Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 19:42, статья
Появление на рынке, в любом его сегменте, более чем нескольких компаний, всегда порождает определенную конкуренцию. Она, в свою очередь, подталкивает компании находить новые и более совершенные методы продвижения предлагаемых услуг/продукции. И чтобы отыскать, действительно, эффективные методы, необходимо проводить систематические исследования данного сегмента с целью определения наиболее подходящего варианта в продвижении.
Этапы маркетинговых исследований.
Дмитриева Ю.А.. – магистрант 2 курса
Специальность «Маркетинг» УМБ
Научный руководитель – к.э.н., доцент Садыков Г.Г.
Появление на рынке, в любом его сегменте, более чем нескольких компаний, всегда порождает определенную конкуренцию. Она, в свою очередь, подталкивает компании находить новые и более совершенные методы продвижения предлагаемых услуг/продукции. И чтобы отыскать, действительно, эффективные методы, необходимо проводить систематические исследования данного сегмента с целью определения наиболее подходящего варианта в продвижении. Такие важные данные дает маркетинг, так как в процессе анализа подвергается проверке не один или несколько аспектов, а все имеющиеся факторы, которые, напрямую или косвенно, могут воздействовать на укоренение компании в выбранном сегменте рынка. Сегодня, несмотря на всю очевидность необходимости проведения маркетинговых исследований, многие компании все же пренебрегают ними. И потому следует напомнить о возможностях, которые они дают. Во-первых, благодаря маркетинговым исследованиям, появляется возможность максимально объективно и адекватно, с профессиональной точки зрения оценивать рыночные перспективы предлагаемых услуг/продукции. Во-вторых, имея на руках наиболее полную оценку ситуации на рынке, компания может принять наиболее эффективные управленческие решения, которые помогут ей укрепить свои позиции и выйти на новый уровень, расширяя ореол своей деятельности. Под объектом исследования подразумевается изучаемая “генеральная совокупность”: географический рынок, определенная группа потребителей, конкретная система, организации-конкуренты, внутренняя среда исследуемой организации и т.д.
Современная экономическая теория широко вовлекает в оборот такие понятия, как рынок, рыночные отношения, рыночная экономика, рыночная система и др. нередко они считаются тождественными, хотя имеют не очень, выраженные отличия, и общее, что их объединяет, это корневое – рынок, определяющие особенности экономических отношений, экономики, экономической системы. Рынок как явление берет свои истоки в глубинах эволюционных процессов человеческой цивилизации. Со времени своего зарождения он, безусловно, подвергался, и не один раз, значительным эволюционным преобразованиям, сохраняя при этом сущностные признаки, по которым определяется как экономическое отношение по поводу товарного обмена. И в нынешнем устоявшемся представлении рынок рассматривается в качестве целостной системы экономических отношений и связей между продавцами и покупателями, производителями и потребителями, основанной на взаимодействии спроса и предложения в имеющихся условиях [1].
Сложилось несколько представлений о рынке, которые отличаются сферами приложения, широтой пространственного применения данного понятия. В соответствии с этим различаются и определения потребительского рынка, которые по всей вероятности, должны следовать из определения, данного в распространенном на западе и известном на постсоветском пространстве труде Макконнела Кэмпбелла Р. И Брю Стэнли Л., где рынок трактуется как институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги, и при этом товаром могут быть средства производства и потребительские товары, то есть потребительский рынок соединяет покупателей и продавцов потребительских товаров и услуг. Такое определение ограничивает рыночное пространство сферой обмена. На самом деле рынок относится к той среде, в которой проявляется реальный результат экономической деятельности. Несомненно, что любой вид экономической деятельности нацелен на получение дохода, прибыли. В противном случае, если экономическая деятельность не приносит дохода, прибыли, то предпринимательские интересы к такому виду деятельности угасают и переносятся на другие виды, приносящие желаемые результаты. И как экономическая деятельность может касаться различных сфер, и она может простираться в сферу обмена, производства и т.д., так и потребительский рынок связан со всеми сферами экономической деятельности, поскольку в любом виде деятельности предполагается присутствие человека – основного носителя труда, рудовых способностей [2].
Следовательно, понятие потребительского рынка может быть значительно расширено и не ограничивается рамками обмена. В этой связи уместно вспомнить традиционное определение рынка, которое дает политическая экономия. В нем рынок рассматривается как совокупность экономических отношений, складывающихся по поводу реализации товаров. А если предложить последнее определение на условиях потребительского рынка, его формирования, функционирования и развития на прямую затрагивают систему экономических отношений, касающихся возникновения потребительского спроса предложением. Исходя из чего определение потребительского рынка, на наш взгляд, может формулироваться как система экономических отношений, в которых потребительский спрос реализуется потребительским предложением. И в данном случает потребительский рынок не просто механизм соединения покупателей и продавцов, но и процесс реализации этого соединения, процесс появления покупателей и продавцов, спроса и предложения, возникновения потребностей и их реализации, создания товаров и услуги, а также купли-продажи товара и услуги.
Товары и услуги потребления, или потребительские товары и услуги, являются продуктами труда, создаются в сфере деятельности. Составляя предложение потребительского рынка, эти товары и услуги обладают свойством обеспечивать спрос потребительского рынка. Данное свойство обусловлено способностью потребительских товаров и услуг удовлетворять потребности жизнеобеспечения населения. Другими словами, потребительская продукция на потребительском рынке выступает в виде товара, позволяя реализовать интересы своих производителей и потребителей. Очевидно интересы производителей сводятся к тому, чтобы их продукция пользовалась спросом и была продана, а интересы потребителей заключается в необходимости удовлетворения их потребительского спроса, реализация которого возможна с приобретением на рынке товара, обладающего необходимыми свойствами. Упрощая движение товарных потоков, можно было бы предложить, что предъявителями потребительского спроса на рынке выступают покупатели товаров и услуг, а предъявителями потребительского предложения – продавцы товаров и услуг. Покупатели товаров и услуг приобретают продукцию своего производства, тем самым возмещают затраты на ее производство на самом же деле все гораздо сложнее, и движение товарных потоков от производителей к ее потребителям осуществляется в несколько актов купли-продажи. Предъявителей спроса и предъявителей предложения разделяют посредники, иногда их несколько [3,].
Формирование потребительского рынка вызвано необходимостью обмена, соединяющего производство, распределение и потребление. Его предназначение проявляется в реализации спроса, удовлетворяющего насущные потребности населения. Из чего следует, что функционирование потребительского рынка связана с жизнеобеспечением населения, возобновляющим его жизнедеятельность. Через возмещение затраченного в экономической деятельности, процессе производства живого труда посредством потребительского рынка осуществляется воспроизводство рабочей силы, возобновляются способности к труду, к участию в экономической деятельности, и тем самым возобновляется производство, процесс непрерывного функционирования экономики.
Проблемы формирования и развития потребительского рынка в странах с транзитной экономикой важны как с общетеоретических, так и с методических позиций ввиду того, что демонтаж командно-административной системы управления не мог затронуть потребительской сферы, точнее трансформации рынка потребительских товаров и услуг, обеспечивающего движение соответствующих товарных потоков. Необходимость тщательного обоснования формирования и последующего устойчивого развития рынка потребительских товаров и услуг обусловлена комплексным характером данной проблематики, новизной постановки многих проблем и задач, которые требуют своего разрешения в процессе преобразования ограниченной рамками дефицита системы в гибкую систему рыночных взаимосвязей поставщиков и потребителей. Следовательно, данная проблематика требует специальной проработки путей адаптации к условиям транзитной экономики. И всякая попытка упрощенного переноса подходов развитой рыночной экономики в переходный период, равно как и использование только приемов жесткого централизованного управления, обречена на неудачу, неизбежно может привести к негативным последствиям [4].
Потребительский рынок дореформенного периода формировался в рамках единого народнохозяйственного комплекса, принадлежность к которому и определила его состояние, и поскольку в этот период основные предпочтения и приоритеты, отдавались развитию отраслей и производств потребительский рынок испытывал ограничения по спросу и предложению. В разные годы эти ограничения имели разные оттенки, но в целом замкнутая система хозяйствования наложила свой отпечаток на особенности функционирования потребительского рынка. Его нацеленность на покрытие потребительского спроса предложением восполнялась в дефицитном объеме, не удовлетворяющем полное обеспечение спроса. И это товарный недостаток ставил производителя продукции в положение более выгодное по сравнению с потребителями, так как вся потребительская продукция из-за товарного дефицита находила своего потребителя. Нередко продаже предшествовало затоваривание складов продукцией, не пользующейся спросом, и тем не менее после очередной уценки продукция раскупалась, находила своего потребителя [5].
Не проработанность общей теории реформирования, отсутствие научно обоснованных подходов к трансформации потребительского рынка в условиях переходного периода и различных его этапов крайне отрицательно сказались на развитии потребительского рынка, на формирование его участников, рыночных партнеров. Прежде всего трансформация потребительских рынков пошла в направлении значительного уменьшения доли участия отечественных производителей в рыночном взаимодействии. Рыночные деформации, последствия макроэкономического регулирования не дали им шансов остаться на рынке потребительских товаров и услуг, хотя в дореформенный период эти производители были основными поставщиками товаров на потребительском рынке, и монетаристские меры сделали почти невозможным, за редким исключением, участие казахстанских производителей в формировании товарных фондов потребительского рынка. По сути, основные производители потребительских товаров были в жесткие условия выживания, они испытывали на себе активное давление внешнего рынка, импорта товаров, когда поставщики импортной продукции оказались в более выгодном инвестиционном режиме по сравнению, например, с нашим потребительским комплексом, включая легкую и пищевую промышленность. В последствии эти поставщики сформировали прослойку нового предпринимательства. На протяжении более чем десяти лет наши производители вытеснялись с рынка потребительских товаров и услуг, испытав на первых этапах реформирования и в последующем сильнейшее давление и разрушительную конкуренцию, которые привели к обвальному падению производственных показателей и уходу с рынка отечественных производителей, с одной стороны, а с другой, заставили производственников включиться в конкурентную борьбу и попытаться разработать меры своей защиты и выживания на внутреннем рынке. Однако примеры последнего в республике не столь многочисленных как хотелось бы. В итоге позиции отечественных производителей на казахстанском потребительском рынке составили только четверть всего объема, из которых подавляющая часть приходиться на продовольственные товары.
Другим направлением
трансформации потребительских
рынков стало изменение потребительско
В переходный период на сложившееся движение товарных потоков потребительского рынка, их направление, объем и структуру сильное воздействие оказали мировые экономические тенденции, сформированные в процессе глобализации экономической деятельности. Данное обстоятельство коренным образом изменило основные характеристики формирования потребительского рынка. В недалекой ретроспективе, в советский период, решающее право определения условий функционирования товарных рынков, и потребительского в том числе, принадлежало производителям продукции, диктовавшим свои требования потребителям, поскольку производители занимали главенствующие позиции на дефицитном отечественном рынке, и следовательно, мировые тенденции здесь оказывали не прямое влияние, а опосредованное, косвенное. С реформированием открылся доступ товарным потокам мирового рынка и тем самым внутренний рынок Казахстана был поставлен в зависимость от общемировых процессов глобализации. Основанием для данного утверждения служит резкое увеличение предложения самых разнообразных товаров на национальном потребительском рынке. И теперь операции купли-продажи в условиях почти бездефицитного предложения определяется спросом, возможностями его обеспечения.
В нынешних условиях, имея больше возможностей выбора товаров и услуг, покупатели предъявляют повышенные требования к качеству и другим конкурентным характеристикам продукции, при этом они стремятся приобрести товары по умеренным ценам. И именно цене среди всех конкурентных преимуществ здесь отдается предпочтение. Данное положение вызвано тем, как потребительский спрос обеспечен платежеспособностью покупателей, а она довольно низкая из-за соответствующих размеров доходов подавляющей части населения. Слабая платежеспособность потребителей товаров и услуг характеризует и низкую интенсивность функционирования потребительского рынка, которая определяется масштабами рыночно оборота. Реальная величина рыночного оборота может быть увеличена на объемы платежей, невыплат по доходам населения и пр.