Государственное рекгулирование коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:06, реферат

Описание

Цель работы: раскрыть сущность государственного регулирования коммерческой деятельности.
Актуальность работы: В тяжелое время экономического кризиса страны данная работа позволит обратить внимание на важность государственного регулирования коммерческой деятельности.

Содержание

Введение
1.Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности.
2.Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности
3.Развитие конкуренции на товарных рынках и борьба с монополизмом
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Коммерция реферат.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

Изучение причин кризиса 2008 года показало, что они  свелись, с одной стороны, к грубейшим  ошибкам проводимого экономического курса, а, с другой, — к полнейшей  неурегулированности кредитно-финансовой системы, грубейшему нарушению всей финансовой дисциплины, погубившей и олигархов и всю финансовую систему.

Резко снизился жизненный уровень населения. Резкое обострение экономического кризиса  показало неадекватность либерально-монетаристской модели рыночного реформирования реалиям  российской экономики, привело к разрушению многих институтов инфраструктуры рынка.

Государственное регулирование может осуществляться и с помощью кредитов, посредством  изменения учетных ставок Центральным  банком. Для стимулирования наиболее важных сфер деятельности (производства продовольственных товаров, малого и среднего бизнеса) может применяться льготное кредитование, льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит (отсрочка налогового платежа).

Главным инструментом мобилизации финансовых средств  являются налоги. Они в государственном регулировании торговой деятельности играют двоякую роль: с одной стороны, — это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики; с другой, — это инструмент регулирования.

Налоговое регулирование осуществляется с помощью налоговых ставок и налоговых льгот. Размеры налоговых ставок должны учитывать потребности государства в бюджетных поступлениях и должны определяться на компромиссной основе государства и заинтересованности предприятий в их деятельности и инвестировании. Западными экономистами разработаны различные методы определения оптимальных размеров налоговых ставок. «Кривая Лаффера» показывает, что превышение размера налогов выше оптимального на 30% ведет к снижению деятельности и сокращению поступлений в бюджет.

В целях поддержания  приоритетных, социально значимых отраслей, программ применяются налоговые  льготы, имеющие целевой характер: например, для развития и поддержки  малого предпринимательства.

В современной  теории и практике управления выделяют два уровня налогообложения: уровень федерации и уровень субъектов. В этой связи механизм налогообложения предусматривает увязку координационных и субординационных отношений субъектов налогообложения этих уровней.

Стратегия налогового регулирования зависит от политической ситуации в стране и регионе, системы управления экономикой и системы управления налогообложением, экономической системы государства и региона, экономической сущности налогового регулирования, закономерностей его влияния на различные сферы социальных факторов.

Проведенный учеными  анализ использования в России налогового регулирования в управлении экономикой показывает, что к настоящему времени  еще не сформирована структура налогового механизма, в результате на уровне субъекта этот инструмент из регионального механизма управления практически исключается.

Мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и  другие меры воздействия ориентированы  на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

Механизм государственного регулирования коммерческой деятельности может быть осуществлен и с  помощью организационно-административных методов регулирования. Административное регулирование реализуется посредством прямого воздействия руководителей на подчиненных, вышестоящих структур управления на нижестоящие с целью достижения результатов хозяйственной деятельности.

Административный  механизм базируется на силе государственного влияния и ограничивается выдачей  лицензий на тот или иной вид товаров (деятельности) или его запрещение, а также охраной окружающей среды  и созданием минимальной защиты слабо защищенных слоев населения.

 

2.Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности

   

  Государственные организационные структуры, участвующие в регулировании коммерческой деятельности :

Торговопромышленная палата РФ, Российское агентство поддержки малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей страны

Основные регулирующие органы: Государственный комитет  РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП), Государственный  комитет по антимонопольной политике (ГКАП),

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства,

Комитет поддержки  малых предприятий и предпринимательства  при Государственном комитете РФ по управлению государственного имущества (Роскомпредпринимательства),

Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ.

Органы, контролирующие все стороны коммерческой деятельности и их функции: Госторгинспекция, Госстандарт  России, ГНС РФ, Министерство здравоохранения  РФ, ГТК РФ. Взаимодействие ГТК с  Госторгинспекцией с целью осуществления контроля за товарооборотом.

Контролирующие  органы, проверяющие отдельные виды торговли и выполняемые ими функции:

Федеральная служба России по обеспечению государственной  монополии на алкогольную продукцию (осуществляет специальные исполнительные, контрольные и разрешительные функции по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции),

Министерство  финансов РФ(осуществляет контролирующие функции в отношении торговли драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями их содержащими),

Министерство  природных ресурсов РФ и Государственный  комитет по Охране Окружающей Среды (осуществляют контроль за продажей меховых  товаров),

Российская ассоциация развития малого предпринимательства (осуществляет защиту прав предпринимателей; обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий; оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства).

 

3.Развитие конкуренции на товарных рынках и борьба с монополизмом 

Одним из направлений  деятельности государства является антимонопольное регулирование. Материальный ущерб от монополизма исчисляется, по оценкам специалистов, десятками  миллиардов рублей в год, зачастую вредные последствия наступают, спустя некоторое время, в виде инфляции, общего спада экономического роста, ухудшения благосостояния населения.

Направления антимонопольной  и конкурентной политики в областях:

контроль за экономической концентрацией на товарных рынках,

регулирование в сфере естественных монополий,

демонополизация внешнеэкономической деятельности,

предотвращение  недобросовестной конкуренции.

Принятый в 1991 г. Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур (ГКАП) России проводит политику, направленную на развитие товарных рынков и конкуренции, а также предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Данный закон  определяет организационные и правовые основы борьбы с монополизмом и направлен  на создание условий для активного  развития товарных рынков.

Запрещаются следующие  действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, которые могут ограничить конкуренцию и ущемить интересы других хозяйствующих субъектов:

изъятие товаров  из обращения, целью или результатом  которого является создание или поддержание  дефицита на рынке либо повышение цен;

навязывание контрагенту (потребителю) условий договора, не выгодных для него или не относящихся  к предмету договора;

включение в  договор дискриминационных условий, которые ставят контрагента в  неравное положение по сравнению  с другими хозяйствующими субъектами;

согласие заключить  договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован;

создание препятствий  доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования, установление монопольно высоких (низких) цен;

сокращение или  прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или  заказы потребителей, при наличии  безубыточной возможности их производства;

необоснованный  отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии  возможности производства или поставки соответствующего товара.

Запрещаются соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих или могущих иметь  в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов, если такие соглашения ограничивают конкуренцию и направлены на:

установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание  цен на аукционах и торгах;

раздел рынка  по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу  продавцов или покупателей (заказчиков);

ограничение доступа  на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);

отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

 

Заключение 

Государственное регулирование современной экономики  осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др.

На трудном  пути к рынку мы подошли к черте, когда старые структуры, унаследованные от вертикальных ведомственных систем, уже не могут состыковаться с новым экономическим механизмом, а новые формы организации управления еще не набрали силы. Из этого противоречия и вырастает сегодня задача более решительного перехода к новым структурам

Рыночные механизмы  в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы для субъектов хозяйственной деятельности.

В целях снижения высокой стоимости товаров и  услуг требуется осуществление  мер по регулированию цен на товары первой необходимости, стимулирование конкурентной среды на рынке товаров и услуг, регулирование тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий и др. В связи с этим нужно изменить характер участия государства в хозяйственной деятельности.

 

Литература 

Андреев В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью.//Российская юстиция. — 1997. — №2. — с. 19—21.

Анохин В. Государственное  регулирование предпринимательства.//Хозяйство  и право. — 1993. — №4. — с. 59—67.

Зеленская С.Г., Преображенский Б.Г. Формирование механизма налогового регулирования на уровне региона. — В. сб.: Стратегия обеспечения устойчивого социально-экономического развития России: региональный аспект. — Воронеж, 1996. — С. 50—51.

Клейменов А., Головина О. Рычаги антикризисного управления в  регионе.//Проблемы теории и практики управления. — 1996. — №4. — с.60—62.

Лафта Дж. К. Эффективность  менеджмента организации. Учебное  пособие. — М.: Русская Деловая  Литература, 1999. — с. 12—17.

Информация о работе Государственное рекгулирование коммерческой деятельности