Какую роль играет розничная торговля в рыночной экономика: понятия, задачи, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:10, контрольная работа

Описание

Под розничной торговлей понимается любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.
В современных условиях появляются новые формы розничной торговли: специализированные магазины, продажа со скидкой с цены, внемагазинная и консолидированная торговля.

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг.docx

— 28.69 Кб (Скачать документ)
  1. Какую роль играет розничная  торговля в рыночной экономика: понятия, задачи, функции.
 

Под розничной  торговлей понимается любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

В современных  условиях появляются новые формы  розничной торговли: специализированные магазины, продажа со скидкой с цены, внемагазинная и консолидированная торговля.

Демографические изменения привели к фрагментации рынка, потребители предпочитают фирменные  марки и наличие большого выбора специализированных магазинов. В связи  с этим возникает специализированная розничная торговля, при которой магазины предлагают ограниченное количество товарных ассортиментов, имеющих большую глубину.

Немалое внимание к качеству товаров обусловило возникновение торговли со скидками с цены, при которой известные марки предлагаются по значительно более низким ценам.

В последнее  время все больше стала проявляться  такая тенденция, как внемагазинная  торговля, которая означает любой метод продажи конечному потребителю вне магазина (продажа по каталогам, на дому у покупателей, через торговые автоматы, по телефону или с помощью компьютерных систем).

Ограниченный  рост населения означает в долгосрочном плане уменьшение числа покупателей; для удовлетворения запросов более  разборчивых и более состоятельных  потребителей необходимо создание небольших и узкоспециализированных магазинов. Консолидированная розничная торговля позволяет сократить число товарных групп и замедлить расширение сети новых магазинов.

Магазины  розничной торговли можно подразделить на непродовольственные и продовольственные, которые группируются в зависимости  от уровня обслуживания, цен, разнообразия товарных ассортиментов и глубины  ассортимента, а также размера  магазина.

Разработка  стратегии розничной торговли предполагает следующие этапы:

1)выявление  возможностей в условиях розничной  торговли. Это относится к факторам, связанным с потребителями, конкуренцией, технологией, государственным регулированием, экологией и состоянием экономики;

2)формулирование  целей розничной торговли. Цели должны быть достаточно широкими для определения стратегии компании в виде ее миссии и достаточно конкретными для оценки результатов работы магазинов;

3)разработка  стратегий розничной торговли. Прежде всего разрабатывается стратегия на корпоративном уровне (если это относится к крупным розничным торговцам), затем разрабатывается конкретная стратегия на уровне магазинов;

4)выявление  целевых сегментов и позиционирование  магазинов. Необходимо учитывать демографические критерии и особенности образа жизни покупателей;

5)оценка  и контроль. Эффективность на уровне компании оценивается путем сопоставления результатов с прогнозными показателями продаж и рентабельности инвестиций. На уровне магазина сопоставляются фактические и прогнозные показатели продаж по каждому из отделов и товарному ассортименту. Проблемы контроля связаны с потерями товара, использованием торговых площадей, недостаточной оборачиваемостью и излишними товарами. 
 

  1. Развитие  маркетинга, его место  и роль в процессе рыночной деятельности предприятия.
 

Под маркетингом (marketing) понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах и отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам. При этом рассчитывается, что реализация намеченной ассортиментной структуры может обеспечить фирме получение высоких прибылей или прочное положение на рынке.

Философия маркетинга предельно проста: производитель  должен выпускать такую продукцию, которой заранее обеспечен, сбыт и получение фирмой (предприятием) намеченного уровня рентабельности и массы прибыли.

Суть  и содержание маркетинговой деятельности отражают объективные условия развития рынка, который в известной мере утрачивает хаотичность и попадает под регулирующее воздействие заранее  устанавливаемых хозяйственных  связей, где особая роль отводится  потребителю. Потребитель выдвигает  свои требования к продукту, его  технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам поставки (прежде всего  машин и оборудования) и тем  самым создает предпосылки для  распределения рынка между производителями. Возрастает значение конкуренции, борьбы за потребителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изучать  конкретных потенциальных потребителей и запросы рынка, который предъявляет  высокие требования к качеству и  конкурентоспособности продукции.

Осуществление маркетинговой деятельности выступает  как объективная необходимость  ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности фирмы (предприятия) на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. Здесь  отражается и постоянно усиливается  тенденция к планомерной организации  производства в целях повышения эффективности функционирования предприятия в целом и его хозяйственных подразделений.

Маркетинговая деятельность предприятия направлена на то, чтобы достаточно обоснованно, опираясь на запросы рынка, устанавливать  конкретные текущие и главным  образом долговременные (стратегические) цели, пути их достижения и реальные источники ресурсов хозяйственной  деятельности; определять ассортимент  и качество продукции, ее приоритеты, оптимальную структуру производства и желаемую прибыль. Другими словами, производитель призван выпускать  такую продукцию, которая найдет, сбыт, принесет прибыль. А для этого  нужно изучать общественные и  индивидуальные потребности, запросы  рынка как необходимое условие  и предпосылку производства. Поэтому  все больше углубляется понимание  того, что производство начинается не с обмена, а с потребления. Эта  концепция нашла свое воплощение в маркетинге.

Именно  всестороннее изучение спроса, потребностей и их учет в целях более правильной ориентации производства и составляют главное назначение маркетинговой  деятельности в системе управления процессом производства. 

  1. Понятие и  роль маркетинга в системе принятия маркетинговых 

    решений.  

  1. Классический  подход к определению  маркетинга.
 

В настоящее  время существует множество различных  определений маркетинга. Маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (Ф. Котлер);

маркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары и услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена (Дж.Р. Эванс и Б. Берман); маркетинг — виды деятельности, направленные на выявление и удовлетворение потребностей и желаний потребителей посредством процесса обмена (Г. Ассэль); маркетинг — система управления, регулирования и изучения рынка (И.К. Беляевский).

Каждое  определение по-своему расставляет  акцент: на цели, на условия или принципы маркетинга.

Американская  ассоциация маркетинга (АМА) дает следующее  определение маркетинга: маркетинг — это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.

В определении  АМА можно выделить четыре аспекта:

Метод удовлетворения спроса (обмен, т.е. торговля).

Действие  менеджмента (предвидение, определение  целей и планирование, удовлетворение спроса).

Совокупность  управляемых инструментов маркетинговой  деятельности (продукт (замысел), цена, распределение (реализация) и продвижение).

Предметы  и объекты, при помощи которых  удовлетворяется спрос и достигаются цели (товары, услуги, идеи, организации, люди, территории).

Какого  бы определения маркетинга мы не придерживались, но его ключевыми терминами всегда остаются потребность и спрос, предъявляемые  потребителями на рынке.

потребность — нужда, принявшая специфическую  форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида;

спрос — потребности человека, подкрепленные  его покупательной способностью.

Нужда (ощущаемый человеком недостаток в чем-то жизненно необходимом) порождает  потребность, которая находит реальное выражение в спросе. Он, в свою очередь, удовлетворяется посредством  обмена денег на необходимый товар. Таким образом, спрос возникает  на рынке товаров и услуг, и  именно рынок является главным объектом маркетинга. Маркетинг компании добивается поставленных целей оптимизации  прибыли посредством изучения рынка  и его регулирования на основе полученных о нем знаний.

Рынок — это не просто место встречи  покупателя и продавца (они могут  «встретиться» и виртуально), это  система отношений купли-продажи, подверженная как регулированию, так  и саморегулированию. 

  1. Сущность  основных понятий  маркетинга.
 

Принципы введения бизнеса, а вместе с тем и маркетинга, формируются на основе целого ряда понятий.

Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Нужда – это чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком. (Нужды многообразны и определяются нуждой человека: 1. Физиологические нужды – питание, тепло, безопасность; 2. Социальные нужды -  привязанности).

Потребность – это нужда, принимающая специфическую форму в соответствии с личностью индивида и ее культурным уровнем.

Запрос  – это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Обмен – это получение желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Товар – это все то, что может удовлетворить потребности людей и предлагается рынку с целью привлечения к нему внимания и приобретения.

Маркетинговая сделка – это обмен ценностями между двумя сторонами.

Рынок – это совокупность всех существующих и потенциальных покупателей. 

  1. Концепция развития рыночных отношений  и их характерные  признаки. \
 
 
 
  1. Понятие «маркетинга-микс», стратегический и тактический уровень.
 

Маркетинг-микс - совокупность маркетинговых инструментов, через которые компания стремится воздействовать на спрос товаров или услуг.

Маркетинг-микс - это совокупность мероприятий (стратегия), которые формируют спрос на определенный товар по определенной цене в определенном месте с помощью определенного продвижения.

Следует отметить, что стратегия, по большому счету, лишь намерение компании действовать  определенным образом на том или  ином сегменте рынка и носит довольно общий, не детализированный характер. Управлять же и держать ситуацию под контролем можно лишь реализуя мероприятия, имеющие конкретные сроки  исполнения, ответственных за их исполнение лиц и необходимые ресурсы (финансовые, людские и т. д.), т. е. детализированные в мелочах. Именно поэтому под  выбранную стратегию разрабатывается  комплекс специальных мероприятий, так называемый маркетинг-микс. Это как раз и есть тактический уровень маркетинга.

 Стандартный маркетинг-микс, как правило, охватывает мероприятия по четырем составляющим тактической деятельности:

1.      Товар (вариации с ассортиментом  продукции и потребительскими  свойствами: технические параметры,  дизайн, упаковка, сервис, доставка и т. п.);

2.      Цена (установление цен, оптимальных  с точки зрения соотнесения  выгод компании-продавца и покупателя, а также скидок на цену продукта  для разных случаев и разных групп покупателей);

3.      Место продаж (выбор каналов распределения,  компаний-дистрибьюторов, подбор торговых точек и т. п.);

Информация о работе Какую роль играет розничная торговля в рыночной экономика: понятия, задачи, функции