Изучение поведения потребителя и его мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:10, реферат

Описание

Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности и влияет на расширение производства и торговли путём выявления запросов потребителей и их удовлетворения. Он увязывает возможности производства и реализации товаров и услуг с целью покупки продукции потребителем. Маркетинг ориентирован на потребителя, его истинные нужды и потребности.
В условиях рыночной экономики предприятия по мере насыщения рынка вынуждены пользоваться методами маркетинга, иначе оно потеряет свои позиции на рынке, станет банкротом.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 320.00 Кб (Скачать документ)

    ВВЕДЕНИЕ

    Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности и влияет на расширение производства и торговли путём выявления  запросов потребителей и их удовлетворения. Он увязывает возможности производства и реализации товаров и услуг  с целью покупки продукции потребителем. Маркетинг ориентирован на потребителя, его истинные нужды и потребности.

    В условиях рыночной экономики предприятия  по мере насыщения рынка вынуждены  пользоваться методами маркетинга, иначе  оно потеряет свои позиции на рынке, станет банкротом.

    За  последние 30 лет возникла крупная  и быстро развивающаяся междисплинарная  область исследований - поведение  потребителей. Главная забота и предпринимателей и маркетологов состоит в том, чтобы повлиять на это самое поведение. Предприятие (фирма) не может добиться успеха, если оно игнорирует запросы потребителей. Поэтому не случайно, что в рамках маркетинга проводятся исследования, посвященные поведению потребителей, в самом широком понимании поведение потребителей определяется как действия, непосредственно связанные с получением, потреблением и распоряжением товарами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим и следуют за ними.

    Изучение  потребителей – один из наиболее востребованных видов исследований, ведь именно потребители, покупая товары компании, приносят ей прибыль. Неудивительно, что клиент, потребитель находится в центре внимания любой успешной компании, независимо от её размера. Изучая своих клиентов, их желания, предпочтения, компания может предложить им именно то, в чем они нуждаются. При этом компания сможет удовлетворить потребности своих клиентов, потребителей лучше, чем конкуренты.

    Основная  задача в изучении потребителя –  выявить факторы, влияющие на поведение  потребителя, его мотивацию. Но, этого недостаточно. Чтобы успешно конкурировать на рынке, необходимо своевременно предвидеть изменения в предпочтениях потребителей, чтобы вовремя внести изменения в сам продукт, оптимизировать каналы продвижения и рекламную стратегию, то есть скорректировать все компоненты комплекса маркетинга.

    Для этого следует выяснить: кто, как, когда, где, что и почему покупает, степень важности различных критериев  товара на различных этапах процесса принятия решения о покупке, а  также намерения потребителей.

    Таким образом, информация о поведении различных категорий потребителей в процессе и после совершения покупки полезна для правильной интерпретации данных о продажах и оценки результатов позиционирования товара.

    1 Изучение поведения  потребителя и  его мотивации

    1.1 Поведение потребителей, принципы и методы его изучения

    Изучение  поведения потребителей имеет главной  своей целью понимание их потребностей для обеспечения их наиболее полного  удовлетворения.

    Поведение потребителя - это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.

    Существуют  четыре основных принципа формирования правильного представления о  поведении потребителей:

  • потребитель независим;
  • мотивация и поведение потребителя постигаются с помощью исследований;
  • поведение потребителей поддается воздействию;
  • потребительское поведение социально законно.

    Независимость потребителя проявляется в том, что его поведение ориентируется на определенную цель. Товары и услуги могут им приниматься или отвергаться в той мере, в какой они соответствуют его запросам. Предприятия достигают успеха, если предоставляют потребителю выбор и реальную выгоду.

    Исследования  мотивации и поведения потребителей осуществляются с помощью моделирования этих процессов. Тут важно отметить, что поведение различных потребителей на рынке отличается по потребностям и целям, характеру спроса, покупок и действий на рынке, мотивациям и т.п., но имеет и некоторое сходство. На рынке оно может быть выражено через систему экономических, социальных и психологических факторов, характеризующих потребности и способы их удовлетворения.

    На  поведение потребителей влияют различные  факторы, и прежде всего факторы  внешней среды, а также индивидуальные различия: доходы, мотивация, уровень знаний, пристрастия и увлечения, стиль жизни, демографические характеристики и др. Особое место при формировании поведения потребителя на рынке имеет так называемый психологический процесс, характеризующий их ответные реакции.

    Социальная  законность прав потребителей служит гарантией всестороннего удовлетворения их потребностей. Обман, низкое качество товаров, отсутствие ответа на законные претензии, оскорбления и другие действия представляют собой не что иное, как нарушение законных прав, и должны быть наказуемы.

    В качестве потребителей на рынке выступают  конечные потребители, а также организации (предприятия) - потребители. Конечные потребители – это лица, являющиеся индивидуальными потребителями, семьи и д.р. Организации - потребители – производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные и другие некоммерческие учреждения.

    Конечные  потребители приобретают товары и услуги для личного пользования. Промышленные предприятия и различные организации закупают товары и услуги для производства товарной продукции и перепродажи ее другим потребителям.

    Поведение конечных потребителей обусловлено, прежде всего, характером своих потребностей. Существует определенная система личных потребностей, которую можно рассмотреть на рисунке 1.1.1

Рисунок 1.1.1- Система личных потребностей 

 

    Абсолютные  потребности (первый уровень) абстрактны по отношению к конкретным потребительным стоимостям, выражают потенциальную потребительскую силу общества. Потребности в пище, жилище, духовном развитии существуют на протяжении всей истории человечества и являются стимулом производства.

    Действительные  потребности (второй уровень) имеют относительный характер и отражают потребности в реальных предметах, которыми общество располагает или может располагать в обозримой перспективе. Они всегда имеют вещественное содержание, реализуемое в конкретных продуктах материального производства, и рассматриваются как реальная потребительская сила общества.

    Платежеспособные потребности (третий уровень) ограничены не только имеющейся товарной массой, но также уровнем денежных доходов и ценами на товары. Поэтому они отражают фактически реализуемую потребительную силу общества, т.е. достигнутый уровень удовлетворения абсолютных и действительных потребностей теми благами и возможностями, которые существуют в данный момент как результат общественного развития.

    Поведение конечных потребителей находится под  постоянным влиянием следующих факторов:

  • экономических – величина и распределение национального дохода, денежные доходы населения и их распределение по группам потребителей, объем и состав товарного предложения, уровень и соотношение розничных цен, степень обеспеченности населения отдельными продуктами потребления, уровень торгового обслуживания;
  • социальных – распределительная политика, социальная структура общества, культура потребления, мода, эстетические вкусы и т.п.;
  • демографических – численность и состав населения, а также семей, соотношение между городскими и сельскими жителями, процессы миграции и т.д.;
  • природно-климатические и национально-исторические – географические условия, традиции, обычаи, условия быта.

    Поведение конечных потребителей находится под  влиянием различных периодов жизненного цикла семьи, причем в каждый период семья имеет определенные потребности, это продемонстрировано на рисунке 1.1.2

Рисунок 1.1.2 – Факторы, влияющие на формирование потребностей

 

    Жизненный цикл семьи – совокупность отдельных  стадий, которые проходит семья в своем развитии с момента своего создания

    Стадии жизненного цикла семьи:

  • холостяки (молодые, неженатые люди, живущие самостоятельно от родителей);
  • молодая семья без детей;
  • «полное гнездо»-1 (младшему ребенку меньше 6 лет);
  • «полное гнездо»-2 (младшему ребенку 6 и более лет);
  • «полное гнездо»-3 (семейная пара с независимыми детьми);
  • «пустое гнездо»-1 (дети живут раздельно от родителей);
  • «пустое гнездо»-2 (глава семьи вышел на пенсию);
  • живым остался только один родитель, который работает;
  • живым остался только один родитель, который вышел на пенсию

    Так, супружеские пары с малолетними  детьми основное внимание уделяют первоначальному  накоплению своего имущества, значительная доля затрат уходит на приобретение товаров  детского ассортимента. Пожилые супружеские  пары больше уделяют внимание использованию различного рода потребительских услуг (бытовых, связанных с отдыхом).

    Стиль жизни – стереотипы жизненного поведения  личности, выражающиеся в ее интересах, убеждениях, действиях. Исследовательские  фирмы разработали классификаторы жизненных стилей, подразделяющие последние на 6–10 типов, в рамках которых проводятся специальные исследования. Маркетологи часто разрабатывают специальные маркетинговые программы, ориентированные на группы, придерживающиеся определенного жизненного стиля.

    Каждый  человек является личностью, что  обусловливает относительно неизменные на протяжении длительного интервала  времени его реакции на воздействия  из внешней среды. Тип личности характеризуется  такими чертами, как уверенность, независимость, агрессивность, социальность, адаптивность, инертность и т.д. Например, производители кофе обнаружили, что активные потребители кофе являются высокосоциальными личностями.

    Самопредставление – сложные мысленные представления  личности о себе, о собственном  «я». Например, если кто-то мыслит себя творческой и активной личностью, то будет искать товар, отвечающий этим характеристикам.

    Культурные  факторы включают в свой состав культуру, субкультуру и принадлежность к  общественному классу. Маркетологу  весьма важным является иметь представления об изменениях культурных факторов, чтобы ответить на них предложением новых продуктов.

    Под культурой понимается совокупность основных ценностей, понятий, желаний  и поведения, воспринятые членом общества от семьи и других общественных институтов.

    Субкультура – группа людей с общей системой ценностей, основанной на общем жизненном опыте и ситуациях – например, национальные, религиозные, региональные группы. При проведении маркетинговых исследований в данной области, прежде всего, ищутся ответы на вопросы: «Связано ли использование какого-то товара с определенной этнической группой или принадлежность к этой группе не играет существенной роли?», «Владение какими потребительскими товарами, собственностью дает основание отнести потребителя к представителям определенной культуры, субкультуры?»

    Общественный  класс – относительно упорядоченная  и стабильная общественная группа, члены которой обладают общими ценностями, интересами и поведением. Здесь наиболее часто исследуются следующие  вопросы: «Является ли данная группа товара или конкретная марка символом принадлежности к какому-то социальному классу, социальной группе?»

    Социальные  факторы включают в свой состав малые  группы, подразделяющиеся на группы членства, референтные группы, семью, социальные роли и статус.

    Группа  членства – группа, к которой  принадлежат определенные личности и которая оказывает непосредственное влияние на их поведение, например, семья, сослуживцы, друзья.

    Референтная группа – группа, по которой личность осуществляет прямое или косвенное сравнение при формировании своих отношений и линий поведения. В референтной группе может существовать «лидер мнения», который оказывает особо сильное влияние на других членов группы. Выявление лидеров мнения с целью оказания на них определенного влияния – одна из задач маркетинговых исследований данной направленности. Особенно важным является изучение мнений членов референтной группы при выпуске нового товара.

Информация о работе Изучение поведения потребителя и его мотивации