Использование модели жизненного цикла товара для выбора стратегии фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:05, курсовая работа

Описание

Товар, попав на рынок, живет своей особой товарной жизнью, называемой в маркетинге жизненным циклом товара. У различных товаров разный жизненный цикл. Он может длиться от нескольких дней до десятков лет.
Жизненный путь товара имеет различные этапы, каждый из которых требует от предприятия соответствующих стратегии и тактики рыночного поведения. Задача маркетинга: удлинить продолжительность жизненного цикла товара на рынке. Точное определение 'возраста' товара и соответствующее маркетинговое поведение могут помочь предприятию решить данную задачу.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты теории жизненного цикла товара 5
1.1. Сущность теории жизненного цикла товаров 5
1.2. Кривая жизненного цикла товара 6
2. Использование модели жизненного цикла товара для выбора стратегии фирмы на каждом конкретном этапе ЖЦТ 9
Заключение. 24
Список литературы. 25

Работа состоит из  1 файл

Kozlova Valentina (kursa darbs)..doc

— 853.50 Кб (Скачать документ)

Возможны две основные стратегии в отношении товара, находящегося на стадии упадка.

Стратегия «жатвы» предполагает сокращение маркетинговых расходов почти до нуля и продолжение продаж марки по инерции, полагаясь на покупки приверженных покупателей. Такая стратегия способна сделать марку прибыльной даже при сокращении объема продаж, но «жатва» применительно к некоторым маркам продолжается в течение многих лет. “Lever Brothers” продолжала «снимать урожай мыла “Lux Beauty Bar” и после прекращения его рекламы в 1970г. “Lux”, как правило, имеется в продаже, поступая в торговую сеть вместе с другими предметами туалета, выпускаемыми “Lever”. Без рекламы норма прибыли от продажи “Lux” на 5 % выше, чем от продажи большинства других сортов мыла. Такая ситуация не будет продолжаться бесконечно, так как покупательская база марки в буквальном смысле вымирает. Как только марка начнет приносить убытки, она будет снята с продажи.

Риск, связанный со стратегией «жатвы», состоит в том, что компания слишком рано может начать снижение расходов на маркетинг, ускоряя тем самым упадок марки.

              Возрождение марки. Стратегия возрождения марки означает возвращение к жизни популярной марки, с которой «снимали урожай» или которую перестали производить. По мнению менеджеров, намного дешевле возродить марку, чем создать новую. Хотя возрожденная марка не обладает другими преимуществами перед конкурентами, кроме своего имени, это единственное преимущество может иметь важное значение на зрелом рынке, на котором лишь немногие марки занимают уникальные позиции. Например, “Beecham” возрождает “Geritol” - пищевую добавку для пожилых потребителей, содержащую железо и витамины, - рекламируя ее как «марку товара для влюбленных людей среднего возраста.

Руководство может также решить поддержать свою торговую марку, не изменяя ее, в надежде, что конкуренты оставят эту отрасль. Например, компания “Procter & Gamble” получила хорошую прибыль, продолжая выпускать жидкое мыло, в то время как остальные производители решили прекратить его выпуск.

В случае прекращения выпуска товара компания может продать его другой компании или просто избавиться от него, распродав имущество по цене возможной реализации. Если компания собирается найти покупателя, то ей не следует выжимать из товара последние соки.

Когда данный товарный ассортимент теряет всякую целесообразность, фирма не должна забывать о том, что большая часть товара, в особенности промышленные товары, требует долгосрочного обслуживания, которое должно проводиться и после снятия с продажи данного товара. Чтобы сохранить прочные связи с существующими потребителями, фирма должна найти способ организовать долгосрочное обслуживание произведенного ранее товара. Она может продать контракт на обслуживание третьей стороне или сохранить отдел обслуживания у себя. Фирма может также принять аналогичное решение по обеспечению потребителя запасными частями, т.е. может продать лицензию на производство запчастей третьей стороне или производить такие детали сама.

Суммируя все вышесказанное можно предложить итоговую таблицу по основным стадиям жизненного цикла товара и соответствующим им конкурентным стратегиям фирмы (приложение В, табл. 3).

 

 

 

 


Заключение.

 

Таким образом, в заключение можно сказать, что при выборе стратегии, компания должна учитывать все нюансы на каждом этапе жизненного цикла товара, но при этом нельзя забывать, что каждый товар имеет собственный жизненный цикл, с присущим ему специфическим набором проблем и возможностей. Создание стратегического планирования на основе жизненного цикла продукта является необходимой для стабильного длительного роста компании. Умение вовремя создать нужную базу для товара - это то же самое, что проложить дорогу плотному транспортному потоку, чтобы не произошло остановки и задержки, а, следовательно - убытков, может даже банкротов. Умение оперировать инструментами стимулирования сбыта в совокупности с разумным размещением товара на рынке ведет к лучшему из результатов - рождению нового успеха.

Многие управленцы заостряют внимание на том, что товар слишком хорош, чтобы не найти спрос даже при малой рекламе, или, особенно, когда товар находится на этапе зрелости, предпочитают «сидеть, сложа руки» и пожинать плоды успеха, совершенно не задумываясь о том, что за близким порогом успеха их ждет упадок, который обязательно наступит.

Для предотвращения таких неблагоприятных ситуаций все уважающие себя фирмы мирятся с тем, что необходимо думать о смерти даже еще не родившегося товара. Такие организации имеют долгосрочную удачную перспективу, т.к. они понимают, что упустив хоть одну стадию товара, не пополнив ее разработкой, или выдвижением на рынок другого было бы негармонично. Приступая к выдвижению на рынок нового товара, необходимо сразу начинать прогнозирование нового товара (модификации или совершенно иного) с намерением иметь «обеспеченную старость» первому товару. Лучше всего иметь восемь таких товаров, в этом случае фирма по-настоящему завоюет себе репутацию, место на рынке и будет постоянно получать большую прибыль и комплименты.

Есть случаи, когда жизненный цикл товара управленцы не учитывают, что приводит чаще всего к разорению. Такие фирмы часто называют «однодневки», что полностью описывает их «успех».

Таким образом, каждая компания должна полностью изучить жизненный цикл товара, уметь использовать его на практике правильно для того, чтобы добиться финансового успеха. Также необходимо знать все тонкости этапов жизненного цикла товара, знать, как улучшить свое положение, если компания подошла к стадии упадка. Это можно сделать путем модифицирования товара, снижения цен, придания товару рыночной новизны, поиском новых рынков либо сокращению выпуска и перехода к продвижению нового перспективного товара.

Список литературы.

 

1)                  Гунаре М. Маркетинг: курс-конспект лекций и контрольные задания для заочного и дистанционного обучения.-Рига, 2005.

2)                  Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: Ф.Котлер,  К.Л. Келлер. - 12-е изд.- СПб.: Питер, 2006. – 816с.

3)                  Котлер, Основы маркетинга / Котлер, Филип [и др.].-Пер. с англ..- 2-е европ.изд.- М.: СПб.; К.: Издат. дом «Вильямс», 1998. – 1056с.

4)                  Котлер Ф.,Армстронг Г.,Сондерс Дж.,Вонг В. Основы маркетинга - М: «Вильямс», 2000г.

5)                  Мак-Дональд М.  Стратегическое планирование маркетинга – С-Пб. : «Питер», 2000г.

6)                  Голубков Е.П.  Маркетинговые исследования – М: «Финпресс», 1998г.

 

 

 

 

 


Приложение А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Рис. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5

 

 

Приложение В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1

 

1. Испытательный

Фирма быстро внедряет товар на рынок, чтобы получить отзывы от потребителя; при необходимости быстро пересматривает свою стратегию и разрабатывает новую ее версию, обычно для несколько отличного и более крупного рынка. Фирма может пройти несколько циклов в разработке товара и стратегии. Этот подход предполагает неформальный контакт с потребителем по мере разработки стратегии, а также после предложения товара на рынок.

2. Экспериментальный

Перед тем, как внедрить товар на рынок, разрабатываются и вводятся в действие все элементы стратегии маркетинга с использованием как формального, так и неформального анализа рынка. Фирма не собирается производить значительные корректировки своей стратегии после внедрения товара.

3. Поступательный

Часто используется на рынках, где фирма имеет хорошо освоенную технологию и устойчивые отношения с имеющейся группой потребителей. Подход основывается на предложении группе потребителей все возрастающую ценность своего товара. Новые товары разрабатываются на основе широкого контакта с потребителем. После внедрения товара на рынке требуются лишь незначительные корректировки стратегии.

4. Умозрительный

Является прямой противоположностью экспериментальному методу. Фирма разрабатывает новый товар, имея мало информации от потребителя или совсем ее не имея. Тем не менее, она прочно убеждена в том, что данный товар нужен рынку. Однако правомерность такого убеждения можно определить только после принятия или отвержения товара рынком.

Табл. 2   Подходы к разработке стратегии в области создания новых товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3

 

Выведение на рынок

Рост

Зрелость, насыщение

Упадок

Характеристики

Продажи

Невысокий уровень продаж

Быстро растущий объем продаж

Пик продаж

Падение объема продаж

Издержки

Высокие в расчете на покупателя

Средние в расчете на покупателя

Низкие в расчете на покупателя

Низкие в расчете на покупателя

Прибыль

Отрицательная (убыток)

Растущая

Высокая

Падение прибыли

Покупатели

«Новаторы»

Ранние последователи

Позднее большинство

«Консерваторы»

Конкуренты

Очень мало

Растущее количество

Стабильное число, начинающее сокращаться

Сокращающееся количество

Маркетинговые цели

Создать возможность ознакомиться с товаром и попробовать его

Максимально увеличить долю рынка

Максимально увеличить прибыль, одновременно отстаивая свою долю рынка

Сократить расходы и выкачать ресурсы из торговой марки

Стратегии

Товар

Предложить базовый товар

Предложить усовершенствованные варианты товара, сервис и гарантии

Производить разнообразную номенклатуру торговой марки и ее моделей

Прекратить производство слабых товаров

Цена

Цена, равная издержкам плюс фиксированная прибыль

Цена, позволяющая проникнуть на рынок

Цена, позволяющая дать достойный отпор конкурентам

Сниженная цена

Распространение

Сформировать избирательное распространение

Сформировать интенсивное распространение

Сформировать более интенсивное распространение

Действовать избирательно: отказываться от неприбыльных каналов распространения

Реклама

Добиться ознакомления с товаром первых приверженцев и дилеров

Добиться ознакомления с товаром и интереса к нему массового рынка

Подчеркивать отличия и преимущества торговой марки

Сократить рекламу до уровня, необходимого для сохранения консервативных приверженцев

Стимулирование сбыта

Использовать интенсивные меры по стимулированию сбыта, чтобы заинтересовать покупателей

Сократить мероприятия по стимулированию сбыта, пожиная плоды растущего покупательского спроса

Увеличить меры по стимулированию сбыта, чтобы стимулировать переключение покупателей на свою торговую марку

Сократить мероприятия по стимулированию сбыта до минимального уровня

Табл. 3

31

 



Информация о работе Использование модели жизненного цикла товара для выбора стратегии фирмы