Ценовая политика предприятия ЗАО «САН-ОЙЛ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: исследование теоретических и методологических основ ценовой политики предприятия.
Задачи:
• изучение природы и сущность цены;
• анализ основных моделей ценообразования;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Природа и сущность цены. 5
1.1 Понятие и основные теории цены 5
1.2 Функции цены 6
1.3 Виды цен 8
Глава 2. Модели ценообразования 14
2.1. Модели ценообразования, ориентированные на издержки. 14
2.2. Модели ценообразования, ориентированные на потребителей. 16
2.3. Модели ценообразования, ориентированные на конкурентов. 18
Глава 3. Ценовая политика предприятия 21
3.1 Этапы ценообразования 21
3.2 Формирование цены на примере предприятия ЗАО «САН-ОЙЛ» 27
3.3. Ценовые стратегии предприятия 30
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

маркетинг курсовая Благодир 304эк.doc

— 313.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Российский государственный  аграрный университет – МСХА  
имени К.А. Тимирязева

 

 

Экономический факультет

Кафедра маркетинга

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

на тему:

«Ценовая политика предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 304группы экономического факультета

Благодир Ю. В.

Проверил (а):

к.э.н., доцент Н.В. Акканина


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2011

 

Содержание

 

Введение

Темой, данной курсовой работы является ценовая политика предприятия, которая, на наш взгляд, является наиболее актуальной и немаловажной для предприятия, целью которого является достижение прибыли.

Перед всеми организациями встаёт задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остаётся важнейшим критерием принятия потребительских решений и является основным понятием в курсе маркетинга. Также цена является активным инструментом формирования структуры производства, оказывая воздействие на продвижение товара, способствует повышению эффективности производства и увеличению прибыли.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих  перед любым предприятием. И именно цена, предопределяет успехи предприятия — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.  Именно поэтому, мы считаем, что просто необходимо рассмотрение  данной темы и выделение большего внимания этому вопросу на предприятии. Ведь для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет продать на рынке. Поэтому организация должна выбрать правильную ценовую политику.

Актуальность: на наш взгляд, «ценовая политика фирмы» одна из основных тем, необходимых для подготовки экономистов всех без исключения специальностей. Особенно актуальной эта проблема становится в условиях перехода к рыночной экономике, это предполагает объективное и всестороннее участие в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических категорий, в первую очередь, цены.

Цель курсовой работы: исследование теоретических и методологических основ ценовой политики предприятия.

Задачи:

    • изучение природы и сущность цены;
    • анализ основных моделей ценообразования;
    • рассмотрение этапов и стратегий ценообразования

Для того чтобы более полно раскрыть тему курсовой работы, мы рассмотрели пример эффективного применения ценовой политики на предприятии “Сан-Ойл”, которое занимается переработкой растительного масла. Данное предприятие с первых дней работы выбрало верную ценовую стратегию и придерживается её до сих пор, именно это помогло закрепить свои позиции на рынке и завоевать определённый сегмент рынка.

Приведённый пример наглядно показывает насколько важно выбрать правильную ценовую политику, для того чтобы предприятие эффективно развивалось и получало прибыль. Ведь важнейшим условием дальнейших экономических преобразований в нашей стране – целесообразно установленная и эффективно действующая  система ценообразования, от которой зависит разработка целостной системы экономических методов управления хозяйством, финансовое оздоровление, дальнейшее развитие рыночных отношений, достижение сбалансированности национальной экономики, рост национального дохода и повышение эффективности конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий (фирм и компаний) различных форм собственности.

 

 Глава 1. Природа и сущность цены.

 1.1  Понятие и основные теории цены

Цены и ценообразование  является одним из ключевых элементов  рыночной экономики. Цена – сложная  экономическая категория. В ней  пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за  товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение стоимости товара.(6)

Под ценой понимается количество денег, запрашиваемое  за продукцию или услугу, или сумма  благ,  ценностей, которыми готов  пожертвовать потребитель в обмен  на потребление определённой продукции  или услуги. (14)

Цена   не всегда выражается в денежной форме. Так, бартер представляет собой очень древнюю форму  натурального обмена, которая в России, вследствие ограниченности оборотных  средств у предприятий, используется чрезвычайно широко, но это не является нормальным явлением.

На основе цен осуществляется оборот  общественного продукта  между сферами производства и  потребления, отраслями материального  производства  и непроизводственной сферы, отдельными предприятиями с  различными формами собственности, а также производится перераспределение национального дохода путём формирования системы налогообложения и одновременно вводятся более низкие цены на отдельные виды детских и других товаров.

В отличие от цены ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Имеют место в основном две системы ценообразования: 1) централизованная, которая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения, и 2) рыночная, основанная на базе взаимодействия спроса и предложения. (10)

 1.2 Функции цены

С помощью цен решаются многие задачи, что свидетельствует  о том, что в рыночной экономике  их значение в управлении хозяйством, регулировании производства, механизме  обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в её специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов. 

Функции цен – это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания. Цена выступает носителем информации и занимает особое место в системе управления национальной экономикой, являясь важным инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех экономических показателей в денежном выражении.(2)

Функции цен отражают общественно необходимые затраты  труда на производство и реализацию различных видов товаров (работ  и услуг), их потребительские свойства и при этом регулируют спрос и  предложение потребных товаров  и услуг. В условиях рыночной конкуренции повышаются потребительские свойства и качество продукции, необходимой для удовлетворения потребностей общества. Посредством экономически целесообразного механизма ценообразования активно осуществляют влияние цены на экономические процессы перераспределения ресурсов и капитала,  а так же ее взаимодействие с другими экономическими категориями (финансово-кредитной сферой, денежным обращением, инфляцией, налогообложением, оплатой труда, себестоимостью, прибылью, рентабельностью производства) при решении важных социально-экономических проблем.

В связи с этим можно  рассмотреть следующие функции цены на рынке:

1) измерительная. Цена  показывает количество денег,  уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги;

2) соизмерительная. Используя данную функцию цены, можно сравнивать товары, дифференцировать их на дорогие и дешевые, сопоставлять ценности разных товаров;

3) учетная. Мир товаров  с помощью цен переводится  из натурально-вещественной в  стоимостную форму. На макро-  и микроуровне все показатели исчисляются в стоимостной форме. Цена становится вспомогательным инструментом учета. Она выступает также как инструмент расчета относительных показателей: рентабельности изделий, фондоотдачи и т. п. В связи с этим цена участвует в формировании основных финансово-экономических показателей предприятия, измеряемых в денежном выражении, и используется для анализа, прогнозирования и планирования основных производственных и обменных процессов. Цена является и показателем конъюнктуры рынка, отражает основные процессы, происходящие па нем;

4) регулирующая. Цена  является инструментом регулирования  экономических процессов: уравновешивает  спрос и предложение, увязывая  их с денежно-платежной способностью  производителя и потребителя.  Играет регулирующую роль и в распределении ресурсов, так как цены ресурсов ориентируют предпринимателей на использование дешевых ресурсов и экономию дорогих. Государство иногда использует эту функцию цены в своих целях с помощью налогов, дотаций и фиксирования цен на отдельные виды товаров или услуг;

5) социальная. Цена —  фактор уровня жизни населения,  влияющий на объем и структуру  потребления, уровень реальных  доходов различных социальных  групп, она является главной  составляющей инфляционных процессов.  От уровня и динамики цен зависит прожиточный минимум и потребительский бюджет семьи, поэтому социальная реакция на колебания цен весьма остра;

6) стимулирующая. Рыночное  ценообразование создает возможности  для альтернативного выбора при  принятии хозяйственных решений. Таким образом, стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень побуждает к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов, с одной стороны, и рациональному поведению потребителей (спроса) — с другой.

7) распределительная. Распределение и перераспределение доходов происходит через уровень цен, их структуру, соотношение. Могут устанавливаться разные уровни цен для различных потребителей (для предприятий различных форм собственности, для промышленных потребителей и населения), могут достигаться более высокие или низкие цены за счет включения или невключения налогов (НДС, акциз). Перераспределительное ценообразование не есть явление, характерное только для государственного регулирования. Монополия также осуществляет перераспределительное ценообразование за счет присвоения чужих прибылей, как и олигополия в виде картеля, когда производители договариваются о монопольном уровне цены.(2)

1.3 Виды цен

Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен. На цены накладывает отпечаток вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операций и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.(6)

 В сложившейся российской  торговой практике было принято  различать цены применительно  к продукции производственно-технического назначения и так называемые отпускные цены применительно к продукции потребительского назначения. Обычно по оптовым ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере - предприятиям, организациям, предпринимателям. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане. (6)

Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле, и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

                                                  Торговая надбавка (скидка)

                            


                         Оптовая              Издержки

      (отпускная)              обращения       Прибыль

Розничная =      цена          +      торговых  +   торговых   +  Акциз +  НДС

  

Схематично весь процесс  ценообразования можно представить  в виде таблицы 1 следующим образом:

Таблица 1

Процесс ценообразования

Издержки (себестоимость) предприятия

Прибыль

Снабженческо-сбытовая, или оптовая, наценка (скидка)

Торговая надбавка (скидка)

Издержки

Прибыль

Издержки

Прибыль

Оптовая (отпускная) цена предприятия

       

Оптовая цена промышленности

 

Розничная цена


 

Нетрудно заметить, что каждый последующий вид цены включает предыдущий.

Следует подчеркнуть, что  на каждой стадии реализации (оборота) товара в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз (по подакцизным  товарам), который уплачивается в  бюджет предприятием – изготовителем товара.

Информация о работе Ценовая политика предприятия ЗАО «САН-ОЙЛ»