Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:28, реферат
Реализация функций конкуренции. Конкурентоспособность предприятия может быть оценена тремя методами: 1) интегральным показателем, 2) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; 3) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.
Введение
1. Сущность конкурентоспособности предприятия
2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
3. Проблемы и пути повышения конкурентоспособности предприятия
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1 Сущность
2 Методы оценки
3 Проблемы и пути повышения
конкурентоспособности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Один из основополагающих принципов
рыночной экономики – свободная
конкуренция
Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине XIX века получил широкое развитие рынок свободной конкуренции, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизмы спроса и предложения, колебания цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда расширять производство, снижать издержки.
Конкуренция имеет большое значение в механизме рынка. Она стимулирует деятельность производителей. Их борьба за потребителей приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, повышению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. Но следует учитывать, что конкуренция обостряет противоречия экономических интересов производителей, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без вмешательства государства конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики.
Развитие экономической
Только конкурентоспособное
1 Сущность
Понятие «конкурентоспособность предприятия» является рыночным, многофакторным, междисциплинарным. Оно исходит из конкуренции и проявляется в конкурентных преимуществах предприятия.
Конкуренция – экономическое соперничество обособленных производителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия.
Конкуренция выполняет следующие важнейшие функции:
- утверждение суверенитета
- постоянная адаптация
- стимулирование
- обеспечение экономической
- саморегулирование
- дифференциация товаропроизводи
- распределение ресурсов среди товаропроизводителей.
Реализация функций
Конкурентное преимущество предприятия – какая-либо эксклюзивная ценность, которой оно обладает и которая дает ему превосходство на рынке перед конкурентами. Конкурентные преимущества предприятия позволяют ему не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции.
Конкурентоспособность предприятия
– это его способность
2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность предприятия может быть оценена тремя методами: 1) интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов; 2) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; 3) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.
Интегральный показатель конкурентоспособности предприятия можно определить на основе соотношения ряда показателей, отражающих экономическую эффективность ресурсов двух конкурирующих предприятий. В общем виде конкурентоспособность предприятия представляет собой функцию трех составляющих:
,
где ПР, ИР – сравнительная эффективность
использования производственных ресурсов
(соотношения отдельных пар
Кфин – коэффициент использования финансового ресурса, который определяется соотношением отдельных пар сравниваемых показателей рентабельности продукции, производства, капитала, продаж, по платежеспособности и кредитоспособности предприятия.
Интегральный показатель рассчитывается как средневзвешенная величина, где каждый показатель имеет свою весомость. Если окажется, что КП1 > КП2, то предприятие 1 обладает конкурентным преимуществом по сравнению с предприятием 2.
Наряду с преимуществами у этого метода есть и ряд недостатков:
- трудоемкость и сложность
- проблема выбора критерия
- проблема выбора базового
- сложности в сканировании
Второй метод оценки конкурентоспособности предприятия предполагает ее оценку через конкурентоспособность ее товаров с учетом весомости реализуемых товаров на рынках. Расчет осуществляется по формуле:
,
где - удельный вес i-го товара предприятия в объеме продаж за анализируемый период, доли единицы;
- показатель значимости рынка, на котором реализуются товары предприятия;
- конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.
Третий метод определения
Рисунок 1 – Матрица оптимизации конкурентоспособности товара предприятия и доли его на рынке
Матрица определения
Благоприятная зона означает, что
конкурентоспособность
Матрица имеет и неблагоприятную зону – три поля, которые обозначены знаком «минус»: НдСЛК – низкая доля предприятия на рынке и слабая конкурентоспособность его товара; СРдСЛК – средняя доля рынка и слабая конкурентоспособность товара; НдСРК - низкая доля рынка и средняя конкурентоспособность товара. Если предприятие не сможет преодолеть существующие недостатки, то оно должно покинуть рынок.
Зону риска для предприятия
составляют оставшиеся три поля: НдСК
– низкая доля предприятия на рынке
и сильная
Как второй, так и третий методы оценки конкурентоспособности предприятия связаны с конкурентоспособностью товаров данного предприятия. Абстрагируясь от конкурентоспособности внешней среды предприятия и качества управления, можно, что, если товары предприятия конкурентоспособны, то и предприятие конкурентоспособно. Весь вопрос при этом сводится к определению конкурентоспособности товаров, разработке и реализации конкурентоспособной стратегии предприятия.
3 Проблемы и
пути повышения
Возможности предприятия в сфере обеспечения конкурентоспособности его товаров зависят от внутренних и внешних факторов. В рыночной экономике во внешней среде постоянно происходят изменения. Одна часть этих процессов открывает благоприятные возможности для предприятия, другая, наоборот, создает для него трудности и ограничения. Для управления конкурентоспособностью товаров необходимо уметь предвидеть как потенциальные помехи (угрозы), так и открывающиеся перспективы (возможности), нужно знать сильные и слабые стороны предприятия.
Потенциальными угрозами предприятия являются:
- появление новых конкурентов;
- рост продаж товаров-
- усиление давления со стороны покупателей и поставщиков;
- изменение потребностей и
- неблагоприятная политика
Однако можно знать об угрозах
все, но не иметь возможности
Среди возможных причин снижения конкурентоспособности предприятий и товаров можно выделить:
- недостаточную степень
- ослабление внутриотраслевой
конкуренции (развитие
- отсутствие четких
- недостаточный финансовый
- высокий уровень морального
и физического износа
- низкий уровень менеджмента и маркетинговой деятельности, организации производства и труда;
- отсутствие надлежащей мотивации к высокопроизводительному и прежде всего - к инновационному, творческому труду;
- отставание в области
- высокая энерго- и материалоемкость производимой продукции;