Лекции по "Маркетинг в отраслях и сферах деятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:23, курс лекций

Описание

Особенности маркетинга в отраслях и сферах деятельности. Характеристики рынков. Внешняя и внутренняя среда. Потребители. Конкуренты. Сегментирование. Позиционирование. Комплекс маркетинга. Маркетинговые исследования. Маркетинговые стратегии. Управление маркетингом в отраслях и сферах деятельности.

Содержание

Тема 1. Основы теории маркетинга.
Тема 2. Маркетинг в торговле.
Тема 3. Маркетинг в промышленности.
Тема 4. Маркетинг в СМИ.
Тема 5. Маркетинг в рекламном бизнесе.
Тема 6. Маркетинг в сфере образовательных услуг.
Тема 7. Маркетинг в сфере ссудосбережения.
Тема 8. Маркетинг в туризме.
Тема 9. Маркетинг в страховании.
Тема 10. Маркетинг в гостиничном бизнесе.
Список рекомендуемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг в отраслях и сферах.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

    При этом на первое место  выступает продуктовая политика  данного СМИ, насколько выпускаемая данным СМИ информация соответствует запросам потребителя. Следует отметить, что в настоящее время рынок продукции СМИ является наиболее развитым, наиболее конкурентным.

    Говоря о ценообразовании в  маркетинге СМИ, следует учитывать,  что доходы СМИ складываются не только от продажи газет и журналов (для печатных СМИ), возможности подключения к вещанию (для проводных или кабельных СМИ), но и от продажи рекламных мест. Для печатных изданий – это места, отводимые под рекламу в газетах и журналах; Для аудиовизуальных СМИ – это эфирное время, предоставляемое продавцу для размещения своей рекламы.

    Говоря о распределительной политике, следует учитывать, что для  печатных СМИ особое значение имеют места продажи газет и журналов. Расположенные в неудачном месте, такие места могут нанести серьезный вред данному СМИ. При этом для аудиовизуальных СМИ место расположение последнего (в пределах одного города) существенное значение не имеет.

   С учетом того, что продажа  продукции данного СМИ уже  сама по себе является  рекламой данного СМИ, коммуникативная политика в деятельности СМИ играет менее заметную роль. Это же можно отнести и к персональной политике:  в частности, от продавцов газет и журналов особой квалификации не требуется. 

   Таким образом, успешная маркетинговая деятельность СМИ зависит в первую очередь от:

  • содержания тиражируемой информации;
  • места продажи данного товара.

    Говоря о СВОТ-анализе в сфере  деятельности СМИ, следует отметить, что особую угрозу тут несет  возможность потери лицензии для аудиовизуальных СМИ. Поскольку отзыв лицензии для таких СМИ влечет за собой потерю эфирной частоты, на которой вещает данное СМИ. 
 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 

  1. Какие основные особенности маркетинга в сфере  СМИ?
  2. Приведите примеры лидеров в сфере СМИ; в чем причина их успеха?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 

Тема 5. Маркетинг в  рекламном бизнесе 
 

    Потребители. Конкуренты. Сегментирование.  Позиционирование. Товарная, ценовая, распределительная и коммуникационная политика предприятий. Стратегия и управление маркетингом лидеров рынка. 
 

    Особенность маркетинга в рекламном  бизнесе состоит в том, что  в качестве товара выступает информация в виде рекламных материалов, промо-акций и т.д.

    При этом на первое место  выступает продуктовая политика  данного производителя рекламы; то, насколько выпускаемая данным производителем продукция соответствует запросам потребителя. Следует отметить, что в настоящее время рынок продукции производителей рекламы является одним из наиболее конкурентных.

    Существует четыре основных форм маркетинговых коммуникаций:

  • рекламная деятельность;
  • связи с общественностью;
  • прямой маркетинг;
  • стимулирование сбыта и продаж.

    При этом «реклама» - это распространяемая  в любой форме, с помощью  любых средств информация о  товарах (товаропроизводителе), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана способствовать продаже данного товара.

    «Связями с общественностью»  – проведение товаропроизводителем  социально-значимых мероприятий с целью повышения привлекательности образа товаропроизводителя в глазах покупателей.

     «Прямой маркетинг» - информирование  одного или нескольких покупателей об особенностях данного товара (товаропроизводителя), предусматривающее обратную связь между покупателем и продавцом.

    «Стимулирование сбыта и продаж» – проведение ярмарок, выставок, презентаций и других мероприятий с целью увеличения объемов продаж. 

    Таким образом, продвигая тот  или иной товар, производители  рекламы должны использовать  весь арсенал средств маркетинговых  коммуникаций. 

    Говоря о СВОТ-анализе в сфере  деятельности производителей рекламы,  следует отметить, что особую  угрозу тут несет возможность  потери непосредственных производителей рекламных материалов (авторов, художников, композиторов, актеров, режиссеров и т.д.). 
 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 

  1. Какие основные особенности маркетинга в сфере  СМИ?
  2. Приведите примеры наиболее удачных рекламных материалов, промо-акций; в чем причина их успеха?
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 6. Маркетинг в  сфере образовательных услуг 
 

    Потребители. Конкуренты. Сегментирование.  Позиционирование. Товарная, ценовая, распределительная и коммуникационная политика предприятий. Стратегия и управление маркетингом лидеров рынка. 
 

    Особенность маркетинга в сфере  образовательных услуг состоит в том, привлекательность услуг в области высшего образования зависит от авторитета образовательного учреждения, его научных достижений. «Новичку» в сфере высшего образования конкурировать с уже известными вузами крайне сложно.

    Кроме этого, следует учитывать, что образовательные программы вузов зависят от государственных стандартов для утвержденных Правительством РФ специальностей. Таким образом, возможности создания новых специальностей в сфере высшего профессионального образования весьма ограничены.

    Большую роль при реализации  невузовских образовательных программ  играет личность преподавателя,  ведущего данную дисциплину, его  послужной список, высокие профессиональные качества и, даже, место жительства. Скажем, образовательная программа, которую реализует специалист из Москвы или Санкт-Петербурга, при прочих равных условиях, привлечет к себе больше интереса, чем программа, которую ведет специалист из Кременчуга или Кемерово.

   При продвижении услуг образовательных  учреждений особый упор необходимо сделать на сведения о материально-технической базе учреждения, преподавательский состав, востребованность предлагаемых специальностей, а также на примеры удачного трудоустройства выпускников данного учреждения.

   С учетом того, что решение о поступлении в тот или иной вуз принимается на рассудочном уровне (т.к. образовательные услуги являются дорогостоящими услугами), рекламные продукты образовательных учреждений должны носить преимущественно документальный характер.   
 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 

  1. Какие основные особенности маркетинга в сфере  образовательных услуг?
  2. Приведите примеры лидеров в сфере образовательных услуг; в чем причина их успеха?
 
 

Тема 7. Маркетинг в  сфере ссудосбережения 
 

    Потребители. Конкуренты. Сегментирование.  Позиционирование. Инструменты ссудосбережения: реальные и фиктивные товары.  Товарная, ценовая, распределительная и коммуникационная политика предприятий. Стратегия и управление маркетингом лидеров рынка. 
 
 

    Особенность маркетинга в сфере  ссудосбережения заключается в том, привлекательность услуг данной ссудосберегающего учреждения (например, коммерческого банка) зависит как от величины процентной ставки по депозитным вкладам, так и от надежности данного учреждения.

    При этом выбор того или  иного ссудосберегающего учреждения зависит от специфических черт характера его клиентов.

    Так, импульсивные, склонные к  риску клиенты отдают предпочтения  ссудосберегающим учреждениям, выплачивающим  высокие проценты по депозитам.  В то время, как осторожные, прагматичные клиенты предпочитают банки менее высокими процентами по депозитам, но с более высоким уроанем надежности.

    Одним из основных факторов, влияющих  на привлекательность данного ссудосберегающего учреждения в глазах потребителей, является состав активов этого учреждения.  Присутствие в составе активов такого учреждения фиктивных товаров (акций, облигаций, опционов и т.д.) делает такое ссудосберегающее учреждение менее привлекательным.

    При реализации коммуникативной  политики ссудосберегающими учреждениями наряду с документальной рекламой рекомендуется художественная реклама. Художественная реклама, выполненная на профессиональном уровне, способна значительно усилить привлекательность данного банка. В качестве примера удачной рекламы можно привести художественную рекламу банка «Империал» и «Альфа-банка».  
 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 
 

  1. Какие основные особенности маркетинга в сфере  ссудосбережения?
  2. Приведите примеры лидеров в сфере ссудосбережения; в чем причина их успеха?
 
 
 

Тема 8. Маркетинг в  туризме 
 

    Потребители. Конкуренты. Сегментирование. Позиционирование. Товарная, ценовая, распределительная и коммуникационная политика предприятий. Стратегия и управление маркетингом лидеров рынка. 
 

    Особенность маркетинга в туризме  состоит в том, что в качестве  товара данного туристического агентства выступают туристические услуги, оказываемые резидентам как внутри страны, так и за рубежом, а также услуги, оказываемые иностранным туристам, въезжающим в страну.

    В основе продуктовой политики  туристических агентств должны лежать потребности различных потребителей в таких формах туризма как:

  • отдых;
  • экскурсионная поездка;
  • спортивный туризм;
  • деловой туризм, разновидностью которого являются шоп-туры;
  • экстремальный туризм.

    В зависимости от данной целевой  группы, отдающей предпочтение тому или иному виду туризма, строится и коммуникативная политика туристического агентства.

    Например, для потребителей, отдающих  предпочтение экскурсионной поездке,  основной упор в рекламе делается  на возможность увидеть различные достопримечательности, памятники старины, картинные галереи, музеи.

    В то время, как для любителей  экстремального туризма, более  предпочтительным является рассказ о тех опасностях, которые поджидают туристов во время поездки. 

    Особое значение в работе туристического агентства являются рекламные материалы, которыми располагает само агентство. Дело в том, что по данным опросов до 70 % потребителей туристических услуг в момент обращения в туристическое агентство не знали какому туру отдать предпочтение. И в этой связи важную роль играет персонал агентства, который доброжелательно и ненавязчиво может предложить клиенту представляющий для него интерес маршрут.

    Говоря о СВОТ-анализе в сфере  деятельности СМИ, следует отметить, что особую угрозу для деятельности туристического агентства несет колебания курсов иностранных валют: такие колебания удорожают поездки в отдельные страны. В качестве примера можно привести удорожание туристических услуг в Европе из-за роста курса евро по отношению к доллару и рублю.

Информация о работе Лекции по "Маркетинг в отраслях и сферах деятельности"