Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:01, реферат
Представление о содержании культурно-досуговой деятельности.
Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид активности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представление об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное назначение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.
Есть еще одна возможность расширения доходообразующей части российских некоммерческих учреждений культуры - поиск доноров (фандрейзинг), готовых предоставить финансовые средства на его текущую работу, на разработку и внедрение творческих проектов, на реализацию специальных внедренческих программ.
Ниже приведен пример, отображающий структуру доходов в %, полученных из разных источников в современной деятельности Государственной Третьяковской галереи:
5% - выездные выставки;
18% - входная плата, экскурсии, лекции;
33% - гранты, пожертвования, благотворительные взносы;
35% - бюджетное финансирование;
7% - предпринимательская деятельность;
2% - прочие источники.
В нашей стране, по существу, еще не сложились институты и структуры донорства демократического типа (органы власти, коммерческие кампании, благотворительные фонды), а также не появились в достаточном количестве общественно значимые фигуры (крупные бизнесмены, известные общественные деятели), которые способны выделить ресурсы для поддержки деятельности учреждений культуры. Зарубежный же рынок доноров (в частности, благотворительных фондов) остается для работников российской сферы культуры малодоступным.
В развитии отечественного фандрейзинга большое значение приобретает опыт деятельности учреждений культуры крупных городов, в первую очередь двух столиц.
5.6 Увеличение доходообразующей части отечественных некоммерческих учреждений за счет предпринимательства.
Новое законодательство стимулирует развитие предпринимательской деятельности некоммерческих учреждений, формирования доходообразующей части на смешанной основе. В этом случае предпринимательство может иметь различные формы и разворачиваться на разных рынках. Работу коллектива некоммерческого учреждения культуры с учредителями, донорами, по существу, также можно считать разновидностью предпринимательства. Одно из важных направлений предпринимательства – работа на рынке потребителей. Это направление позволяет некоммерческим учреждениям культуры (музеям, библиотекам, театрам и др.) помимо основной деятельности развивать вторичные услуги, которые могут быть (могут и не быть) связаны с ведущей деятельностью, но которые востребованы населением.
С этой целью многие библиотеки вводят услуги ксерокопирования, подбор для читателей определенной литературы, составление библиографических обзоров; музеи организуют производство сувениров со своей символикой, заказывают и продают соответствующую искусствоведческую литературу и изопродукцию. Театральные коллективы проводят специальные художественные мероприятия, вечера, встречи на платной основе.
Предпринимательская деятельность некоммерческих учреждений культуры может быть успешной лишь на основе принципов рыночного хозяйства с опорой на соответствующие технологии и приемы деятельности. Речь идет о сборе информации, изучении потребителей, проведении маркетинговых исследований, рекламных кампаний и т.п. Именно эти аспекты предпринимательской деятельности осваиваются работниками отечественных учреждений культуры и досуга с немалыми трудностями.
В крупных культурных центрах России предпринимательская деятельность может формировать в структуре доходов от 10-15% (в клубных учреждениях, библиотеках) до 45-55% (филармонии, парки культуры и отдыха, наиболее посещаемые театры) финансовых средств.
5.7 Особенность предпринимательской активности и получения доходов в коммерческих сегментах сферы культуры и досуга.
Организации культуры и досуга коммерческого типа изначально строят свою деятельность иначе, нежели некоммерческие. Создаваемые при этом товары, культурные продукты и услуги, безусловно, рассчитаны на потребности людей, но в большей степени при этом учитываются такие виды спроса, как массовый, эксклюзивный, ситуативный, ажиотажный. Производители культурного продукта ориентированы преимущественно на получение прибыли и могут устанавливать ту ценовую планку, посредством которой рассчитывают достигнуть своей цели.
Вместе с тем предприниматель для реализации своих проектов часто нуждается в крупных средствах, которого у него не оказывается. Ради нахождения ресурсов он обращается к инвесторам, ищет надежных партнеров, берет банковские ссуды, используя любую возможность для достижения поставленных задач. В связи с этим он совмещает в себе такие противоположные качества, как осторожность и готовность идти на риск. Его предпринимательская деятельность подчинена созданию конкурентоспособного культурного продукта, который позволит достичь сверхвысокой нормы прибыли.
Даже коммерчески благополучные сегменты индустрии развлечений (игровой и шоу-бизнес) в России пока не окрепли настолько, чтобы стать источниками инвестирования в крупные проекты культурно-досугового плана. Бюджетное распределение средств и помощь государства продолжают оставаться ведущими каналами поступления финансов в сферу культуры и досуга, хотя этих средств крайне недостатает для ее развития в современном виде.
Совершенствование культурной политики федерального и регионального уровней в переходных условиях остается основным фактором, позволяющим сформировать условия для эффективного перераспределения финансовых средств на рыночной основе в сфере культуры и организации досуга. Органы власти в первую очередь призваны создать прочные правовые, административно-
Описание организации, сущность деятельности
КРОО «Здоровое общество» - региональная общественная организация, работающая в сфере культуры. В 2001 году была основана на базе Центра современной хореографии г. Красноярска.
Толчком к образованию «Здорового общества» послужило желание развивать современную хореографию в регионе на том уровне, на котором она находится во всем мире, создавая условия для общения российских танцоров и хореографов с зарубежными коллегами. Площадкой для подобного международного обмена опытом стал фестиваль «Айседора», получивший свое название от имени Айседоры Дункан, родоначальницы современного танца. Данное мероприятие является самым масштабным и известным проектом «Здорового общества» и с 2001 г. ежегодно проводится в конце апреля – начале мая.
Среди других примеров деятельности организации можно выделить:
«Летняя школа» – проведение мастер классов с участием известных российских педагогов для танцоров и хореографов, ежегодно имеет место в последнюю неделю августа. Как правило, школа собирает участников из городов Сибири и Дальнего Востока.
Всероссийский фестиваль «Звездный дождь», включающий конкурсную программу по различным номинациям (различные виды танца, цирковое искусство, вокальное мастерство и т.п.), мастер классы по выбранным направлениям у российских педагогов.
Всероссийский «Танцевальный форум», в рамках которого проходит конкурс танцевальных коллективов по различным номинациям. Так же проводятся мастер классы российских педагогов для танцоров и хореографов.
Фестивальная деятельность была выбрана организаторами «Здорового общества» не просто так. Различные фестивали и конкурсы – это один из эффективнейших способов стимулирования творческой активности с одной стороны, и повышения качества этой активности с другой. Фестиваль дает возможность людям из разных городов обмениваться опытом, возможность самовыражения и духовного и профессионального развития. На любом фестивале участники собираются «по интересам», и атмосфера дружественности и понимания позволяет людям еще более открыться. Кроме того, насыщенная программа фестиваля, много интересной информации в короткий промежуток времени – это определенный стресс для человека, который делает его более восприимчивым, заставляет использовать те возможности организма, о которых ранее он не подозревал. В итоге, в развитии человека происходит резкий скачок, и он достигает результатов, которых при привычном способе обучения он не достиг бы и за год.
Так как участники собираются из разных городов – после фестиваля они распространяют полученный опыт по всей территории страны, что повышает уровень развития страны в целом.
В этом отношении Красноярск – одно из наилучших мест проведения подобных фестивалей, потому как он находится в географическом центре России, а потому более доступен для жителей отдаленных регионов, в отличие от столиц.
Структура организации и персонал.
Как упоминалось ранее, организация была образована на основе Центра современной хореографии (ЦСХ). Директор ЦСХ одновременно является директором всех проектов «Здорового общества». Так как фестивальная деятельность не требует постоянного штата сотрудников, то основным постоянным персоналом мероприятий являются работники ЦСХ –администратор, некоторые педагоги центра. Особо следует упомянуть о том, что в центре работает штатный дизайнер, который осуществляет деятельность по разработке и оформлению всех полиграфических потребностей организации, таких как: рекламные щиты, билеты и приглашения, сертификаты и дипломы, календари, плакаты, информационные брошюры, абонементы; и др. Так же дизайнер частично занимается документооборотом ЦСХ. Ниже представлена организационная структура Центра современной хореографии.
Организационная структура Центра современной хореографии
Директор |
дизайнер |
администратор |
педагогический состав |
В зависимости от конкретного мероприятия организационная структура может немного видоизменяться.
Организационная структура мероприятия «Здорового общества»
Директор |
Технический менеджер |
Менеджер-координатор |
Администраторы |
Переводчики |
Директор занимается стратегическими задачами и формирует политику проведения мероприятий. Имея определенную известность в сфере культурной деятельности, выступает как представитель, лицо фестиваля и взаимодействует с основными сотрудничающими организациями: государственными комитетами, спонсорами, арендодателями, с теми, от кого зависят основные издержки и теми, кто способен оказать финансовую, информационную и иную поддержку. Так же директор ведет диалог с зарубежными и российскими педагогами и исполнителями, и исходя из этих переговоров ежегодно формирует программу фестиваля.
Технический менеджер заведует бухгалтерией мероприятий и оформлением необходимых документов. Владеет необходимой информацией о фестивале и разрешает все вопросы технического характера. Как правило, роль технического менеджера исполняет штатный дизайнер ЦСХ. В связи с этим на время подготовки к фестивалю – он разрабатывает всю полиграфическую продукцию к фестивалю и занимается документооборотом.