стоимость реализации изношенных и снятых с производства О.Ф., обычно это определяется по цене металлолома); 2) метод предусматривает равномерный износ основных фондов за весь срок службы. Но в течение срока службы бывают простои оборудования, его поломка и неполная загрузка за смену, т.е. в реальном пр-ве оборуд изнашивается неравномерно и стоимость О.Ф. на продукцию переносится также неравномерно. Ускоренный (нелинейный) метод начисл аморт. В целях повышения заинтересованности предприятий в обновлении О.Ф. кроме линейного (равномерного) используются также и методы ускоренной амортизации, когда в первые три года применяются повышенные нормы, позволяющие перенести на себес-ть прод порядка 2/3 их первоначальной стоимости.

 

 

 

4,

 

1.3. Бюджетирование и контроль затрат

 

 

1.3.1. Контроль и анализ деятельности  предприятия

 

Функции бюджета как средства контроля и  оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими.

Среди анализируемых  показателей деятельности организации  особый интерес представляет прибыль. Для любого управляющего основным является вопрос: каковы причины отклонения фактической прибыли от запланированной? Ответить на него можно путем проведения пофакторного анализа прибыли, который выполняется на четырех уровнях - нулевом, первом, втором и третьем. Каждый последующий уровень анализа детализирует результаты, полученные на предыдущих уровнях.

Нулевой уровень анализа прибыли предполагает сравнение фактически достигнутых результатов с данными статического бюджета, рассчитанного на конкретный уровень деловой активности организации. В его основе лежит сравнение статического бюджета с фактическими результатами.

Например, по результатам сравнения фактических показателей с плановыми, выявляем отклонения от статистического бюджета:

Отклонение (по показателю прибыли) = прогнозируемая прибыль -  полученная прибыль = 12800 – (- 14370) = 27170 руб. – неблагоприятное  отклонение.

На отклонение от статистического бюджета в  основном повлияло резкое снижение продаж.

Первый уровень. Расчеты, выполняемые на первом уровне факторного анализа прибыли, предполагают использование данных гибкого бюджета, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т. е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого из них здесь определена соответствующая сумма затрат.

Например, для составления гибкого бюджета необходимо все издержки разделить на переменные и постоянные. Для переменных затрат в расчете на объем продаж 9000 шт., планировалось 90000 руб. прямых материальных затрат. Это означает, что удельные прямые материальные затраты составляют: 90000:9000 = 10 руб. Фактически достигнутый объем реализации составил 7000 шт. Умножая его на удельные прямые материальные затраты, получим: 10х7000=70000 руб. Подобная корректировка выполняется по всем переменным затратам. Постоянные затраты: генеральным бюджетом, рассчитанным на 9000 шт. комплектующих изделий, определен объем реализации в 279000 руб. Это означает, что предполагаемая цена реализации одного изделия должна составить: 279000 : 9000 = 31 руб. Фактически реализовано 7000 ед. продукции, следовательно, объем продаж по гибкому бюджету равен: 31х7000 = 217000 руб. Рассчитываемый показатель (отклонение прибыли в зависимости от объема реализации) характеризует прежде всего качество работы руководителя отдела сбыта. В данном случае проблемы с реализацией готовой продукции вызвали уменьшение прибыли по сравнению с ожидаемой величиной на -5600- 12 800 = -18 400 руб. Формула расчета отклонения фактической прибыли от бюджетной в зависимости от объема продаж выглядит следующим образом: Отклонение прибыли в зависимости от объема продаж = (Количество реализованной продукции по гибкому бюджету - Количество проданной продукции по статическому бюджету) х Запланированная величина удельного маржинального дохода.

Подставим числовые значения, получим: (7000 - 9000)х9,20 = - 18 400 руб. Следовательно, 18400 руб. прибыли недополучено организацией, так как фактический объем реализации оказался ниже запланированного на 2000 шт. Для выявления степени влияния второго (затратного) фактора на отклонение фактической прибыли от запланированной следует сравнивать между собой фактические данные с показателями гибкого бюджета. И те и другие определены исходя из одинакового объема реализации. Следовательно, объем реализации не будет влиять на результаты этой оценки. Фактический финансовый результат  -  убыток в размере 14370 руб. По данным гибкого бюджета, этот убыток должен составлять 5600 руб. Отклонение первого показателя от второго составляет 8770 руб. Таким образом, неблагоприятное отклонение фактической прибыли от ее значения по гибкому бюджету (8770 руб.) и неблагоприятное отклонение прибыли по гибкому бюджету от ее значения по статическому генеральному бюджету (18400 руб.) в сумме дают неблагоприятное отклонение фактических финансовых результатов от результатов, предусмотренных статическим бюджетом (27170 руб.). Причем отклонение в 18400 руб. вызвано исключительно различиями в объемах реализации. Из сравнения планового объема продаж (9000 шт.) с фактическим (7000 шт.) следует, что анализируемое предприятие работает неэффективно и неблагоприятное отклонение прибыли по этой причине, как уже выяснили, составило 18400 руб. Оценить производительность в нашем примере можно путем сравнения фактических и планируемых затрат. В данном случае общая сумма фактических затрат (161 070+70300=231370 руб.) превысила сумму затрат, планируемых на данный объем продаж (152600+70000 = 222600 руб.). Это значит, что деятельность предприятия оказалась не только неэффективной, но и непроизводительной.

Второй и третий уровни анализа позволяют более подробно исследовать влияние на прибыль затратного фактора.

Второй уровень. Данный уровень анализа предполагает расчет отклонений по цене ресурсов. Результаты расчетов, выполненные на этом этапе, показывают, как повлияло на прибыль отклонение фактической цены приобретения ресурсов от нормативной (предусмотренной в бюджете).

Отклонение по цене - это разница между фактической и нормативной ценами приобретения ресурсов, умноженная на фактический объем реализованной продукции (работ, услуг).

Отклонения  по цене могут возникать как при  приобретении материалов (материалы могут быть закуплены по цене, отличной от запланированной), так и при начислении заработной платы (ставка оплаты отлична от нормативной).

Например, допустим, для организации разработаны следующие нормы затрат.

1. Норма затрат материалов на единицу продукции, кг

Необходимо  для производства      4,8

Поправка  на брак                          0,2

Всего                                             5,0

2. Нормативная цена 1 кг материалов, руб.

Цена  поставщика                         1,84

Транспортные  расходы                 0,16

Всего                                            2,00

3. Норма  затрат рабочего времени на  изготовление единицы продукции (нормативная трудоемкость единицы продукции), ч

Производительные  затраты          0,4

Непроизводительные  затраты      0,1

Всего                                            0,5

4. Нормативная  ставка оплаты труда в денежном  выражении, руб./ч

Почасовая ставка                          12,5

Налоги                                          1,25

Премии                                         2,25

Всего                                            16,00

Отклонения по цене приобретенных  ресурсов = Разница между нормативной  и фактической ценами приобретения ресурсов х Фактический объем использованных ресурсов.

Если  фактически организацией было потреблено 36800 кг металла, а закуплен он по цене 1,9 руб./кг, то отклонение прибыли за счет этого составит: (2,0 - 1,9) 36 800 т + 3680 руб. (Б).

При фактических  трудозатратах 3750ч и ставке оплаты труда 16,4 руб./ч отклонение для трудовых ресурсов будет равно: (16,00 - 16,4) 3750 = -1500 руб. (Н).

 

Третий уровень. Задача - состоит в том, чтобы выяснить, как повлияло на прибыль отклонение фактического расхода того или иного вида ресурсов от расхода, предусмотренного нормативной базой организации.

Отклонения, выявленные на этом этапе пофакторного анализа прибыли, позволяют оценить степень эффективности использования приобретенных ресурсов. Они выявляются в результате сравнения нормативной величины использованных ресурсов с их фактическим потреблением и вычисляются по формуле:

Отклонения по производительности = (Планируемый объем использованных ресурсов - Фактический объем использованных ресурсов) х Стандартная цена на ресурсы.

Например, если бюджетом предусматривалось потребить 35000 кг металла, то для материалов получим следующее отклонение: (35000 - 36800) х 2,00 = -3600 руб. (Н). При бюджетном фонде рабочего времени 3500 ч отклонение для трудовых ресурсов составит: (3500 - 3750) х 16,00 = -4000 руб. (Н)

 

 

Отклонения по цене, руб.

Отклонения по использованию, руб.

Для материалов

3680 (Б)

3600 (Н)

Для трудовых ресурсов

1500(H)

4000(H)


 

Анализ  полученных результатов позволяет  сделать следующие выводы: поскольку  благоприятное отклонение по цене на материалы сопровождается неблагоприятным отклонением по их использованию, можно предположить, что низкие закупочные цены на некоторые материалы явились следствием их невысокого качества. По этой причине большое количество материалов браковалось, в результате чего их фактический расход превысил бюджетный. Низкое качество материалов сказалось и на использовании рабочего времени, так как часть трудозатрат была связана с исправлением брака. Следовательно, в рассмотренном случае снижение производительности значительно превысило экономию на цене материалов.

 

1.3.2. Бюджетирование и контроль деятельности  центров 

ответственности

 

Бюджетирование - процесс составления и принятия бюджетов (смет), последующий контроль за их исполнением. Бюджет (смета) – план.

Планирование – особый тип принятия решений, который касается не одного события, а деятельности всего предприятия. Без контроля планирование становится бессмысленным.

В основе планирования и контроля лежит анализ прошлой финансовой и нефинансовой информации.

Различают текущее (краткосрочное) планирование (разработка смет, бюджетов) – сроком до года – и перспективное (сроком более года).

Основное  отличие бюджетирования от финансового  планирования заключается в делегировании (передачи задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность) финансовой ответственности.

На примере  деятельности российской корпорации, специализирующейся на разработках и внедрении «под ключ» программного обеспечения по автоматизации бухгалтерского учета в коммерческих и бюджетных организациях различных отраслей народного хозяйства (в дальнейшем - корпорация) рассмотрим бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности (приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Бюджетирование и контроль затрат