Цвет как эмоциональный стимул

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:50, курсовая работа

Описание

Цель исследования: рассмотреть возможности воздействия на сознание человека через рекламу при помощи различных цветовых решений.
Задачи исследования:
- изучить восприятие человеком цвета.
- раскрыть многоуровневые связи цвета с эмоциями, характером, мышлением, возрастом, состоянием здоровья.
- показать каким образом цвет находит применение в рекламе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психология восприятия цвета 5
1.1 Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека 5
1.2 Связь цвета с психосоциальными характеристиками личности 6
Глава 2. Роль цвета в рекламе 8
Заключение 16
Список литературы 18

Работа состоит из  1 файл

рекламный текст и эмоции человека.docx

— 52.71 Кб (Скачать документ)

    Цель  синего типа — удовлетворение и успокаивающее довольство. В данном случае речь идет об исполненной любви со-принадлежности, единстве и тесной гармонической связи, гармоническом единении.

    Цель  зеленого типа — уверенность в том, что он как личность обладает значимостью, что с ним считаются.

    Цель  желтого типа — беззаботная свобода. Такой тип ожидает от всего нового лучших возможностей, которые освободят его от ограничений, препятствий, помех или забот.

    Четырехцветный  человек чувствует, думает и действует, опираясь на собственные ощущения: самоуважение (зеленый), уверенность в своих силах (красный), удовлетворенность (синий), внутренняя свобода (желтый). 6

    Сочетание этих цветов в одной личности сигнализирует  о полной гармонии с самим собой  и окружающими. К сожалению, такая  гармония, воплощенная в одном  человеке, встречается крайне редко.

 

    Цвет  гармонизирует человека и мобилизует его ресурсы. Цветом можно вылечить или, напротив, привести в угнетенное состояние.

    Используя ахроматические цвета (серый, белый, черный) для оформления рекламного сообщения, важно помнить, что в них отсутствует  дифференцированное отношение к  объекту. В то же время они повышают интенсивность каждого находящегося рядом хроматического цвета. Белый  характеризуется завершенностью как конечный пункт яркости, а черный — как конечный пункт темноты. Выбор человеком черного или белого цветов одновременно в качестве предпочтительных демонстрирует окончательное решение, которое подсознательно ведет индивида к психологическому кризису.

    Белый - представляет собой эксцентрическое растворение — бегство. Он является освобождением от всякого сопротивления. Означает абсолютную свободу от всех препятствий и свободу для любых возможностей.

    Черный — это отрицание и граница, за которой прекращается «цветная» жизнь. Выражает идею «ничто» как абсолютного отказа, смерть, понятие «нет», застой, психологическую защиту и вытеснение. Кто ставит черный цвет на первое место, тот на подсознательном уровне из упрямого протеста восстает против своей судьбы. Черный как концентрическое сгущение отражает агрессивное и неоправданное упорство.

    Промежуточный серый (чистый цвет) вызывает возбуждение  и свободен от каких-либо психических  тенденций. Серый — это нейтралитет, он не выражает ни внешних, ни внутренних качеств. Серый — не территория, а граница, ничейная зона, разделительная черта, контур. Склонность к серому цвету говорит о сильном переутомлении. Тогда выбор серого служит защитной реакцией организма.

    Согласно  статистике, максимум 12% взрослых выбирает их числа ахроматических белый и  черный одновременно. Большей частью эти цвета предпочитаются людьми, испытывающими сильное, невыносимое  психологическое давление с кризисным  обострением. Часто в пристрастии  к белому и черному признаются дети в период полового созревания (сигнал о неопределенности жизненного выбора, подростковом максимализме).

    Красный - как удовольствие - психологически соотносится с любовью, аппетитом, силой; как неудовольствие — с яростью, отвращением, перевозбуждением. В чистом виде это мужской, патриархальный цвет, соответствующий холерическому темпераменту, вертикальному направлению, современности.

    Его энергия зовет к действию, возбуждает и стимулирует. Красному отдают предпочтение молодые мужчины, которые активно  борются за «место под солнцем» и  молодые женщины, которые «церковь, кухню и детей» променяли на успешную карьеру и реализацию собственных идей.

    Желтый  — самый яркий и светлый  цвет. Он воздействует легко, сияюще, возбуждающе. Соотносится с динамической, кинетической энергией.7 Желтый предпочитается людьми, ищущими изменений, странствий, освобождающих отношений. Вызывает чувство простора, освобождения, облегчения, озарения. Соответствует сангвиническому темпераменту, по временной характеристике — будущему.

    Рассматривая  окрашенный в желтый цвет круг, заметно, что он излучает свет, который движется из центра и почти зримо приближается к человеку. Желтый выражает психологическую способность к раскрытию. Врачи отметили пристрастие к желтому у беременных женщин, которых тренировали на «безбоязненные» роды. Психологически это закономерно: женщины нуждались в напряжении ожидания и раздражителе надежды, чтобы не погрузиться в состояние разочарованного, депрессивного расслабления. Предпочтение желтого наблюдается также у людей, которые из-за отсутствия жилья или неудовлетворительных домашних условий отправляются в путешествия (или очень хотели бы это сделать).

    Синий - «склонность синего цвета к глубине настолько велика, что он становится интенсивнее именно в глубоких тонах и действует «характернее», проникновеннее. Чем глубже синий цвет, тем больше он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому» (В. Кандинский)

    Чистый  глубокий синий цвет вызывает безмятежный  покой. При рассматривании этого  цвета успокаивается пульс, снижаются  функции бодрствования и кровяное давление, уменьшается частота дыхания. Символически синий цвет соответствует  спокойной воде, женскому началу, флегматичному темпераменту, левой стороне, горизонтальному направлению, сладкому вкусу.8 Чувственное восприятие синего — нежность.

    Светло-синий несколько отличен от темного. Его психологическая характеристика — беззаботное веселье. Психологически выбор светло-синего оттенка свидетельствует о беззаботности, беспечности, необязательности.

    Темный  сине-зеленый — оттенок напряженности  и самоутверждения. Означает притязание на собственную значимость. Гордость здесь переходит в замкнутость, оригинальничанье и упрямое самовозвеличивание. Этот цвет выражает стойкий уверенный эгоцентризм.

    Светлый сине-зеленый — самый холодный из всех оттенков. По этой причине его  целесообразно использовать там, где  необходимо создать оптическую иллюзию  освежающей прохлады. Это цветовое сочетание идеально подходит для  освежающих напитков, сигарет с ментолом, зубных паст. Визуально светлый сине-зеленый кажется стерильным.

    Голубой как удовольствие означает покой, удовлетворенность, гармонию, как неудовольствие - это  сковывающий покой, смертельная  скука, неудовлетворенность. В состоянии  восприимчивой взаимосвязанности  он является предпосылкой для эстетического  переживания и спокойного размышления. Голубой цвет соответствует символически женскому началу, горизонтальному направлению, левой стороне, флегматичному темпераменту. Это идеал единства и гармонии, символ исконной материнской привязанности, верности, самоотдачи.9

    Зеленый цвет статичен, он обладает накопленной  потенциальной энергией (самодостаточность). Чем больше синего добавляется к  зеленому цвету, тем более холодным и сопротивляющимся становится психологическое  воздействие этого цвета. Чистый зеленый соответствует стабильности, прочности, постоянству, настойчивости, силе воли, самоуважению человека, который противится всем внешним и внутренним изменениям и придерживается своих убеждений, стабильному чувству самооценки. Это пожалуй самый консервативный цвет. Люди, предпочитающие чистый зеленый, стремятся приобрести уверенную твердую манеру держаться. Индивиды, предпочитающие эксцентрическую манеру поведения, отвергают зеленый цвет.

    Фиолетовый  оценивается как своевольный  и экстравагантный, цвет компромисса  и меры, благоразумия и рассудительности. Противоречивость фиолетового неслучайна: мужской красный цвет и женский синий сливаются в фиолетовом. В данном случае перед нами цвет, в котором мужское и женское начала неотделены. Фиолетовому часто отдают предпочтение гомосексуалисты.

    Согласно  статистике, этот цвет предпочитают беременные женщины, однако сразу после родов  он либо совсем отвергается ими, либо избирается на основании индивидуального  вкуса.

    Общее психологическое ощущение фиолетового — чувствительность. Он выражает колебание между красным и синим, между импульсивным желанием и осмотрительной восприичивостью.

    Результаты  опросов показали, что 75% детей до наступления половой зрелости, предпочитают фиолетовый цвет.

    Коричневый, затемненный желто-красный, возникает  из оранжевого, к которому примешивают  черный. Импульсивная жизненная сила красного благодаря затемнению тускнеет и сдерживается. Коричневый теряет экспансивный импульс и жизненную  ударную силу красного. Он выражает телесно-чувственные ощущения.10 Любовь, равнодушие или отрицательное отношение к коричневому говорят об отношении к собственному телу. Мрачному, тусклому коричневому отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в которой они находятся неразрешима. Они бегут от здравого смысла, заглушают голос рассудка, ищут убежища в примитивных инстинктах. В этом смысле предпочтение коричневого цвета означает регрессию к физическим, жизненным потребностям. Особая склонность к этому цвету фиксируется у людей престарелого возраста.

    С помощью коричневого визуально  легко подчеркнуть такие понятия, как опытность, возраст, мудрость.

    Заключение

    Помимо  разнообразных образов и символов огромное значение в рекламе имеет  цвет. Учёными было доказано, что  каждый цвет по-разному воздействует на человека. Например, при взгляде  на красный учащается сердцебиение и частота дыхания, а на зелёный, наоборот – давление понижается пульс  становиться ровным. Уловив эту идею, рекламисты давно с успехом используют её на практике.

    Существует  огромное количество цветов и оттенков. Не все они одинаково сильно привлекают внимание. Самым мощным считается  красный. Многие психологи считают, что из-за того, что он является самым  тёплым, он подсознательно напоминает человеку огонь. Оранжевый также  является ярким раздражителем, но в  рекламе он используется редко. Специалисты  считают, что оранжевый цвет на подсознательном  уровне подчёркивает дешевизну товара и соответственно его низкое качество.

    Яркость цвета не всегда означает 100% успеха. Сегодня на рынке рекламы огромное количество производителей, пытаясь выделиться, используют яркие рекламные сообщения. Важно постараться контрастировать со всем этим изобилием. Здесь важным элементом является стиль. Если производитель хочет, чтобы его узнавали потенциальные покупатели, то лучше всего создать свою собственную гамму цветов. Это должно быть редкое и приятное для взгляда сочетание оттенков. 11Крупные известные производители именно так и поступают.12

    Использование цвета в рекламе связано с эмоциональным восприятием товара потенциальным покупателем. Поэтому от него и должна зависеть цветовая гамма рекламного сообщения. Например, при рекламе отбеливающей зубной пасты актуально будет использовать белоснежный цвет. А рекламируя минеральную воду, очень глупо будет демонстрировать зелёный или коричневый, эффект будет абсолютно пустым.

    Уловок  и секретов в рекламе существует огромное множество, некоторые из них  до сих пор не имеют ни каких  объяснений.

    Список  литературы

    1. Бернадская Ю.С., Марочкина С.С., Смотрова Л.Ф.. Под ред. Л.М. Дмитриевой. Основы рекламы Изд.: Наука. 2005 г. 266 с
    2. Гуревич П.С. Психология рекламы: Учебник для студентов вузов // М.: ЮНИТИ-ДАНА // 2009 г. 287 стр.
    3. Колос, Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации. АРКТИ, 2006. 80 стр.
    4. Кузнецов М., Цыкунов В. "Практическая психология PR и журналистики" М., изд. Рип-Холдинг, 2005
    5. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. Изд.: Питер 2008 г. 267 с.
    6. http://www.arthouse.com.ua/notes/13/colors
    7. http://azps.ru/articles/pr/pr59.html
    8. http://www.i-u.ru/biblio/archive/basima_cvet/01.aspx

Информация о работе Цвет как эмоциональный стимул