Культурно - досуговая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:01, реферат

Описание

Представление о содержании культурно-досуговой деятельности.
Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид актив­ности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представле­ние об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное на­значение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.

Работа состоит из  1 файл

Культурно досуговая деятельность.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

Все эти обстоятельства делают социальный маркетинг важным направлением деятельности любого культурно-досугового предприятия.

В последние десятилетия в зарубежной и отечественной практике культуры формируются направления маркетинга, связанные с отраслевой ориентацией и изучением спроса потребителей музейных услуг, библиотечных, театральных и др. Активно исследуются особенности спроса посетителей культурно-зрелищных и рекреационно-спортивых пред­приятий, санаторно-курортного и туристского отдыха.

Кроме того появляются маркетинговые исследования в области культурного развития разных территорий (как межгосударственных, так и внутри конкретной страны), регионов, городов, а также изучаются культурные за­просы сторонников разных конфессий, политических партий, общественных движений.


5.3 Личный менеджмент руководителей учреждений культуры и до­суга.

 

Под личным менеджментом руководителя понимается его способ­ность к самоорганизации, дисциплине, саморазвитию, т.е. качествам, которые приобретают ведущее значение в деятельности менеджера организации культуры. Раскрытая ранее специфика культурно-досуговой деятельности свидетельствует: личность руководителя, менеджера-организатора подобной деятельности не может быть ординарной, прямолинейной, бюрократически ограниченной. С одной стороны, человек в этом случае испытывает огромные психологические и профессиональные нагрузки; его действия разворачиваются в широком диапазоне общественных, профессиональных проблем и художественно-творческих (спортивных, рекреационных, туристских т др.) отношений. Неизбежно он оказывается в эпицентре современных тенденций, которые так или иначе связаны с досугом, общественной психологией, модой. С другой стороны, он должен хорошо ориентироваться в бизнес-технологиях, быть авторитетным лидером в своем коллективе, уметь устранять организационные сложности, возникающие в ходе повседневной работы. Любой сбой в подготовке крупных культурных проектов и досуговых продуктов грозит коллективу и бизнес-партнерам убытками, порой, значитальными. Поэтому опытные организаторы умеют отличать перспективные проекты от неперспективных.

Руководители, которые напрямую руководят творческой коллективной деятельностью (главные режиссеры, художественные руководители шоу-бизнеса и др.), должны обладать умением владеть нюансами ар­тистического менеджмента, т.е. мотивировать артистов, не допустить в общей работе борьбу амбиций, не разжигать конфликты между артиста­ми, распознать в начинающем артисте будущую звезду, оказать любую поддержку талантливым исполнителям.

Рабочие и психологические нагрузки у менеджера культуры и досу­га зачастую превосходят всякие нормы, так как порой ему приходится работать почти круглосуточно. Первая часть будничного дня занята ре­петициями, техническим руководством, по вечерам, как правило, основ­ное обслуживание посетителей учреждений культуры и досуга. Нагруз­ки в выходные и праздничные дни нередко возрастают многократно.

Ситуация облегчается в том случае, если ведущий руководитель или менеджер-организатор досуговой деятельности имеет базовое образо­вание, заложившее основу его культурно-гуманитарных, экономических знаний, организаторских умений. В случае отсутствия такой подготов­ки возрастает роль его саморазвития и самоорганизации, важность ко­торых сохраняется и при наличии профессиональной подготовки.

Особенно важными качествами характера и поведения менеджера культуры следует признать его коммуникативность, т.е. умение взаимо­действовать и добиться деловых целей в работе с разными людьми, уме­ние настроить других на креативную деятельность. Указанные качества далеко не всегда развиты у человека от рождения. Если менеджер увле­чен и дорожит своей работой в культурно-досуговой сфере, он должен сам развивать их в себе. Будучи организующим началом в коллективе, менеджер обязан быть предельно дисциплинированным, точным до пун­ктуальности. Основную помощь в формировании этих качеств способ­но оказывать планирование времени на год, полгода, на месяц, на неде­лю и на каждый день. Нередки ситуации, когда организаторам прихо­дится планировать каждый час своего рабочего времени.

Не каждый менеджер-организатор тесно взаимодействует с посети­телями культурных учреждений, клиентами предприятий досуга. Но каж­дый должен быть готов встретить такого посетителя, выслушать и раз­решить его проблемы. В этом случае особую важность приобретает внут­ренняя культура, культура речи, умение убеждать людей и т.п.

Особого внимания требует внешний вид и манера держаться, куль­тура поведения руководителя, менеджера-организатора. В этой сфере сложились свои традиции, требования к внешнему виду и поведению работников такого уровня. Во многих учреждениях руководители и орга­низаторы деталями своей одежды и украшений подчеркивают связь про­фессионального труда с культурной миссией, с артистической средой, со сферой досуга, отдыха, праздника.

Главные достоинства организатора досугового сервиса в глазах аудитории и кли­ентов, безусловно, связаны не столько с внешним видом, сколько с куль­турой поведения и внутренней культурой в целом, с умением быть про­фессионалом высокого класса.

 

5.4 Формирование доходообразующей базы организаций культуры, информации и досуга в современных условиях.

 

В настоящее время в любой стране финансовое обеспечение сферы культуры, информации и досуга формируется на основе многоканальных источников.

Определенную часть расходов берут на себя органы власти, реали­зующие государственную, региональную и муниципальную политику. В разных странах выработаны неодинаковые подходы и сложились не­одинаковые традиции разделения расходов на культуру между указан­ными бюджетными уровнями. В середине 1990-х годов в Финляндии, Италии, Швеции более половины расходов такого рода приходилось на долю центральных бюджетов, в то время как в Германии, Нидерландах, Швейцарии складывалась противоположная картина: здесь основная тяжесть бюджетного финансирования культуры ложилась на региональ­ные и муниципальные органы власти.

Но почти всюду в мире культурная политика, проводимая органами власти, не является единственным источником финансирования орга­низации культурно-досуговой деятельности. В этих процессах участву­ют такие важные субъекты, как финансовые и предпринимательские структуры, население, а также доноры (спонсоры, меценаты). Сами раз­новидности культурно-досуговой практики и особенно способы ее орга­низации заметно разнятся между собой по уровню прибыльности, возмож­ностям самоокупаемости. На одном полюсе практики работает немало орга­низаций и фирм, которые способны самостоятельно формировать свою доходообразующую часть через предпринимательскую активность, су­ществуя преимущественно за счет потребительского рынка. К таким организациям принадлежат организации шоу-бизнеса, игорного бизне­са, многие фирмы индустрии развлечений, туристская деятельность и др. На другом полюсе действуют учреждения культуры, которые полно­стью зависят от учредителей и доноров (библиотеки, детские клубы, просветительские учреждения и др.). Между ними размещается значи­тельное число учреждений и организаций культуры, финансовая база которых формируется на смешанной основе.

Зарубежные исследователи на основе анализа деятельности куль­турных учреждений западноевропейских стран разработали приблизи­тельную схему, которая отображает долю собственных доходов у орга­низаций культуры разного типа за счет потребительского рынка, т.е. за счет населения.

 

    0           25%                        50%                      75%                  100%             

                             

 

Библиотеки,                 Фестивали,              Театры, цирки,              Продюсерские              Шоу-бизнес,              клубы,                 конкурсы     концертные                агентства              организации,

образовательные                                   организации                                    фирмы индустрии

учреждения                                                                                      развлечений

 

Рис. 1. Доля доходов, полученных за счет потребительского рынка в учреждениях и организациях культуры разного типа

 

Отечественные экономисты признают, что данная схема доходооб­разующей части учреждений культуры требует уточнения. Схема стро­ится лишь на основе доходообразующей части, полученной за счет на­селения и в ситуации благоприятно складывающейся рыночной конъ­юнктуры. Но для учреждений культуры имеются и другие рынки получения доходов, прежде всего рынки доноров (благотворительных фондов, спонсоров, меценатов), бизнес-партнеров, а также государствен­ных структур, которые предоставляют дополнительные средства сверх бюджетного финансирования. В этом случае соотношение доходов в раз­ных учреждениях культуры будет иным. Кроме того, данная схема при наличии некоторых общих тенденций будет отображать в разных стра­нах неодинаковые пропорции финансовых источников. Это определя­ется тем, что разным государствам свойственны различные уровни эко­номического развития, в них действуют неодинаковые традиции куль­турного производства и досуговой деятельности, вырабатываются несхожие цели культурной политики.

Однако главное в том, что в современных условиях доходообразую­щая часть в организациях культуры и досуга складывается из многообраз­ных источников, т.е. имеет смешанную природу. Она формируется на ос­нове:

бюджета (государственного и регионального уровня), а также иных поступлений от учредителей (государственных и местных органов вла­сти, юридических и физических лиц);

основных платных видов деятельности учреждений культуры;

платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и фи­зическими лицами;

кредитов банков;

донорских взносов (добровольных пожертвований, спонсорской помощи и др.);

других доходов и поступлений, в том числе доходов от различной предпринимательской деятельности, включая ту, которая не относится к профильной деятельности.

Часть материально-технической и финансовой основы, которая обес­печивается государством, местными властями, а также учредителями, донорами, формирует соответствующий объем культурно-досуговых услуг некоммерческих учреждений и организаций культуры, для потре­бителей либо полностью, либо частично бесплатных. Таким образом, происходит нейтрализация рыночных издержек развития культуры и досуга. Это направление оказания услуг населению позволяет охватывать обслуживанием социально незащищенные слои, в первую очередь детей и подростков, многодетные семьи, низкооплачиваемых работников, инвали­дов и др.

Значительный объем культурно-досуговых услуг формируется так­же за счет предпринимательской активности организаций культуры и досуга. В этом случае услуги для потребителей оплачиваемые, хотя их ценообразование в данном случае может либо полностью исходить из конъюнктуры спроса, либо приобретать щадящий характер благодаря поддержке организаций культуры и досуга извне (льготного налогооб­ложения, договора о некоммерческом партнерстве с органами власти, помощи разных фондов и др.).

Чем более деятельность конкретной организации досуга (театра, му­зея, досуговой фирмы и др.) носит коммерческий характер, тем в мень­шей степени ее персонал рассчитывает на финансовую помощь извне, но больше ориентируется на потребительский спрос. Поэтому в миро­вой практике учитывается, к какому типу организации культуры и до­суга относится конкретное учреждение: коммерческому, некоммерчес­кому или смешанному. Такое разделение связано с разными целями этих групп, неодинаковыми источниками получения доходов.

На этой осно­ве у органов власти в разных странах по отношению к каждой из этих групп выработаны различные подходы и методы культурной политики, в частности, в области прямой и косвенной поддержки, налогообложе­ния, льгот и т.п.

Рассмотрим многообразие источников доходообразующей части организаций культуры на примере США. Известно, что большую долю во внешнем финансировании некоммерческих организаций культуры здесь составляют взносы (иногда малые) большого числа частных лиц. На вто­ром месте – средства благотворительных фондов; на третьем - пожерт­вования коммерческого сектора; на последнем – государственные вло­жения (субсидии, распределяемые правительственными агентствами).

Именно в США поиск денежных средств для развития культурной деятельности, включая досуговые мероприятия населения, стал разно­видностью профессиональной управленческой деятельности - фанд­рейзингом. Фандрейзинг - это работа с донорами культурной деятель­ности, умение привлечь ресурсы в некоммерческие организации культу­ры сверх финансовых обязательств учредителя, доходов от основной и дополнительной уставной деятельности.

Государственное и дополнительное финансирование некоммерческих культурно-досуговых учреждений позволяет нейтрализовать или в зна­чительной степени смягчать давление, оказываемое нестабильным спро­сом и рыночной конъюнктурой на культурно-досуговые занятия. Неком­мерческие учреждения культуры и досуговые организации не выключены из рыночной среды, но осуществляют некоторые виды своей деятельно­сти на коммерческой основе.

 

5.5 Переход к формированию доходов рыночного типа российских некоммерческих учреждений культуры и досуга.

 

Особенности форми­рования российской системы многообразных источников финансирования структур культуры и досуга рассмотрим сначала применительно к неком­мерческим предприятиям и организациям, так как именно они оказыва­ются наименее готовыми развиваться в рыночных условиях.

За прошедшее десятилетие финансовые поступления, связанные с бюджетным финансированием, оставались уязвимым звеном российской сферы культуры и досуга. В условиях инфляции и экономического кри­зиса фактическая доля расходов на культуру в федеральном бюджете составляла значительно меньшую часть, чем предусмотрено законода­тельством и плановыми заданиями. В особенно сложном положении ока­зались учреждения культуры, которые переходили из федерального в региональное подчинение и финансировались из местных бюджетов. В новых условиях они хронически недополучают финансовые средства на свое развитие. Заработная плата работников сферы культуры остает­ся наиболее низкой среди других отраслей отечественной экономики.

В условиях беспрецедентного падения активности многих традици­онных учреждений культуры органы власти идут на расширение воз­можностей увеличения их доходообразующей части и вводят возмож­ность организации для многих из них учредительства. Учредители обя­заны принимать на себя обязанности по частичному или полному финансированию работы коллектива, но не имеют права вмешиваться в его творческие процессы. Многие аспекты отношений, которые выстра­иваются между учредителями и организацией культуры, регулируются законодательством, а также договорными отношениями между ними. Институт учредительства в сфере культуры сыграл немалую роль в пре­одолении наиболее сложных моментов переходного периода.

Информация о работе Культурно - досуговая деятельность