Конъюнктура и ёмкость рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:11, курсовая работа

Описание

Конкретным результатом исследований маркетинга являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности предприятия. Одним из важнейших рыночных исследований является исследование емкости рынка, под которой понимается совокупный платежеспособный спрос покупателей; возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся среднем уровне цен.
Настоящая работа рассматривает основные направления и методы исследования емкости рынка и показывает их необходимость.

Работа состоит из  1 файл

Понятийный аппарт рыночных исследований.docx

— 48.80 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

Маркетинг – это система  управления рыночной деятельностью. Это  планирование, претворение в жизнь  и контроль мероприятий по наилучшей  разработке, изготовлению, продаже  продукции фирмы в соответствии с требованиями рынка.

Настоящий бизнесмен, как  правило, всегда старается воздействовать на рынок в собственных интересах. Управлять рынком он не может в  силу действия объективных экономических  законов, но формировать потребности  и спрос он в состоянии, и такую  возможность ему предоставляет  маркетинг, в арсенале которого имеется  совокупность методов, средств и  приемов  по активному целенаправленному формированию спроса. Это и реклама, и ценовая политика, и целая система стимулирования сбыта.

В настоящее время ни один предприниматель не может обойтись без информации о конкурентах, клиентах, потребителях, поставщиках. Развитие рыночных отношений порождает спрос на информацию. Источником этой информации являются маркетинговые исследования, которые проводят коммерческие и  некоммерческие организации.

Управляющие, прибегающие  к маркетинговым исследованиям, должны быть хорошо знакомы с их спецификой, чтобы уметь получать нужную информацию по приемлемой цене. В противном случае они могут  допустить сбор ненужной информации или нужной информации, но с непомерно  высокими издержками или неправильно  истолковать полученные результаты. Управляющие могут привлекать высококвалифицированных  исследователей, ибо в их собственных  интересах получать информацию, которая  позволяет принимать правильные решения. Столь же важно, чтобы управляющие  достаточно хорошо знали технологию проведения и могли легко участвовать  в его планировании и последующей  интерпретации полученной информации.

Конкретным результатом  исследований маркетинга являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики  маркетинговой деятельности предприятия. Одним из важнейших рыночных исследований является исследование емкости рынка, под которой понимается совокупный платежеспособный спрос покупателей; возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся  среднем уровне цен.

Настоящая работа рассматривает  основные направления и методы исследования емкости рынка и показывает их необходимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конъюнктура и ёмкость рынка

 1.1 Понятие конъюнктуры рынка и факторов, влияющих на нее

 

Конъюнктура рынка – это  совокупность условий, при которых  в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения  на товары данного вида, а также  уровнем и соотношением цен.

Изучение конъюнктуры  рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей  и качественной информации, характеризующей  развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических  характеристик производства.

Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на :

– постоянные

– временные;

– циклические;

– нециклические.

К постоянно действующим  факторам  относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

В развитии рынков может  появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами  товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной  структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.

Факторы нециклического характера  определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие  различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет  выявить связи между происходящими  событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения  товара отражается в движении конъюнктуры  рынков.

Под видами конъюнктуры я  понимаю цену, спрос, предложение, наличие  ресурсов. Цена, спрос, предложение  способствуют установления равновесия на рынке.

Спрос–  это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести

Закон спроса – чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и в состоянии  приобрести.

Факторы спроса и предложения

1)        Изменение объема спроса (предложения)

2)        Изменение функции спроса (предложения)

Определенные условия, при  которых приобретаются товары:

1.        Располагаемый доход

2.        Цены товаров, которые обслуживают сходную потребность так называемых товарозаменителей.

3.        Цены товаров, увеличивающих удовлетворение или выгоду от потребления данного товара.

4.        Условие ожидания изменения цен в будущем

5.        Численность населения

6.        Вкусы и предпочтения потребителей

Согласуется с предпосылкой о поведении индивидуума, что  означает,  что потребители стремятся максимизировать чистый доход или выигрыш от потребления товаров.

Зависимость  спроса от его факторов называется функцией спроса.

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса:

1.        Изменение в полезности вещи

2.        Изменение доходов (больше купить за такую же цену)

3.        Изменение цены на товарозаменители (при снижении цен спрос переключается)

Конфигурации кривой спроса и закономерности потребительского поведения.

Эффект дохода  – показывает, как изменяется реальный доход потребителя при изменении цен,    данный доход показывает за счет какого понижения цены на товар человек стал богаче.

Эффект замещения –  демонстрирует взаимосвязь между  относительными ценами товаров и  зависимостью спроса потребителей.

Взаимодействие эффекта  дохода с эффектом замещения возникает  в ситуации с нормальными товарами , те товарами, спрос на которые увеличивается при увеличении  доходов потребителя.

Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных  направлениях, с одной стороны  изменение цен на низкокачественные  товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с  другой стороны из-за эффекта дохода потребитель станет богаче, а богатый  человек не будет приобретать  низкокачественные товары.

Если низкокачественные  товары занимают незначительное место  в общем объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель  покупает большее количество низших товаров. 

Но в экономической  теории может возникнуть ситуация, когда понижение цены на товар  приводит к понижению спроса на него и наоборот.

Такой эффект называется эффектом Гиффена. «Парадокс Гифена» заключается в том, что с ростом цены на какой либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя свое потребление в основном к потреблению данного товара. «Эффект Веблена» предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения цен на них. 

В нормальных условиях существует зависимость между ценой и  величиной спроса, которая приводит к отрицательному наклону кривой спроса.

Предложение – это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения  – это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при  определенных условиях:

1.        Цена данного товара.

2.        Цены на исходные ресурсы .

3.        Цены на другие товары

4.        Наличие необходимых ресурсов.

5.        Характер применяемой технологии.

6.        Инфляционные ожидания.

7.        Налоги и дотации.

8.        Природно-климатические условия.

9.        Количество продавцов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Объекты конъюнктурных исследований

 

Задача конъюнктурных  исследований состоит в определении  степени воздействия отдельных  факторов на формирование конъюнктуры  в определённый момент времени. Решить такую задачу возможно, если вести  исследование конъюнктуры с учетом новых явлений, возникающих в  сфере производства. Для того, что  бы представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения  цен, биржевых индексов, движение запасов  и колебания других показателей. Исследование рыночной конъюнктуры  требует знаний закономерностей  развития экономики, взаимодействий  рынков в воспроизводственном процессе.

Выделяются три уровня исследования конъюнктуры :

– Общехозяйственный ( показывает состояние мирового хозяйства или  хозяйства отдельной страны, группы стран, складывающихся под воздействием конъюнктурообразующих факторов, включает следующие аспекты :экономический потенциал хозяйства и его элементы ( природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы., научно-образовательный и инфраструктурный потенциал; институциональная структура хозяйства. Включает фирменную структуру, масштабы концентрации , специализации производства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики; система региональных рынков и ее структура, характеристики реализуемых товаров, факторы влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.; соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных, финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации товаров.

– Отраслевой ( показывает положение в отрасли национального или

мирового хозяйства )

– Отдельного товара ( показывает положение отдельного товара в

масштабе мирового, национального  или регионального рынка )

Одним из главных понятий  исследования конъюнктуры является изучение изменений в динамике и  соотношении цен. Необходимо установить причины, вызвавшие сдвиг в уровне или структуре цены. Так же необходим  анализ изменений технологии производства, условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и розничной  торговле. Исследования этих изменений  помогают лучше понять направления  движения цен. На цены и издержки производства товаров воздействует ряд различных  факторов.

Оценка этого воздействия, т.е. учет происходящих изменений в  уровне цен, производится путём анализа  соответствующих показателей, определяющих динамику и уровень цен различных  товаров. После того как получено представление о направлении  развития экономики в целом, следует  переходить к исследованию развития тех отраслей экономики, которые  являются главными потребителями на данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре  потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка  которого изучается. Анализ развития потребления  и производства позволяет сделать  вывод об изменении в соотношении  между спросом и предложением, определить возможную емкость рынка  и будущий уровень цен.

Методы исследования конъюнктуры  любого товарного рынка, хозяйства  или отрасли разрабатываются  на основе показателей, которые могут  помочь в определении направления  развития производства, торговли и  финансов в будущем. При этих исследованиях  проводится оценка соотношения предложения  и спроса за необходимый отрезок  времени, изучение колебаний цен, продажи  товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.

При изучении конъюнктуры  рынков необходимо рассматривать показатели, которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые  происходят в экономике исследуемой  отрасли.

Количественное состояние  конъюнктуры может быть оценено  с помощью следующих групп  показателей :

– Измеряется объём и  динамика производства в целом, размер инвестиций, уровень занятости, размеры  заработной платы, данные о заказах. Это так называемые показатели сферы  производства.

– Платёжеспособный спрос, размеры реализации товаров в  кредит, данные о розничной и оптовой  торговле –Перечисленное относится к показателям внутрирегиональной торговли.

Информация о работе Конъюнктура и ёмкость рынка