Курс лекций по "Маркетингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 18:16, курс лекций

Описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Маркетинг".

Работа состоит из  1 файл

экономика для всех.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

 Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется лишь в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно.

 Первоначально определяется общая (валовая) прибыль, которая учитывает прибыль от всей деятельности предприятия.

 Основную часть валовой прибыли предприятия получают от реализации своей продукции. Кроме того, в состав общей прибыли включаются:

 1) прибыль (или убытки) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т. е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия;

 2) прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества, которая рассчитывается как разница между ценой продажии остаточной стоимостью;

 3) внереализационные доходы (вернее, разница между внереализационными доходами и расходами), которые непосредственно не связаныс производством и реализацией продукции, но значение которых усиливается в условиях развития предпринимательства.

 При этом общая (валовая) прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли): от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды; проценты, полученные по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим данному предприятию;от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий; от работы казино, видеосалонов, игровых автоматов. Эти виды доходов (прибыли) являются объектом самостоятельного обложения налогом.

 В соответствии с законодательством валовая прибыль за вычетом всех налогов, полученная от различных форм хозяйственной деятельности, называется чистой прибылью, которая остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшееразвитие предпринимательской деятельности.

 Чистая прибыль направляется на финансирование производственного развития предприятия, удовлетворение потребительских и социальныхнужд, финансирование социально-культурной сферы, отчисления в фонд оплаты труда сверх заработной платы и другие цели.

 Часть прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и др. Однако не вся величина чистой прибыли используется предприятием по собственному усмотрению. Из чистой прибыли уплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например налог на имущество предприятия, сбор за право торговли. За счет чистой прибыли уплачиваются штрафы и другие платежи.

 В акционерных обществах применяются другие варианты использования прибыли, а именно: чистая прибыль распределяется по следующим направлениям: фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, фонд социальной сферы, прибыль к распределению между акционерами (учредителями), нераспределенная прибыль и т. п. Нераспределенная прибыль присоединяется к уставному капиталу предприятия. 

 9 Маркетинг - цель, задачи, принципы и функции

 Маркетинг – одна из основных дисциплин для руководителей предприятий и всех профессиональных работников сферы рынка. Сегодня маркетинг рассматривается, как одна из основополагающих функций управления предприятием, которая определяет стратегию развития фирмы, опираясь на информацию о рыночной конъюнктуре.

 Современный маркетинг включает в себя больше, чем разработка конкурентоспособного товара, установление на него приемлемой цены и доведение его до потребителей выбранного сегмента рынка. 
Предприятиям также необходимо постоянно поддерживать непрерывную коммуникационную связь с существующими и потенциальными клиентами. Процессы коммуникации должны быть четко отлажены. Для эффективной работы фирмы часто обращаются за помощью к узким специалистам для разработки грамотной профессиональной рекламы, специалистам по стимулированию сбыта, подготовки программ продвижения товара или услуги, а так же к компаниям, которые занимаются связями с общественностью и помогут в разработке корпоративного имиджа.

 Главная цель маркетинга – ориентировать производство на требования рынка, разработать план мероприятий по изучению рынка.

 Основные задачи маркетинга
- изучение ценообразования, спроса 
- стимулирование сбыта; 
- реклама; 
- планирование ассортимента товара; 
- планирование сбыта; 
- планирование мероприятий по хранению, транспортировке товара; 
- управление персоналом, организация обслуживания потребителей.

 Принципы маркетинга
1. Конкретность целей, как, например, овладение определенным сегментом рынка 
2. Комплексность в подходе, с учетом потребностей рынка, ожидаемых прогнозов 
3. Адаптивность к условиям выбранного рынка с целенаправленным воздействием на него 
4. Долгосрочные планы, в расчете на новые изделия, обладающие уникальными потребительскими свойствами, обеспечивающие успешное развитие предприятия на длительный срок 
5. Быстрота реакции на изменения происходящие во внешней среде, оперативное управление производством и сбытом продукции

 Цели маркетинга
1. Рыночные – захват сегмента рынка, а так же выявление перспективных сегментов 
2. Маркетинговые – мероприятия по созданию благоприятного отношения к фирме, создание репутации (имиджа) предприятия, конкурентоспособность, объемы продаж, прибыль 
3. Управленческие – отлаживание структуры управления 
4. Обеспечивающие – ценовая политика, обеспечение качества товара, обеспечение высоких показателей продаж 
5. Контрольные.

 Функции маркетинга
1. Аналитические – изучение спроса, потребителей, внутренней и внешней конъюнктуры предприятия, конкурентных фирм, посредников и поставщиков, анализ выпускаемой продукции 
2. Производственно-сбытовые – разработка новых товаров, организация их производства, сбыта и послепродажного обслуживания, стимулирование сбыта, разработка новой ценовой политики, мероприятия по стимулированию сбыта. 
3. Управления и контроля – разработка новых предложений, краткосрочное и стратегическое планирование.
 

 10 Организационные структуры управления

 Понятие организации и организационной структуры

 Организация — пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

 Организация обладает следующими общими признаками:

 - определение ее характера кадрами и менеджером; 
- объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно; 
- сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте; 
- определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях; 
- единство рабочих процессов и процессов управления как результата разумного разделения труда.

 Организация — единство состояния и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней и внутренней среды фирмы.

 Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

 Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано:

 - на подпроцессы промышленного производства; 
- изготавливаемые изделия; 
- пространственные производственные условия.

 Организационная структура регулирует:

 - разделение задач по отделениям и подразделениям; 
- их компетентность в решении определенных проблем; 
- общее взаимодействие этих элементов.

 Тем самым фирма создается как иерархическая структура.

 Основные законы рациональной организации:

 - порядок задачи в соответствии с важнейшими точками процесса; 
- приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование "поля решения" и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи); 
- обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за "процесс"); 
- короткие пути управления; 
- баланс стабильности и гибкости; 
- способность к целеориентированной самоорганизации и активности; 
- желательность стабильности циклически повторяемых действий.

 На организационную структуру влияют следующие факторы:

 - размеры предприятия; 
- применяемая технология; 
- окружающая среда.

 Типы организационных структур управления

 Организационная структура аппарата управления — форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения, должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.

 Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

 Различают связи:

 - линейные (административное подчинение); 
- функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения); 
- межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

 В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

 - линейная; 
- функциональная; 
- линейно-функциональная; 
- матричная; 
- дивизиональная; 
- множественная.

 В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство — простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток — высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется (рис. 3.5.).

 

 Рис. 3.5. Линейная структура управления

 Функциональная организационная структура — связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис. 3.6).

 

 Рис. 3.6. Функциональная структура управления

 На рис. 3.6 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1—И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).

 В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена координация. Практически она не используется.

 Линейно-функциональная структура — ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рис. 3.7).

                     

 Д — директор; ФН — функциональные начальники;  
ФП — функциональные подразделения;  
            ОП — подразделения основного производства

 Рис. 3.7. Линейно-функциональная структура управления

 Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рис. 3.7 функциональные начальники составляют штаб директора).

 Дивизиональная (филиальная) структура изображена на рис. 3.8.

 

 Рис. 3.8. Дивизиональная структура управления Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности, или географически.

 Матричная структура (рис. 3.9, 3.10) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один — линейный, другой — руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную.

Информация о работе Курс лекций по "Маркетингу"