Курс лекций по "Маркетингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 18:16, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Маркетинг".

Работа состоит из  1 файл

экономика для всех.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

 - износа основных фондов;

 - выбытия основных производственных фондов;

 - обновления;

 - использования инвентарного парка оборудования;

 - использования производственной мощности предприятия; сменности оборудования;

 - экстенсивной и интенсивной загрузки оборудования и др. [7]

 Для всестороннего анализа и выявления резервов повышения эффективности использования основных фондов применяют систему общих (обобщающих) и частных (дополнительных) показателей.

 Обобщающие показатели характеризуют использование всей совокупности основных производственных фондов. К ним относится:

 фондоотдача - выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных производственных средств;

 фондорентабельность - сумма прибыли на 1 руб. среднегодовой стоимости основных производственных средств;

 степень использования производственной мощности. [1]

 Общие (обобщающие) показатели предназначены для общей оценки использования всей совокупности основных фондов. Дополнительные показатели характеризуют использование главным образом активной части основных средств (оборудования) или использование основных средств отдельных подразделений предприятия. К их числу относятся: коэффициент экстенсивного и интенсивного использования оборудования; выпуск продукции на 1 м2 производственной площади (литейные цеха); выпуск продукции с 1 м2 пода печи; съем продукции с 1м2 площади рудного тела (коэффициент эксплуатации); использование отдельных видов оборудования.

 На промышленных предприятиях показатель фондоотдачи определяется как частное от деления объема реализации продукции на среднегодовую стоимость основных промышленно-производственных фондов:

 ФО = , (1.1)

 где ФО – фондоотдача;

 V- объем продукции, руб.;

 Фср - среднегодовая стоимость основных фондов, руб.

 Объем однородной продукции может определяться в натуральных показателях, а разнородной продукции в денежном выражении или нормо-часах. При денежных показателях объем продукции может быть исчислен как валовая, товарная или реализованная продукция.

 Реализованная продукция характеризует действительную отдачу средств, вложенных в основные промышленно-производственные фонды.

 Товарная (валовая) продукция характеризует более полную отдачу при обеспеченности сбыта.

 Среднегодовая стоимость основных промышленно-производственных фондов определяется по формуле:

 , (1.2)

 где Фср- среднегодовая стоимость основных промышленно-производственных фондов, руб.;

 П - балансовая стоимость основных производственных фондов на начало года, руб.;

 В - стоимость вновь введенных основных промышленно-производственных фондов в анализируемом периоде, руб.;

 М - число полных месяцев функционирования вновь введенных основных промышленно-производственных фондов (исключается неполный месяц ввода), месяц;

 У - стоимость выбывших основных промышленно-производственных фондов, руб.;

 М1 - число полных месяцев действия выбывших основных промышленно-производственных фондов;

 12 - число месяцев в году.

 Сравнивая показатель фондоотдачи в отчетном году с аналогичным показателем за предшествовавший год, устанавливают изменения в ту или другую сторону. Положительная оценка должна быть в том случае, если фондоотдача увеличивается.

 Количественная оценка влияния факторов на фондоотдачу. Показатель фондоотдачи, являясь обобщающим показателем, выражает связь между средствами труда и объемом произведенной продукции

 На показатель фондоотдачи оказывают влияние факторы, основными из которых являются:

 - структура и состояние основных фондов;

 - структура производства;

 - ассортимент и качество выпускаемой продукции;

 - уровень кооперирования и комбинирования производства и др.

 Поэтому при сопоставлении использования основных промышленно-производственных фондов по показателю фондоотдачи необходимо рассмотреть и учесть влияние всех вышеуказанных факторов с тем, чтобы сделать правильные выводы о степени использования основных фондов.

 Влияние на уровень фондоотдачи каждого из перечисленных факторов определяется специальными расчетами, например для оценки загрузки оборудования определяются следующие показатели баланса времени (таблица 1.1).

 Таблица 1.1 - Показатели, характеризующие фонд времени использования оборудования

 Показатель фонда времени  Условное обозначение  Формула расчета  Примечание
 Календарный  Тф  Тк= Тк.д. ∙ 24  Гк.д.- число календарных дней за анализируемый период
 Номинальный  Тн  Тн =Тр.см.∙tсм  Тр.см - число рабочих смен за анализируемый период;

 tсм - продолжительность раб. смены, ч.

 Эффективный  Тэф  Тэф =Тн - Тпл.пр.  Тпл.пр.- время планируемых простоев
 Полезный  Тф  Тф = Тэф - Твнепл.пр.  Твнепл.пр.- время внеплановых простоев
 

 4 СОСТАВ И СТРУКТУРА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

 Оборотные средства (оборотный капитал)- это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла. 
По принятой в настоящее время в народном хозяйстве классификации в составе оборотных средств промышленности выделяются следующие группы: 
1) оборотные фонды; 
2) фонды обращения. 
Оборотные производственные фонды предприятий состоят из трех частей: 
  1. Производственные запасы; 
  2.Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления; 
3. Расходы будущих периодов. 
Производственные запасы — это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс; состоят они из сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, горючего, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, тары и тарных материалов, запасных частей для текущего ремонта основных фондов. Размер этих запасов устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить бесперебойную и ритмичную работу. Обычно различают текущий, подготовительный и страховой запасы. Текущий запас предназначен для обеспечения бесперебойного хода производственного процесса между двумя очередными поставками сырья, материалов, покупных изделий и полуфабрикатов. Подготовительный запас необходим на время подготовки материалов к производственному потреблению. Страховой запас предназначен для обеспечения бесперебойного производственного процесса при отклонениях от принятых интервалов поставок. 
Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления — это предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, не законченные полностью производством в одних цехах предприятия и подлежащие дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия. 
Расходы будущих периодов — это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода (например, затраты на конструирование и разработку технологии новых видов изделий, на перестановку оборудования, маркетинг и др.). 
Оборотные производственные фонды в своем движении также связаны с фондами обращения, обслуживающими сферу обращения. Они включают готовую продукцию на складах, товары в пути, денежные средства и средства в расчетах с потребителями продукции, в частности, дебиторскую задолженность. Совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для образования оборотных фондов и фондов обращения, составляют оборотные средства предприятия. 
Фонды обращения состоят из четырех групп: 
•готовая продукция на складах (в емкостях) предприятий; 
•товары в пути (отгруженные); 
•денежные средства на расчетном счете в банке, в аккредитивах или в кассе предприятия; 
•средства в расчетах с поставщиками и покупателями. 
Структура оборотных средств на предприятии показывает долю отдельных элементов в общей сумме средств. В производственной структуре соотношение оборотных производственных фондов и фондов обращения составляет в среднем 4:1. В структуре производственных запасов в среднем по промышленности основное место занимают сырье и основные материалы. Значительно ниже доли запасных частей и тары (около 3%). Сами производственные запасы имеют более высокий удельный вес в топливно- и материалоемких отраслях. Структура оборотных средств зависит от отраслевой принадлежности предприятия, характера и особенностей организации производственной деятельности, условий снабжения и сбыта, расчетов с потребителями и поставщиками. 
Состояние, состав, структура производственных запасов, незавершенного производства и готовой продукции являются важными показателями коммерческой деятельности предприятия. 
Структура оборотных средств на предприятиях различных отраслей промышленности неодинакова и зависит от множества факторов: 
•специфики предприятия. На предприятиях с длительным производственным циклом (например, в судостроении) велика доля незавершенного производства; на предприятиях горного профиля большая доля расходов будущих периодов. На тех предприятиях, у которых процесс производства продукции скоротечный, как правило, наблюдается большой удельный вес производственных запасов; 
•качества готовой продукции. Если на предприятии выпускается продукция низкого качества, которая не пользуется спросом у покупателей, то резко повышается доля готовой продукции на складах; 
•уровня концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства; 
•ускорения научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на структуру оборотных средств разнопланово и практически на соотношение всех элементов. Если на предприятии внедряются топливосберегающая техника и технология, безотходное производство, то это сразу влияет на снижение доли производственных запасов в структуре оборотных средств. 
Влияют на структуру оборотных средств и другие факторы. При этом необходимо иметь в виду, что одни факторы носят долговременный характер, другие — кратковременный. 
Структура оборотных средств на предприятии непостоянна и изменяется в динамике под влиянием многих причин. 
В нефтедобывающей промышленности наибольший удельный вес (почти одну треть) занимали вспомогательные материалы (скважинные насосы, ремни, канаты, деэмульгаторы, черные и цветные металлы, лесоматериалы и т.д.). В газовой промышленности на долю вспомогательных материалов приходилась половина оборотных средств. В нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности сырье и вспомогательные материалы занимали 34,6% и 50,6% соответственно. По всем отраслям нефтегазовой промышленности большой удельный вес приходился на малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты, приспособления, инвентарь и запасные части для ремонта. 
Для бурения характерен большой удельный вес малоценных и быстроизнашивающихся предметов, инструментов и приспособлений, а также основных материалов, составляющих в общей сложности около 60% всей суммы оборотных средств буровых предприятий. Это результат того, что в процессе сооружения добывающих скважин используется большое количество дорогостоящего инструмента с весьма непродолжительным сроком службы — бурильные трубы, удлинители, замки, долота, талевый канат и т.д.  
Вместе с тем, особенность производственного процесса в бурении и условия материально-технического снабжения требуют создания несколько больших запасов материальных ценностей, чем это необходимо для нормальной деятельности предприятий других отраслей промышленности. 
В целом, производственные запасы составляли по отраслям от 69% (нефтедобывающая) до 81% (газовая). 
Изменение статуса предприятий нефтегазового комплекса и новые условия развития экономики в период перехода к рыночным отношениям полностью изменили подход к оборотным средствам и их структуру.
 

 5 Понятие и состав издержек обращения

 В процессе осуществления хозяйственной деятельности у торговых предприятий и предприятий общественного питания неизбежно возникают расходы, связанные с доведением приобретенных товаров до конечного потребителя. Эти расходы, возникающие дополнительно к оплате товаров в случае приобретения их по договорам купли-продажи или договорам поставки, выраженные в денежной форме, называют издержками обращения (издержками общественного питания). Состав издержек для целей бухгалтерского учета до 1 января 2002 г. регулировался Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными приказом Комитета РФ по торговле от 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2. В настоящее время Методические рекомендации могут применяться в части, не противоречащей требованиям ПБУ 10/99 «Расходы организации» и гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», так как теперь эти документы определяют состав расходов предприятий для целей учета и целей налогообложения. Основные задачи учета издержек обращения — обеспечение своевременного, полного и достоверного отражения фактических расходов и контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. На соответствующие статьи издержек обращения относятся все затраты предприятия производственного характера в полном объеме, но при этом в целях налогообложения прибыли нормируются следующие расходы: компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей; представительские расходы; затраты на служебные командировки в части оплаты суточных; плата за обучение на основе договоров с учебными заведениями, а также за предоставление услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров и некоторые другие При этом расходы, оплаченные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются отдельно на счете 97 Расходы будущих периодов». Такие расходы подлежат отнесению на издержки обращения в течение срока, к которому они относятся. К расходам будущих периодов, в частности, относятся: затраты по неравномерно проводимому ремонту основных средств, когда предприятие не создает резерв для ремонта основных средств;' арендная плата за аренду отдельных объектов основных средств; расходы по подписке на периодические издания для служебногопользования; расходы по оплате услуг телефонной, радио- и других видов связи; другие аналогичные расходы. В целях равномерного отражения предстоящих расходов в издержках обращения отчетного периода предприятия торговли могут создавать резервы предстоящих расходов, которые учитываются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». За счет отчислений, относимых на издержки обращения, создаются следующие резервы: на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на выплату вознаграждения по итогам работы за год; • фонд или резерв на ремонт основных средств Образование резервов происходит за счет отчислений, включаемых в издержки обращения в сроки, обоснованные специальными расчетами, утвержденными руководителем предприятия. Возможность или необходимость образования резервов торговые предприятия предусматривают в учетной политике. В конце отчетного года в случае превышения начисленного резерва над суммой фактически израсходованных средств сумма превышения прибавляется к прибыли. В случае необходимости резервирования на срок более одного года (например, на проведение капитального ремонта основных средств) в учетную политику предприятия вносят соответствующий пункт. Это дает возможность предприятию накапливать необходимую сумму резерва. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва присоединяется к финансовым результатам. Единовременные затраты могут при отсутствии резервов списываться на издержки обращения того месяца, в котором они произведены. Не относятся на затраты предприятия расходы капитального характера (соответствующие затраты включаются в издержки посредством начисления амортизации) и расходы, не связанные с торговой (производственной) деятельностью. 

 6Ценовая политика предприятия

 Суть ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие задачи предприятия.

 Цена на продукт для предприятия является не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров. Дело в том, что цена в данном случае, как тактическое средство дает предприятию целый ряд преимуществ:

 во-первых, в отличие от большинства методов, применяемых по стимулированию спроса, использование цены не требует дополнительных денежных расходов, как это имеет место при проведении рекламных мероприятий, индивидуализации продукта, продвижении и т.д.;

 во-вторых, потребители находят для себя привлекательность товаров, выраженную в цене, легче, чем на основе рекламы, индивидуализации продукта и т.п.;

 в-третьих, даже когда такие методы стимулирования, как организация персональных продаж и рекламы, являются основными, цена может использоваться как мощное средство их поддержания.

 В чем же проявляется воздействие цены на потребителя? Оно находит свое выражение в установлении соответствующего ее уровня. Речь идет о том, что устанавливаемый уровень цены должен отражать предпочтение покупателей, их предполагаемую выгоду, получаемую от покупки того или иного продукта. Каким образом это достигается?

 Один из путей подобного решения состоит в том, что необходимо рассматривать цену как одно из неотъемлемых свойств продукта наряду с потребительскими свойствами товара, его качеством и т.д. И в самом деле, если цена на товар устанавливается слишком высокая, то такой товар может быть не куплен, а если и куплен, то в меньшем объеме. На практике используется серия ценовых стратегий:

 стратегия высоких цен ("снятие сливок" - "price-skimming") предусматривает продажу первоначально значительно выше издержек производства, а затем их понижения. Это относится к товарам-новинкам, защищенным патентами. Подобная стратегия возможна в условиях высокого уровня текущего спроса, восприятия высокой цены со стороны потребителя как свидетельство высокого качества товара;

 стратегия низких цен, или стратегия "проникновения" на рынок. Это делается с целью стимулирования спроса (персональные компьютеры), что эффективно на рынках с большим объемом производства и высокой эластичностью спроса, когда покупатели резко реагируют на снижение цен и увеличивают спрос. Фирма за счет массового производства выдерживает низкий уровень цен;

Информация о работе Курс лекций по "Маркетингу"