Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:27, контрольная работа
Слово конкуренция возникло от латинского «concurrere», что в переводе означает сталкиваться. Ожегов С.И. трактует конкуренцию как соперничество, борьбу за достижение больших выгод, преимуществ.
Конкуренция - Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
1. Понятие конкуренции
2. Методы изучения фирм-конкурентов
3. Анализ конкурентных стратегий фирм – конкурентов на рынке
4. Недобросовестные методы изучения фирм-конкурентов
Содержание
1. Понятие конкуренции
2. Методы изучения фирм-конкурентов
3. Анализ конкурентных стратегий фирм – конкурентов на рынке
4. Недобросовестные методы изучения фирм-конкурентов
Теоретические аспекты конкурентной борьбы и основных методов изучения фирм-конкурентов
1 Понятие конкуренции
Слово конкуренция возникло от латинского «concurrere», что в переводе означает сталкиваться. Ожегов С.И. трактует конкуренцию как соперничество, борьбу за достижение больших выгод, преимуществ.
Конкуренция - Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков.
Профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер предположил, что состояние конкуренции в отрасли можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:
1. Соперничество
между продавцами внутри
2. Попытки компаний из других отраслей завоевать покупателей
своими товарами = субститутами.
3. Возможность появления новых конкурентов внутри отрасли.
4. Способность поставщиков сырья и деталей, используемых фирмой,
диктовать свои условия.
5. Способность потребителей продукции фирмы диктовать свои
условия. Модель пяти сил конкуренции Портера является инструментом при систематической диагностике основных конкурентных сил, влияющих на рынок, и определении степени воздействия каждой из них. Эта модель не только наиболее широко используется, но и достаточно проста в применении.
Соперничество между отраслями. Из
всех пяти конкурентных сил наибольшее
влияние оказывает конкурентная
борьба между соперничающими фирмами,
представляющими однотипные товары
и услуги. Конкуренция возникает
в связи с тем, что у одной
или нескольких фирм появляется возможность
лучше удовлетворить нужды
На рисунке 1 представлена модель пяти конкурентных сил, предложенная М. Портером.
Рисунок 1- Конкурирующие силы.
Существует несколько факторов, которые в любой отрасли влияют на интенсивность конкуренции :
Следовательно,
принципом конкурентных рынков является
использование конкуренции
Конкурентоспособность - Это способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.
В зависимости от масштаба конкурентоспособности
фирмы может быть представлен
следующий вариант
Таблица 1 - Классификация уровня конкурентоспособности фирмы (по критерию масштаба)
Способность конкурировать |
Уровень конкурентоспособности |
Способность конкурировать на мировом рынке |
Мировой уровень |
Способность конкурировать на уровне отдельной страны |
Крупномасштабный уровень |
Способность конкурировать на уровне региона отдельной страны |
Региональный уровень |
Способность конкурировать на уровне отдельной отрасли народного хозяйства |
Отраслевой уровень |
Способность конкурировать на уровне города |
Городской уровень |
Способность конкурировать на уровне района |
Локальный уровень |
Таким образом, в условиях рыночных
отношений
2 Методы изучения фирм-
Исследование фирм-конкурентов, как правило, производится или в целом по отрасли, или по отдельным сегментам рынка .
Выявление действующих и потенциальных конкурентов производится обычно на основе одного из двух подходов:
- первый связан с оценкой
потребностей, удовлетворяемых на
рынке основными
- второй ориентируется на
Подход с точки зрения потребительского
спроса имеет целью сгруппировать
конкурирующие фирмы в
В основе выявления конкурентов на базе группировок по типу стратегии лежит их группировка в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности. К таким аспектам относятся:
- стратегия в области экспансии на рынке;
- стратегия в области ценовой политики;
- стратегия в области
При выявлении основных конкурентов
в соответствии с типами стратегий
необходимо учитывать степень мобильности
стратегий конкурентов и
- фирмы, склонные к рыночной
экспансии, которые действуют
на географически сложных
- фирмы, следующие стратегии диверсификации производства и работающие в данной и смежных отраслях;
- крупные фирмы-покупатели
- крупные поставщики материалов,
сырья и оборудования для
- мелкие фирмы, которые в
При наличии различий в реализуемых стратегиях уровень конкуренции относительно снижается.
Все перечисленные факторы ставят
конкурирующие фирмы в
По инструментам реакции выделяют, уже упомянутые, ценовые и неценовые методы.
По типу реакции условно можно
выделить положительную эластичность
реакции и отрицательную
Так, при увеличении цены основным конкурентом 274 фирмы тоже повышают свои цены, и лишь 2 снижают; при снижении цены основным конкурентом 40 фирм снижали ее, а 8 повышали, действия остальных не носили столь выраженной зависимости. Аналогичная ситуация складывается и при снижении или увеличении основным конкурентом расходов на продвижение товара.
Конкуренция в области способов продвижения товаров на рынок наиболее вероятна при следующих характеристиках рынка:
- большая дифференциация в
- сильная рыночная концентрация;
- рыночная дифференциация;
- быстрый рост рынка.
Ценовые методы конкуренции более
приоритетны при высокой
Анализ показателей
- численность персонала;
- структура прямых и накладных расходов;
- сравнительная стоимость сырья,
- капиталовложения в основной капитал и запасы;
- объем продаж.
Степень подробности анализа зависит
от наличия соответствующей
3 Анализ конкурентных стратегий фирм – конкурентов на рынке
В связи с тем, что потребности человека очень разнообразны, не менее разнообразны и способы их удовлетворения. Это является и основной причиной разнообразия товаров, представленных на рынке, и фирм, эти товары на рынок поставляющих. Каждый производитель стремится произвести товар с наилучшими характеристиками, потому что именно такой товар будет наверняка куплен на рынке, а значит, производитель получит прибыль. Однако здесь действует принцип компенсации. Он состоит в том, что стремление добиться наилучших характеристик товара в одних отношениях заставляет в какой-то мере поступиться другими достоинствами. Причины этого носят отчасти объективный, а отчасти субъективный характер. Многие характеристики товара находятся в объективном противоречии (например, скоростные и топливосберегающие). С другой стороны, многое зависит и от потребителя, от того, что он субъективно ищет в данном товаре. Успех фирмы на рынке зависит, таким образом, зависит не только от ее готовности улучшать свою продукцию, но и от обоснованности выбора тех свойств, которые подлежат совершенствованию, а также (что не менее важно) от определения того, чем за это можно пожертвовать.
Действие принципа компенсации, однако, этим не ограничивается. Он распространяется глубже: не только на товары, но и на сами компании, которые их производят. Применительно к фирмам он состоит в том что, развивая в себе одни черты, фирма утрачивает другие, за увеличение эффективности в одной области расплачивается ее снижением в другой. Иными словами, приспособление маркетинговой стратегии фирмы к обслуживанию определенных рыночных сегментов, как правило, происходит ценой утраты других сегментов рынка или сокращения возможности добиваться успеха на них.
Прямым следствием принципа компенсации является множественность путей достижения успеха в конкурентной борьбе, т. е. множественность маркетинговых конкурентных стратегий фирм. Маркетинговая конкурентная стратегия, как уже отмечалось, определяется исходя из:
- внешних факторов (анализа условий среды);
- внутренних факторов (имеющиеся ресурсы фирмы).
Несмотря на то, что поведение фирмы на рынке характеризуется некоторой только ей одной свойственной комбинацией стратегических, выбор маркетинговой стратегии диктуется определенными правилами.
Информация о работе Конкурентная борьба и основные методы изучения фирм-конкурентов.