Макроэкономическое равновесие. Модель IS-LM

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:11, курсовая работа

Описание

Макроэкономический анализ тесно связан с микроэкономи¬ческим анализом, так как в основе макроэкономических явлений лежат взаимосвязи микроэкономики. Микроэкономический анализ составляет фон для макроэкономического анализа. В то же время в макроэкономическом анализе используется инструментарий мик¬роэкономического анализа.
Анализ макроэкономических явлений характеризуется исполь¬зованием моделей — упрощенных теоретических схем, которые рас¬крывают влияние внешних (экзогенных) факторов на внутренние (эндогенные). Существует множество моделей, каждая из которых решает определенные задачи.

Содержание

Введение 3
1. Макроэкономическое равновесие и его механизмы 5
1.1. Классическая теория макроэкономического равновесия 7
1.2. Кейнсианская теория макроэкономического равновесия 9
1.3. Марксистская теория макроэкономического равновесия 12
1.4. Межотраслевой баланс 16
1.5. Институциональная теория макроэкономической динами¬ки 17
2. Экономическая политика 20
Заключение 31
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

Институциональные инновации могут иметь характер частно­го блага, если они ограничиваются рамками организации и у инноватора есть возможность контролировать институциональные ин­новации с помощью административной власти. Более того, предприниматель-инноватор может контролировать распространение инноваций за пределами организации путем их кодирования.

Если же институциональными инновациями пользуется боль­шинство индивидов, если они задают «правила игры» для эконо­мических и социальных взаимодействий рыночных субъектов, то такие инновации носят характер общественного блага. К та­ким институциональным инновациям относятся разработка ры­ночного соглашения (правил осуществления рыночных трансак­ций), создание инфраструктуры рынка, создание стандартов, нор­мативов, системы мер и весов. Выгоды от этих инноваций полу­чают все, при этом всегда есть возможность переложить издержки на других.

Институциональные инновации охватывают разные сферы: рынок — «рыночное соглашение» о принципах взаимодействия; семейные и клановые связи — локализованное сообщество ин­дивидов, в котором важную роль играет личная репутация каж­дого индивида; сфера деятельности социальных движений (ра­бочее движение, кооперативное движение, экологическое дви­жение); сфера «гражданского соглашения», где действуют демо­кратические институты, в первую очередь государство. Индиви­ды, действующие в рамках демократических институтов (обще­ства в целом), обладают способностью подчинить свои личные интересы общественным; в своих действиях они ориентируются не на равновесие, а на оптимальное развитие, которое в конечном счете и будет определять равновесие.

Таким образом, социально-экономическая система постоян­но выводится из равновесия либо нововведениями, либо вслед­ствие воздействия внешних факторов. Для стабилизации соци­ально-экономической системы появляются новые институты, которые носят характер частных или общественных благ. В эко­номической системе существует множество субъектов, способ­ных осуществлять институциональные инновации (от индиви­дуального инноватора до государства), причем каждый из них имеет свою логику действий. Эффективность инноваторов (от индивидуального до институционального) различна: индивиду­альный предприниматель получает всю прибыль от инноваций; группа предпринимателей вынуждена распределять прибыль между членами ее, поэтому эффективность этих инноваций мень­ше. Инновации общественного блага наиболее эффективны, так как их субъекты (социальные движения и государство) нацеле­ны на защиту индивидуальных интересов. Таким образом, эффективность инноваций возрастает по мере движения экономики от индивидуального предпринимателя к формирующимся институтам.

Итак, создание новых институциональных структур в усло­виях динамики экономической системы способствует ослабле­нию расбалансированности экономики, увеличивает определен­ность во взаимоотношениях субъектов хозяйства, формирует базу для долгосрочной стабилизации экономической системы. Инсти­туциональные структуры смешанной рыночной экономики явля­ются предпосылкой ее самостабилизации[2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономическая политика

 

 

 

Политика (от греч. politiko) - это искусство управления; общественная деятельность, на­правленная на защиту тех или иных социальных интересов, на завоева­ние и сохранение государственной власти.

Что касается сути экономической политики, то Джон М. Кейнс считал, что экономика не может быть предоставлена самой себе. Экономическая политика, выражающая общую волю, - это государственное регулирование, которое состоит в воздействии на такие независимые переменные, как склонность к потреблению, предельная эффективность капитала и норма процента, а через их посредство - на занятость и национальный доход. Кейнс отдает предпочтение денежно-кредитной и налоговой политике, а к огосударствлению относится скеп­тически. Экономическая политика кейнсианского толка долгое время (с 30-х годов до начала 70-х) была ведущей в странах Запада, т. е. в странах, где большая часть населения была удов­летворена жизнью[1].

Вальтер Ойкен понимает под экономической политикой совокуп­ность государственных мер воздействия на экономические процессы. Решающая задача экономической политики состоит в создании условий, которые не приводят к возникновению нежелательных, роковых тен­денций.

Милтон Фридмен оценивает позитивные экономические знания в качестве фундамента, на котором строится нормативная политическая деятельность. Политика относится скорее к искусству, чем к науке, осо­бенно в части принятия решений. Его размышления о взаимодей­ствии политики и экономики: экономическая свобода является необхо­димым, но недостаточным условием для политической свободы. Послед­няя, в свою очередь, нужна для обеспечения свободы экономического выбора в долгосрочном плане. Что же касается чилийского опыта, поро­дившего миф о том, что авторитарный режим может осуществлять поли­тику свободного рынка, то это не более чем исключение, подтверждаю­щее правило. Диктатура противоречит рыночной системе, поскольку пер­вая основана на принуждении, а вторая базируется на добровольности.

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. В период раннего капитализма в Ев­ропе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Меркантилисты XVII в. - пионеры нормативной экономической тео­рии - писали о том, что только детальное руководство со стороны прави­тельства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они ви­дели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социаль­ную справедливость.

С утверждением свободной конкуренции заповеди меркантилистов канули в лету. Принципиально иной подход создателей классической экономики, лимитировавших государственное вмешательство, имеет свое историческое объяснение: ведь к тому времени "вершителями судеб" в экономике стали уже рынок и свобода выбора. Последняя предполагает в экономическом смысле две главные составляющие: защищенное зако­ном право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В XVIII-XIX вв. экономическая роль государства сводилась в ос­новном к охране этих первичных прав. Отсюда броские тезисы: государ­ство - это "ночной сторож частной собственности" или "laissez-faire" (свобода действий) + констебль".

Кейнс, однако, замечает, что в условиях сравнительного благополу­чия laissez-faire может тормозить инновационный процесс: насыщение платежеспособного спроса не способствует новым инвестиционным взры­вам.

XX век был ознаменован почти повсеместным укреплением экономического присутствия государства.

Со второй половины XIX века национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно-техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т.е. углублением общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в поддержании пропорций на макроуровне, в антициклическом регулировании.

Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур: картелей, синдикатов, олигополии. В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимыми выработка антимонополь­ного законодательства и его применение органами государства.

Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целая система мер, включавших принудительное картелирование (Германия), протекционизм (Япония). Формировались военно-про­мышленные комплексы, тесно связанные с правительством. Не случай­но, что своим происхождением термин ВПК обязан президенту США Д. Эйзенхауэру.

Государственное регулирование явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и орга­низаций.

Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.

Экономические функции государства определялись потребностями нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции и частного предпринимательства. Функции государства развивались в двух направлениях: поддержание и облегчение функционирования рыночного механизма; усиление и модификация рыночной системы в соответствии с изменением условий развития[3].

Функции государства по поддержанию рыночного механизма состоят в следующем: обеспечение правовой базы рыночной экономики (защита прав собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и др.) и защита конкуренции (антимонопольная деятельность, защита прав потребителей).

Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются:

А) в перераспределительной политике. Перераспределение доходов в обществе реализуется через трансфертные платежи (малоимущим, безработным) и модификацию цен (гарантированные цены фермерам, минимум заработной платы). Корректируя распределение ресурсов через налоговую систему, государство способствует развитию общественных благ, экологической защите;

Б) в макроэкономическом регулировании экономики с целью ее стабилизации. С помощью бюджетных и кредитных рычагов государство осуществляет контроль за уровнем занятости, инфляции, стимулирует экономический рост;

В) в проведении эффективной внешнеэкономической политики.

Государство должно осуществлять свои функции осторожно, чтобы в рыночном механизме не было сбоев. Оно должно постоянно контролировать результаты регулирования и своевременно принимать меры для погашения негативных последствий.

 

Формы и механизмы экономической политики

 

В науке распространено мнение, что сама laissez-faire, со свойствен­ной ей анархией и кризисами, вызывает тенденцию к государственному регулированию. Формы и содержание государственного вмешательства с течением времени усложняются, но жизненно-важным условием оно останется и на будущие времена.

Экономический космос, согласно В. Ойкену, можно представить в виде следующей схемы[1]:

- Совокупность экономических процессов.

- Различные виды экономических порядков.

- Экономическая политика.

Историческим опытом доказано, что между развитием производства, достижениями естественных и прикладных наук, с одной стороны, и состоянием экономических порядков - с другой, существует неравнове­сие, отставание порядков является почти правилом.

Под экономическим порядком Вальтер Ойкен понимал рамочные ус­ловия рыночного хозяйства, т.е. совокупность институций, представля­ющих свод данных, необходимых для того, чтобы хозяйствующие субъ­екты могли принимать решения и совершать те или иные действия.

Хозяйственный порядок показывает, в какой мере государство регу­лирует экономическое развитие, способствует ему и как, при ограничен­ных ресурсах, государственные органы выступают своего рода "нехваткомером" (Mangelmap) или вычислительной машиной, встроенной в хо­зяйственный порядок.

 

Типология экономических политик

В состав институтов экономического порядка входят также предпринимательские союзы и профсоюзы, которые вырабатывает правила и предписания.

Систематизируя историческую практику, В. Ойкен предлагает следующую типологию экономических политик: laissez-faive (свобода действий); политика централизованного, полностью или частично, управле­ния экономикой; политика среднего пути; политика конкурентного по­рядка и точечная политика.

Что касается планово-централизованного управления экономикой (в Германии с сохранением частной собственности, в России - с ее упраз­днением и введением коллективной ответственности), то, согласно Ойкену, неизбежность его распада сомнений не вызывала. Интерес пред­ставляют сами формы отмирания подобного порядка. Проблемным является вопрос о власти. Ведь в централизованном хозяйстве слой руководителей состоит из неконтролируемой группировки, которая решительно проводит свой собственный интерес, свою волю. Общес­твенный интерес, состоящий из множества индивидуальных, просто не может быть реализован в командной экономике.

Политика "среднего пути" предполагает ту или иную степень государственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компромисса между рынком и плановым хозяйством. Сюда относятся государственные вмешательства с распределительными целями, политика "полной занятости", конъюнктурное регулирование.

При конкурентном порядке рамочные условия, создаваемые государством, способствуют максимальному развитию конкуренции. Задачей те­кущей экономической политики является ограничение или недопуще­ние тенденций к концентрации экономической власти (процессов моно­полизации) и тех форм рынка, которые ведут к нанесению экологичес­кого ущерба; разработка путей его компенсации.

Точечная (или пунктирная) экономическая политика включает политико-правовые действия, ориентированные на решение отдельных проблем, на защиту интересов конкретных сфер. Оборотной стороной здесь может стать нарушение комплексности, целостности экономического подхода. В этом смысле политика доходов, направленная на поддержку отдельных сфер или слоев, может вызвать перекосы в совокупном пла­тежеспособном спросе и денежные расстройства.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие. Модель IS-LM