Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:56, контрольная работа

Описание

Управление экспертизы товарных знаков Национального центра интеллектуальной собственности отказало итальянской фирме «Паколлио» в регистрации международного товарного знака на территории Республики Беларусь в виде зеленого треугольника. Решением Апелляционного совета патентной экспертизы жалоба заявителя оставлена без изменения.
Представитель итальянской фирмы считает, что действия указанных выше органов являются незаконными.
Какому органу подведомственно данное дело и в каком порядке фирма «Паколлио» может защитить свое право на товарный знак?

Содержание

Понятие и сущность коммерческой тайны
Предотвращение преждевременного раскрытия изобретений
Конфиденциальность информации, переданной партнером по договору
Мониторинг отрасли и деятельности других компаний как средство охраны коммерческой тайны

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ коммерческая тайна.docx

— 40.77 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра МАРКЕТИНГ  И МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Коммерческая тайна»

студентки 5 курса экономического факультета

заочного  отделения группы МАЗ-71

Исаченко Елены Александровны

шифр 070948

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев 2012 г.

Вариант 8

 

Задание

 

  1. Понятие и сущность коммерческой тайны 
  2. Предотвращение преждевременного раскрытия изобретений
  3. Конфиденциальность информации, переданной партнером по договору
  4. Мониторинг отрасли и деятельности других компаний как средство охраны коммерческой тайны

 

Практическое  задание

 

Управление  экспертизы товарных знаков Национального центра интеллектуальной собственности отказало итальянской фирме «Паколлио» в регистрации международного товарного знака на территории Республики Беларусь в виде зеленого треугольника. Решением Апелляционного совета патентной экспертизы жалоба заявителя оставлена без изменения.

Представитель итальянской фирмы считает, что  действия указанных выше органов являются незаконными.

Какому органу подведомственно  данное дело и в каком порядке  фирма «Паколлио» может защитить свое право на товарный знак?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

1. Понятие и сущность  коммерческой тайны

 

В Республике Беларусь понятие коммерческой тайны дается в Положении о  коммерческой тайне, утвержденном Советом  Министров РБ.

Коммерческая тайна - преднамеренно  скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой  экономической безопасности субъекта хозяйствования.

Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования. В реальной ситуации коммерческая тайна всегда выступает  в форме коммерческих секретов. Поэтому  всякая тайна является секретом, но не всякий секрет - тайной.

Коммерческие секреты - форма проявления коммерческой тайны.

Классифицируются коммерческие секреты  по природе коммерческой тайны, по принадлежности собственнику, по назначению.

Носителем коммерческого секрета  является лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия, а источниками  закрытой коммерческой инф-ции являются документы, схемы, технологии, образцы, изделия, ноу-хау.

Большой ущерб организациям может  нанести промышленный шпионаж. Это - незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну.

В качестве документа, в котором  сформулированы наработанные международной  практикой принципы, является Парижская  конвенция по охране промышленной собственности (1883).

В Республике Беларусь формируется  единая концепция коммерческой тайны  и специальное законодательство, регламентирующее и защищающее ее.

Различные его аспекты регулируются законами: О патентах на промышленные образцы; О товарных знаках и знаках обслуживания; О патентах на изображение и полезные модели; Положением о коммерческой тайне. В последнем документе определены экономические и правовые основы защиты коммерческой тайны. Сформулированы единые требования к информации, составляющей коммерческую тайну, предполагающие:

• коммерческую тайну может составлять информация, имеющая действительную или потенциальную ценность;

• информация не должна быть общеизвестной  и общедоступной;

• информация, являющаяся коммерческой тайной, должна быть соответствующим  образом помечена (совершенно секретно, для служебного пользования и  т.д.);

• информация не должна являться государственным  секретом и защищаться авторским  или патентным правом;

• не должна касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной  нанести ущерб интересам государства.

В Положении о коммерческой тайне  четко определено для субъектов  хозяйствования всех форм собственности  и ведомственной принадлежности, какая информация не может быть отнесена к коммерческой тайне, а именно:

• учредительные документы, лицензии на лицензируемые виды деятельности;

• сведения, предусмотренные установленными формами отчетности о финансово-хозяйственной  деятельности предприятия; данные, необходимые  для проверки правильности уплаты налогов  и других обязательных платежей; документы  о платежеспособности и т.д.

Методика отнесения тех или  иных сведений к коммерческой тайне  в Республике Беларусь пока не сформировалась. Каждая организация, ее руководитель решает этот вопрос самостоятельно.

Объектом коммерческой тайны является информация, которая может быть разделена  на деловую и научно-техническую (технологическую).

По степени секретности она  может быть:

• строго конфиденциальной, конфиденциальной, не подлежащей огласке.

Социологические опросы свидетельствуют, что среди способов незаконного  овладения коммерческой тайной первое место занимает подкуп сотрудников, т.е. человеческий фактор. Далее следует  шпионаж. В настоящее время очень  широко используются технические средства проникновения, что требует специальных  мер защиты.

Защита информации предполагает предотвращение утечки, хищения, утраты, несанкционированного доступа, копирования, уничтожения, искажения, модификации (подделки), блокирования информации и т.п.

Механизм защиты коммерческой тайны  включает следующие блоки:

На макроуровне: нормы права, направленные на защиту интересов ее владельца (законы, указы, положения и т.д.).

На микроуровне: нормы, устанавливаемые  руководителем организации (приказы, распоряжения, инструкции); специальные структурные подразделения; действенная система мер по защите коммерческой тайны, которая должна быть комплексной;

Организационная работа. Она включает разработку концепции обеспечения  безопасности информации, составляющей коммерческую тайну, и формирование пакета необходимой организационно-планирующей  документации, обеспечивающей действенную ее защиту, подтвержденную компетентными органами.

2. Предотвращение преждевременного раскрытия изобретений

В соответствии со статьей 1010 ГК нераскрытая информация (техническая, организационная или коммерческая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), не известная третьим лицам) подлежит защите, если соблюдены условия, установленные пунктом 1 статьи 140 ГК. В соответствии с пунктом 1 статьи 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) информация составляет коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Правила о защите нераскрытой  информации не применяются в отношении  сведений, которые в соответствии с законодательством не могут  составлять служебную или коммерческую тайну.

Приказом Государственного комитета по науке и технологиям  Республики Беларусь от 19.03.2010 N 96 "Об утверждении методических рекомендаций" утверждены Методические рекомендации по передаче прав на нераскрытую информацию, согласно пункту 7 которых коммерческая тайна (сведения, сформированные в результате предпринимательской деятельности организации) относится к сведениям, составляющим нераскрытую информацию.

Сведения, составляющие коммерческую тайну как объект правовой защиты, не защищаются авторским и патентным  правом. Они являются собственностью субъекта хозяйствования либо находятся  в его владении, пользовании и  распоряжении в пределах, установленных  собственником и законодательными актами. Приобретение сведений, составляющих коммерческую тайну, осуществляется по договору передачи нераскрытой информации.

Пунктом 8 Положения установлено, что передача третьим лицам информации, являющейся коммерческой тайной, влечет за собой установленную законодательством ответственность при условии, что сведения содержались в тайне, что они были в установленном порядке вверены разгласившему их лицу без согласия на разглашение и что разглашением был причинен ущерб.

Государственные органы, наделенные контролирующими функциями, имеют  право в пределах своей компетенции  знакомиться с информацией, составляющей коммерческую тайну субъекта хозяйствования.

Под разглашением сведений следует понимать передачу их хотя бы одному лицу, не допущенному к  обладанию коммерческой тайной, предание таких сведений огласке. Разглашение - это такие действия, в результате которых информация, составляющая коммерческую или банковскую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации.

Разглашение включает в себя: действие одного лица по оглашению  тайны (по передаче информации); действие другого лица по восприятию (приему) этой информации. Действия второго  лица по восприятию информации не требуют  осознания им того, что полученные сведения являются коммерческой тайной, а также осознания возможности практического применения таких сведений.

Не является разглашением передача сведений, составляющих коммерческую тайну, уполномоченным должностным  лицам государственных органов  и иным лицам, которым в соответствии с законодательством предоставлено  право получения таких сведений. Однако такие лица обязаны не разглашать полученные сведения.

Например, в соответствии со статьей 53 Трудового кодекса Республики Беларусь работник обязан не разглашать без соответствующего разрешения коммерческую тайну нанимателя; в соответствии с пунктом 6 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь", контролирующие (надзорные органы) и проверяющие обязаны соблюдать охраняемую законодательными актами тайну; и т.д.

Отнесение информации к коммерческой тайне будет иметь юридическое  значение только при условии надлежащего  оформления, то есть издания приказа (распоряжения), установления ответственных  должностных лиц, определения мер  защиты. Содержание и объем информации, составляющей коммерческую тайну, а  также порядок ее защиты определяются руководителем субъекта хозяйствования.

Средства и методы защиты коммерческой тайны, как правило, подразделяют на организационные, правовые и технические. К организационным методам относят, в частности, следующие:

- установление четкого  перечня лиц, имеющих право  доступа к информации, которая  отнесена к коммерческой тайне;

- определение перечня  носителей информации, доступ к  которым должен быть ограничен;

- утверждение порядка  обращения с носителями информации, составляющей коммерческую тайну,  такими как документы, чертежи,  дискеты, компьютерные программы  и т.п. (организация секретного  делопроизводства). На носителях таких сведений должны быть особые пометки (например, проставление на документах специального грифа), которые должны отличаться от тех, которые применяются при защите государственных секретов;

- работа с персоналом (беседы при приеме на работу; ознакомление вновь принятых  с правилами защиты информации; обучение сохранению коммерческой  тайны; работа с сотрудниками, подозреваемыми в хищении секретной  информации; беседы с увольняющимися)

Выбор технических средств информационной защиты и методов их применения практически  не ограничен и зависит в основном от материальных возможностей субъекта хозяйствования. К техническим средствам  информационной защиты относятся: средства обнаружения подслушивающих устройств, средства обнаружения считывающих устройств в каналах связи и др.

Важное значение в системе  охраны коммерческой тайны имеют  также методы правовой защиты информации. Организационно-правовую базу и условия  для построения системы защиты коммерческой информации составляют локальные нормативные  акты, которые разрабатываются юридическими службами субъекта хозяйствования. К  локальным нормативным актам, в  которых можно предусмотреть  условия защиты коммерческой тайны, можно отнести правила внутреннего  трудового распорядка. В соответствии со статьей 54 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) работник при приеме на работу должен быть ознакомлен под роспись с документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок. Правила внутреннего трудового распорядка устанавливаются нанимателем с участием профсоюзов на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 05.04.2000 N 46. Среди других локальных нормативных актов, которые применяются при защите коммерческой тайны, можно назвать должностные инструкции, приказы руководителя субъекта хозяйствования, стандарты организации, трудовые договоры и контракты .

Информация о работе Коммерческая тайна