Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:28, реферат
Исследовав концепцию сегментации рынка, мы теперь можем посмотреть, как в действительности специалисты по маркетингу осуществляют этот процесс. Далее мы анализируем шесть этапов процесса сегментации рынка.
Этапы
процесса сегментации рынка
Исследовав концепцию сегментации рынка, мы теперь можем посмотреть, как в действительности специалисты по маркетингу осуществляют этот процесс. Далее мы анализируем шесть этапов процесса сегментации рынка.
Определение границ
рынка
Первый шаг
заключается в том, чтобы определить
обслуживаемый рынок. Менеджер, занимающийся
маркетингом, должен помнить об определении
бизнеса, выраженном в маркетинговом
плане. Например, если компания работает
в области дешевых домов
Решение о том,
какие переменные использовать при
сегментации
Мы обсудили множество переменных, которые можно использовать для сегментации рынка. Важный этап в процессе сегментации - отсортировать эти переменные и решить, какие из них с наибольшей вероятностью окажутся полезными. Иногда специалисты по маркетингу просто собирают данные относительно такого количества потенциально полезных переменных, какое только возможно, а затем используют анализ данных, чтобы разбить покупателей по сегментам. Такой «охотничий» подход в некоторых обстоятельствах оказывается полезным, особенно при сегментации на основании образа жизни, но обычно оказывается более эффективным выбрать заранее наиболее подходящий базис для сегментации. Кроме того, специалисты по маркетингу обнаруживают, что переменные, специфические для данного продукта, теснее связаны с принятием рыночных решений.
Сбор и анализ
данных для сегментации
Этот этап - поле
деятельности исследователей рынка. В
этот момент разрабатываются
Разработка профиля
каждого сегмента
Следующий шаг состоит в том, чтобы выбрать из широкого спектра возможных описательных переменных подходящий их набор, рисующий портрет этого сегмента. Демографические и географические переменные создают более полную картину каждого сегмента на рынке. Эти переменные должны быть некоторым образом связаны с реальным поведением покупателей, демонстрируемым внутри сегмента.
Нацеливание на
сегменты, которые будут обслуживаться
Теперь специалист по маркетингу может взглянуть на имеющиеся возможности. Какие сегменты предлагают наиболее привлекательные возможности? Где ресурсы организации наиболее согласуются с этими возможностями? На скольких сегментах концентрироваться и на каких именно? Должны учитываться конкурентная ситуация и финансовые ресурсы фирмы, особые навыки, уникальные технологии, образ, цели и ее миссия. Тут нельзя игнорировать размер рыночного сегмента и его потенциальную прибыльность.
Разработка маркетингового
плана
Как только определены
целевые сегменты, которые будут
обслуживаться, специалист по маркетингу
должен решить, как их обслуживать.
Должны быть определены те свойства продукта,
которые являются привлекательными для
покупателей каждого сегмента. Кроме того,
должны быть определены и те сегменты,
которые обслуживаются конкурентами,
а затем должна быть разработана стратегия
для привлечения внимания покупателей
из каждого сегмента. Чтобы создать образ,
который подразумевает специалист по
маркетингу, должны быть разработаны или
модифицированы некоторые характеристики
продукта.
Признаки
сегментирования
Принцип
сегментирования прост: берем некую
совокупность лиц, которых хотим сегментировать,
и разделяем их на группы по какому-либо
признаку. Например, можно разделить всех
людей на мужчин и женщин, а можно на детей—подростков—молодых—
Конкурентов
можно сегментировать, например, по
охвату рынка (глобальные конкуренты,
общероссийские конкуренты, городские
конкуренты, конкуренты на нашей улице
и т.д.), по размеру (крупные, средние, мелкие),
по отрасли (прямые конкуренты, производители
субститутов, производители комплементарных
товаров и т.д.), по обслуживаемому сегменту
потребителей в зависимости от их вовлеченности
("жить не могу без этого товара",
"ну, может, когда-нибудь и попробую,
если будет настроение").
В большинстве учебников вы всегда найдете несколько традиционных и наиболее распространенных признаков сегментирования:
географический — по местопроживанию, странам, регионам, а также по таим признакам, как город/село, удаленность местности и т.д.
демографический — выделение поло-возрастных характеристик, показателей статуса, дохода, рода занятий, расовой и религиозной принадлежности потребителей;
по
социоэкономическим характеристикам
— выявление комплексных
по объему потребления — выявление «сильной половины» потребителей (по мнению родоначальника этой теории Дика Тведта из компании Oskar Mayer, 90% покупок делают 50% «сильных» покупателей, лояльных данной марке);
по выгодам — выделение сегмента ведется по причинам, по которым люди делают те или иные покупки (напр., искатели статуса, экономные, любители сладкого, жизнелюбы, консерваторы, рационалисты, самовлюбленные эгоисты, жаждущие наслаждений гедонисты, чувствительные, общительные, беспокойные, независимые, ценители удобств и т.д.);
по увлечениям (хобби) — выделение целевой аудитории, интересующейся искомой темой (нумезматы, любители кошек, охотники и т.д.);
по
стилю жизни — выявление
по
характеристикам покупки и
сегментирование по переменным установкам и образу жизни потребителей — позволяет понять, почему и как люди покупают, используют или потребляют товары и услуги (сегментирование проводится методами исследования потребителей);
другие
признаки, наиболее полно отражающие
специфические отличия
Кого
сегментировать?
Чаще
всего сегментируют покупателей/потребителей.
Однако на практике иногда бывает важно сегментировать и других участников рынка: торговлю, поставщиков, производителей, рекламные агентства, банки, транспортные компании и даже своих миноритариев: процедуры и назначение сегментирования универсальны, а вы получаете возможность систематезировать ("разложить по полочкам") различные потоки — информационные, денежные, сырьевые, логистические и т.д. Например:
сегментируя покупателей, важно определить: кто принимает решение о покупке, кто ее оплачивает, а кто потребляет. К примеру, издательство может определить, что решение о покупке принимают родители, руководители организации, специалисты, сами потребители; оплачивать могут: библиотеки, некоммерческие организации, различные фирмы, дарители, сами потребители; потреблем книги может стать ребенок, взрослый, любитель, специалист, мужчина/женщина и т.д. Кроме того, некоторые книги человек читает и перечитывает, некоторые — дает почитать другим, некоторые — ставит на полку и забывает. Поэтому для издательства наиболее важным лицом оказывается покупатель, для отдела маркетинга — лица, принимающие решение, а для автора — потребитель.
сегментируя торговлю, можно выделять сегменты по территориальному охвату, периодичности закупок, объемам разовой закупки, особым отношениям и т.д.
сегментируя поставщиков можно разделить их по объемам или времени поставки, по "сговорчивости", по территориальному признаку, по срокам оплаты и т.д.
сегментируя миноритариев, вы получаете возможность, например, понять, какая их часть сможет "втихую" продать акции фирмы, а какая никогда не это не пойдет.
сегментирование
транспортных и иных посредников
позволяет заранее разбить их
на определенные группы (сегменты), чтобы
впоследствии иметь возможность быстро
принимать решения о работе с тем или иным
посредником, а не хвататься за "первого
попавшегося".
ПРОЦЕСС
СЕГМЕНТИРОВАНИЯ И РАБОТЫ С СЕГМЕНТАМИ
Сегментирование покупателей и дальнейшая работа с сегментами может происходить по следующей схеме:
Рассмотрим каждый из этапов подробнее.
1 этап (анализ).
Выявление мотивов покупки и
сегментов
1.1. Выявление
конкурентных преимуществ
что покупатель ценит в наших товарах и услугах больше всего?
какие потребности он удовлетворяет с помощью наших товаров и услуг?
может ли он удовлетворить
эти потребности другими
какие конкурирующие
предложения рассматривает
какие преимущества
потребитель может найти в наших товарах
и услугах по сравнению с конкуретными
предложениями и субститутами?
1.2. Выявление ключевых выгод покупателей:
какие цели преследует покупатель, приобретая наши товары и услуги?
удовлетворение каких потребностей обеспечивает ему покупка наших товаров и услуг?
какие соотношения "цена/ценность" устраивает различные группы покупателей?
что потребитель
приобретает в
1.3. Составление
усредненного профиля
кто является (может являться) потребителем наших товаров и услуг?
кто является (может являться) покупателем наших товаров и услуг?
кто является (может являться) экспертом, рекомендующим или не рекомендующим наши товары и услуги?
каков уровень
независимости покупателя при принятии
решения о покупке наших
кто на самом
деле принимает решение о покупке
наших товаров и услуг?
1.4. Выявление основных сегментов:
какие сегменты мы можем выделить по разным критериям/признакам сегментирования (мотивы покупки, вовлеченность в покупку, другие признаки)?
каковы характеристики
каждого сегмента (величина сегмента,
степень вовлеченности в
насколько сильна
лояльность представителей разных сегментов
конкурирующим с нами маркам / предложениям?
1.5. Выявление приоритетов потребителя:
чем различаются мотивы покупателей и потребителей в разных сегментах?
какие ключевые факторы влияют на принятие решения о покупке в разных сегментах?