Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:56, контрольная работа
Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. Она является посредником осуществления рыночного соглашения товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.
Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.
Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях — сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).
К общим факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазинах, относятся покупательский спрос и производство товаров.
К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения (в первую очередь — наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т. д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина. [2]
Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.
Формирование
ассортимента представляет собой процесс
подбора для реализации в магазине
различных групп товаров, их видов
и разновидностей, дифференцированных
по всем отличительным признакам. Процесс
формирования товарного ассортимента
в магазине должен исходить из формы
его товарной специализации и
размера торговой площади, и быть
направлен на удовлетворение спроса
обслуживаемых контингентов покупателей
и обеспечение высокой
В
процессе подбора для магазина необходимого
ассортимента товаров следует
Обратим внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента и выделим следующие стадии:
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей.
В
процессе распределения отдельных
групп и подгрупп товаров в
разрезе потребительских
Основным
фактором, определяющим количество комплексов
и их наименования, являются размер
торговой площади магазина. Наряду
с этим следует учитывать сложившуюся
структуру товарооборота
Результаты
проведенного специального исследования
по этому вопросу позволяют
Наряду с постоянными, в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов.
В
отдельных случаях, в рамках потребительского
комплекса может быть предусмотрена
специальная площадь для
Следующим
этапом формирования ассортимента является
количество реализованных разновидностей
товара по их отличительным особенностям,
т.е. его глубины. Основой для определения
количества разновидностей товаров
в магазинах различных форм товарной
специализации является размер торговой
площади торгового зала и состояние
предложения товаров на региональном
потребительском рынке. Рекомендуемое
количество разновидностей товаров
для магазинов отдельных форм
специализации приведено в
Таблица 1
Рекомендуемое
количество разновидностей товаров
для магазинов самообслуживания
отдельных форм специализации
Формы специализации магазинов | Размеры торговой площади, кв. м. | |||
до 250 | 251-630 | 631-1000 | свыше 1000 | |
1. Универсам | - | до 700 | 700-1000 | 1001-1500 |
2. Кондитерские товары | до 300 | 301-500 | - | - |
3. Товары для детей | - | до 1000 | 1001-1500 | св.1500 |
4. Товары для молодежи | - | до 800 | 801-1200 | св.1200 |
5. Товары для женщин | - | до 1000 | 1001-1500 | св.1500 |
6. Товары для мужчин | - | до 800 | 801-1200 | св.1200 |
7. Одежда | - | до 600 | 601-1000 | св.1000 |
8. Обувь | до 300 | 301-500 | 501-800 | св.800 |
9. Хозтовары | до 500 | 501-800 | 801-1200 | св.1200 |
10. Галантерея | до 600 | 601-900 | свыше 900 | - |
Заключительным
этапом формирования ассортимента является
разработка конкретного перечня
товаров, реализуемых в магазине.
Основой для разработки конкретного
ассортиментного перечня
Чем более качественно подобран ассортимент товаров торгового предприятия, тем большая прибыль будет получена. Основополагающими элементами управления ассортиментом являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.
Формирование ассортимента означает подбор различных групп, видов, размеров, фасонов и других разновидностей товарной продукции в соответствии со спросом субъекта, рынка, направленного на более полное удовлетворение.
Формирование ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворять реальные или прогнозируемые потребности, а также достигать целей, поставленных руководством организации.
Формирование ассортимента – проблема подбора конкретных товаров их отдельных серий. Определения соотношений между «старыми» и «новыми», единичного и серийного производства, «наукоёмкими» и «обычными», овеществлёнными товарами, лицензиями и ноу-хау. При формировании ассортимента возникают проблемы установления ценовой политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сервисного обслуживания и др.
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, берётся за основу потребительские требования определённых групп. Задачи планирования и формирования ассортимента состоят, прежде всего, в том, чтобы подготовить «потребительскую» спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты, взамен существующих или в дополнение к ним.
Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем их объединяет то, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга.
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализующих в магазинах.
Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.
Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.
В
определенных случаях целесообразно
создание постоянного органа под
председательством генерального директора
(его заместителя), в который в
качестве постоянных членов включались
бы руководители ведущих служб и
отделов предприятия. Его главная
задача — принятие принципиальных
решений относительно ассортимента,
включая: изъятие нерентабельных видов
продукции, ее отдельных моделей, типоразмеров;
определение необходимости
Насущный вопрос для предприятия изготовителя — необходимо ли разрабатывать стандартный товар, годный для всех отобранных рынков, или приспосабливать его к специфическим требованиям и особенностям каждого отдельного сегмента, создавая для этого определенное число модификаций базового изделия. И в том, и в другом случаях есть свои плюсы и минусы.
Так,
хотя создание стандартного товара, единого
для всех рынков, весьма заманчиво,
но это нередко практически
Информация о работе Формирование ассортимента в розничной торговле