Государственное рекгулирование коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:06, реферат

Описание

Цель работы: раскрыть сущность государственного регулирования коммерческой деятельности.
Актуальность работы: В тяжелое время экономического кризиса страны данная работа позволит обратить внимание на важность государственного регулирования коммерческой деятельности.

Содержание

Введение
1.Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности.
2.Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности
3.Развитие конкуренции на товарных рынках и борьба с монополизмом
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Коммерция реферат.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1.Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности.

2.Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности

3.Развитие конкуренции на товарных рынках и борьба с монополизмом

Заключение

Список  использованной литературы 
Введение

Коммерческая  деятельность, как и любая иная предпринимательская деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится  к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами.

Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельности. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования.

Системность проявляется  и в том, что регулирование  осуществляется по трехуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями.

Цель работы: раскрыть сущность государственного регулирования коммерческой деятельности.

Актуальность  работы: В тяжелое время экономического кризиса страны данная работа позволит обратить внимание на важность государственного регулирования коммерческой деятельности.

 

1.Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности 

Субъектом государственного регулирования коммерческой деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом — экономические, организационные и управленческие отношения в сфере коммерческой деятельности.

Конкретными целями регулирования являются: формирование целостной системы для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;

Государственное регулирование коммерческой деятельности преследует цели:

-становление  рыночных отношений в сфере  коммерческой деятельности;

- осуществление  государственного контроля за  ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением  условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

- проведение  налогообложения;

- получение государственных  сведений статистического учета  для осуществления мер регулирования  экономики;

- предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности;

-создание нормативно-правовой  базы, обеспечивающей эффективное  функционирование и развитие коммерческой деятельности и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.

В целом основная задача государственного регулирования  заключается в поддержании стабильности рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

Применение принципов  механизма государственного регулирования  коммерческой деятельности будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую  мы хотим иметь. В условиях социально  ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др.

Принципы механизма  регулирования необходимо соотносить с теми приоритетами, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.

Для развивающегося общества со смешанной экономикой характерны: социальная ориентированность экономики; рост уровня жизни различных социальных слоев и групп; выполнение государством функций по поддержке и развитию социальной сферы или обеспечению предпосылок ее развития, созданию систем социальных гарантий и защиты для различных слоев населения.

Важное значение в условиях реализации социально  ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Немаловажной  общей функцией является функция  стратегического планирования. Иногда экономисты называет ее планово-прогнозной. Виднейший экономист В. Леонтьев подчеркивал значимость этой функции. Он часто использовал сравнение экономики с кораблем: частная инициатива, как ветер в парусах, сообщает экономике свой импульс, планирование же, как руль, направляет экономику в нужную сторону. Стратегическое планирование, отмечал В. Леонтьев, направлено на получение внутренне согласованных описаний различных состояний, в которых экономика может оказаться после применения альтернативных комбинаций различных мер экономической политики.

Обязательной  функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики.

Само понятие  «механизм», происходящее от греческого mechane — машина, означает система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности. Следовательно, одной из составляющих этой функции в условиях формирования рыночной экономики является обеспечение порядка осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного и национального дохода.

В рыночной экономике  роль государства заключается в  первую очередь в том, чтобы установить «правила игры», определять стратегические направления развития, поддерживать нормальное функционирование регулирующих механизмов, а не в четкой регламентации деятельности предприятий.

В государственном  регулировании рыночной экономики  два аспекта представляются наиболее важными. Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия  является регламентация, свод правил и  ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.

Второй аспект — это государственное воздействие  на рынок посредством изъятия  части прибыли, дохода через систему  налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.

Составляющими организационной функции являются также:

усиление государственного контроля за деятельностью организаций4

создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования.

Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут  служить прогнозы социально-экономического развития регионов.

В системе государственного регулирования коммерческой деятельности среди общих функций важнейшей следует считать, создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования.

Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и  суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

Правовые методы государственного регулирования призваны обеспечить прочную правовую основу коммерческой деятельности с помощью  законодательных, судебных и административных способов.

Системы методов  регулирования бывают прямого и  косвенного воздействия.

К прямым методам  можно отнести методы административно-правового  воздействия на субъекты: регулирование  правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Государство практически  во всех странах оказывает регулирующее воздействие на ценообразование  или напрямую устанавливает предельные уровни цен и осуществляет их контроль. С этой целью во многих странах  создана правовая база регулирования в виде законов, указов, постановлений и существует надежная статистическая информация об уровне и динамике цен, которая используется для оценки реальных доходов населения и индексации заработной платы и пенсий.

  Ни в одной капиталистической стране нет полной свободы в установлении цен, особенно в отраслях, влияющих на общий уровень цен в стране и на положение в социальном секторе экономики. К таким ценам относятся цены на энергоресурсы, медикаменты, почтово-телеграфные, телефонные и железнодорожные тарифы. Регулирование обеспечивает сбалансированность и стабильность экономики, а также конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Государственное регулирование цен дополняется гибкой системой льготного кредитования и налогообложения, а также прямыми дотациями отдельным производствам и отраслям.

В США, например, в настоящее время регулируется около 10% цен. Министерство сельского  хозяйства и ряд других государственных  органов регулируют и осуществляют контроль за ценами на сельскохозяйственную продукцию, энергоносители и ряд других социальных товаров и услуг. В Европейском союзе (ЕС) осуществляется активное регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, а также цен на уголь, продукцию черной металлургии, текстильной промышленности, судостроения, на 
легковые автомобили, станки с программным управлением, электронику, лекарства и ряд других товаров. В Японии с начала 70-х гг. активным регулированием цен занимается Бюро цен правительственного Управления экономического планирования, в задачи которого входят контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, разработка стратегии кредитно-налогового регулирования цен и ее реализация. Цены на основные продукты питания устанавливаются парламентом и контролируются 
Министерством земледелия, лесоводства и рыболовства; железнодорожные тарифы регулируются Министерством транспорта: тарифы на воду и теплоснабжение, электроэнергию и газ — Агентством природных ресурсов и электроэнергии. Кроме того, жестко регулируются расценки на медицинское обслуживание, что делает его общедоступным. В целом в Японии регулируется примерно 20% потребительских цен.

Только в нашей  стране регулирование цен со стороны  государства минимально. Это сказывается на положении простых граждан Российской Федерации. Административное вмешательство осуществляется через законодательные акты.

Прямое государственное  хозяйственное регулирование осуществляется главным образом с помощью  средств бюджетной политики.

Косвенные методы:

кредитно-денежная политика,

таможенная политика,

налоговая политика.

 Одной из  важных форм регулирования является  денежно- кредитная. Вопросы денежно-кредитной политики и ее нацеленности на возобновление экономического роста путем рассмотрения факторов, влияющих на денежную массу (деловой оборот, его структура, цены, скорость обращения денег, резервные требования Центрального банка РФ и т.д.), исследованы рядом авторов: Роговой О.Л., Семенищевым С.А., Сенчаговым В.К.

Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

Информация о работе Государственное рекгулирование коммерческой деятельности