Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:11, курсовая работа
Макроэкономический анализ тесно связан с микроэкономи¬ческим анализом, так как в основе макроэкономических явлений лежат взаимосвязи микроэкономики. Микроэкономический анализ составляет фон для макроэкономического анализа. В то же время в макроэкономическом анализе используется инструментарий мик¬роэкономического анализа.
Анализ макроэкономических явлений характеризуется исполь¬зованием моделей — упрощенных теоретических схем, которые рас¬крывают влияние внешних (экзогенных) факторов на внутренние (эндогенные). Существует множество моделей, каждая из которых решает определенные задачи.
Введение 3
1. Макроэкономическое равновесие и его механизмы 5
1.1. Классическая теория макроэкономического равновесия 7
1.2. Кейнсианская теория макроэкономического равновесия 9
1.3. Марксистская теория макроэкономического равновесия 12
1.4. Межотраслевой баланс 16
1.5. Институциональная теория макроэкономической динами¬ки 17
2. Экономическая политика 20
Заключение 31
Список литературы 32
Опыт второй половины века обнаруживает появление ряда других направлений или оттенков экономической политики (структурной и конъюнктурной, воздействующей на экономические процессы со стороны спроса и со стороны предложения, дискретной и "тонкой настройки" и т.д.).
Механизм воздействия политических структур на национальное хозяйство
В широком смысле государственное регулирование - это распространение макроэкономического воздействия политических структур на национальное хозяйство. Но здесь в игру вступает социально-психологический фактор, включающий национальный менталитет и традиции, степень рациональности ожиданий у публики, доверия к действиям правительства и т.д.
На рис. 2.1 показано прохождение регулирующего импульса:
Обоснованность
решений
Государственное регулирование предполагает принуждение, при котором свобода индивидуального выбора заменена волей, выражающей якобы интересы большинства. В лучшем случае государственное регулирование может эффективно перераспределять блага и услуги, непосредственно не преумножая их. К тому же история, к сожалению, свидетельствует о том, что длительное ограничение права экономического выбора порождает пассивность граждан, неспособность к самостоятельным действиям, надежды на всемогущество власти.
Это, однако, не означает, что активного государственного вмешательства в экономику следует избегать. Оно необходимо, по крайней мере, в отношении услуг и товаров, потребляемых совместно, и при наличии законодательства, ограничивающего произвол бюрократии.
Некоторые авторы даже утверждают, что упадок власти прямо пропорционален возрастанию численности чиновников.
В работе «Пределы свободы: между анархией и Левиафаном» лауреат Нобелевской премии Дж. М. Бьюкенен определяет контуры необходимого государственного регулирования в виде гражданского договора по поводу управления товарами и услугами, потребляемыми совместно. Поскольку, однако, штамм Левиафана сохраняется, необходим свод законов, позволяющий ограничить произвольные действия бюрократии.
По мере совершенствования системы государственного регулирования вырисовываются два противоположных начала:
- давление фискальной, директивной политики, творимой чиновниками, претендующими на монополию в области принуждения и его реализации;
- меры индикативного воздействия, осуществляемого, в основном, посредством кредитно-денежной политики, направленной на создание условий, при которых экономический субъект сам выбирает путь, который соответствовал бы государственным интересам.
Общеизвестно, что особенно большое социальное возбуждение вызывает рост численности чиновников.
В управляемой (командной) экономике администрация обладает максимальной властью, создает программы для тех, кто находится от нее в зависимости, но она неспособна к рациональному согласованию спроса и предложения со стороны многомиллионных масс товаропроизводителей и покупателей, к учету ограниченности ресурсов (В. Ойкен). Эта система лишает людей свободы экономического выбора, а также освобождает от ответственности, что рано или поздно порождает бедность.
Рассматривая экономические системы, тяготеющие к свободному рыночному хозяйству, ученые приходят к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: самой эффективной является система с максимальной свободой и минимальной экономической властью.
Веру в то, что правовая и административная экономическая политика может достичь желаемого, Ойкен считает наивной. Но скептицизм оказывается менее оправданным, если предположить, что экономическая политика становится аппаратом взаимозависимых действий, в то же время оставаясь конформной по отношению к рынку. И денежная, и кредитная, и валютная, и антимонопольная сферы не только взаимозависимы, но обязательно имеют социальную подоплеку.
Общий вывод Ойкена: целесообразным является сужение сферы государственного регулирования. С ним солидарен создатель послевоенного «германского чуда» Л. Эрхард, практически воплотивший в жизнь заветы своего учителя. Регулирование, в отличие от конкуренции, должно быть дозированным.
Что является традиционным объектом государственной собственности?
Это прежде всего национальное достояние, не являющееся предметом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса, воды)[1, 4].
В руках государства часто находятся предприятия инфраструктуры: транспорта, связи, энергетики; стержневые институты финансово-кредитной сферы (центральный банк), часть военной промышленности. В основном это высококонцентрированные отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.
Значительный вес в госсобственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50 %), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компаний.
Источниками формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное предпринимательство, т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.
Прямое государственное участие в воспроизводственном процессе вряд ли можно представить в виде разрастающегося процесса.
Казалось бы, государственная собственность на инфраструктуру, которая начала складываться еще в прошлые века (почта, телеграф, железные дороги, является непременным условием развивающейся экономики. Но это далеко не так. Государственная собственность на инфраструктуру постепенно исчерпывает себя. Все чаще слышится мотив низкой рентабельности государственного транспорта или энергетического хозяйства, неизбежности их бюджетной поддержки. Нынешнее состояние информатики и средств связи позволяет организовать работу сфер инфраструктуры и на частно-хозяйственном уровне.
Государственное предпринимательство обычно расширяется во время войн или подготовки к ним, используется для повышения занятости (организация общественных работ). Многое зависит от социльно-политического климата в стране, позиций партий, находящихся у власти.
Государственное предпринимательство является сферой столкновения теоретических концепций неоклассиков, уповающих на действие рыночных сил, и государственников. Действительно, современная рыночная экономика невозможна без государственных подпорок, хотя значение последних не должно выходить за ограничительные рамки необходимого. Соотношение между рынком и государственным вмешательством изменяется применительно к ситуации.
Поглощение одним из полюсов другого непродуктивно и опасно. Примеров того, какую цену приходится платить за увлечение огосударствлением, достаточно. Стимулятор поступательного движения скрыт, возможно, в крылатой фразе Л. Эрхарда: "Конкуренция - везде, где возможно, регулирование - там, где необходимо".
Курс на приватизацию был взят на вооружение правительствами Р. Рейгана и М. Тэтчер. Эту экономическую политику, начавшуюся с конца 70-х годов, можно в целом считать успешной. Ее побудительными причинами являлось стремление оптимизировать использование сил конкуренции и сократить систематические дотации убыточным предприятиям. Британскую модель отличает диверсификация пакетов акций приватизируемых предприятий, каждый из новых владельцев не имеет права скупить более 15% капитала; за процессом преобразования наблюдает специальный государственный представитель - контролер. В Великобритании была приватизирована авиакомпания, отличавшаяся низкой рентабельностью и слабой конкурентоспособностью. Через пару лет компания вошла в первую десятку авиационных предприятий мира. Удачным можно, по-видимому, считать и приватизацию британской сталелитейной корпорации.
Что касается Германии, то там приватизацию традиционно осуществляют опекунские советы. Они накопили опыт еще со времен Веймарской республики, приватизации нацистской госсобственности в послевоенные годы и используются, после воссоединения "двух Германий", при проведении приватизации государственных предприятий в восточной части страны. Как правило, опекунский совет берет на себя все проблемы реорганизации: акционирование, размещение части акций среди трудового коллектива, подбор управленческого аппарата, подготовку программы перестройки производства.
Своеобразно проходит приватизация в странах Восточной Европы и в России. Купонно-ваучерную приватизацию как в Чехии и Словакии, так и в России можно посчитать полезной разве только в том смысле, что она как бы развенчивала незыблемость так называемой общественной собственности. Но и в социально-политической сфере ее последствия, в целом, из-за напрасных ожиданий населения, невыполненных обещаний трудно оценить как положительные.
В странах переходной экономики проводилась также малая приватизация, касавшаяся в основном предприятий сферы услуг, торговой сети, некрупных местных производств. Она проводилась через аукционы, конкурсные торги, прямые выкупы. В Польше предприятия, причем не только малые, и самого разного производственного профиля, продавались что называется "с молотка" - как своим, так и зарубежным инвесторам.
Российская приватизация началась с малых форм, акционирование крупных предприятий явилось в значительной части формальным. Бразды правления остались в руках по-советски мыслящего директорского корпуса, да и новые владельцы, пришедшие со стороны, оказываются в плену безысходности - средств на радикальную структурную перестройку нет, решительное сокращение занятости грозит социальными взрывами. Трудности приватизации обусловлены многими обстоятельствами объективного свойства: национальным складом ума и психологией, расточительным размещением производительных сил в стране, существованием, например, городов, где все население кормилось возле оборонного комплекса, и т. д.
Любопытна "шведская модель" экономического устройства. У власти в стране долгое время стояли социал-демократы. В своей экономической политике они исходили из того, что собственность не является определителем общественного строя. При практически одинаковом типе собственности возможны различные формы распоряжения национальным доходом, его распределения и использования. В руках шведского государства находится не более 5% основных производственных фондов, но оно перераспределяет 80% национального дохода, причем 40% НД направляется на социальные цели. Шведский социализм предстает в виде двухъярусной структуры, где в фундаменте (в производстве) господствуют частная собственность и рыночная конкуренция, а в сферах распределения, социальной области и в части инфраструктуры действует государство. Возможно, что подобное разделение обязанностей является целесообразным (во всяком случае для Скандинавии)1.
В США на долю государственного сектора приходится 12 % произведенных товаров и услуг, между тем как в Ираке его вес превышает 65%. В России, по данным за 1994 г., на частных предприятиях было произведено 25% ВВП, а в "негосударственном секторе" в целом - 60%.
Иностранный опыт и рецептуры приватизации невозможно механически переносить на российскую почву. Большие масштабы страны не способствуют радикализации реформ и быстрому их осуществлению. Но зарубежный опыт, тем не менее, учит работать.
На начало 1997 г. в стране существовало 1246 тыс. приватизированных предприятий, составляющих 60% госпредприятий и производящих около 70% ВВП.
Основными способами приватизации в российских условиях были выкуп ранее арендованного имущества, продажа недвижимости и акционирование. После завершения этапа массовой приватизации на первый план выдвигаются, пожалуй, три взаимосвязанные проблемы. Во-первых, распространяется такая форма, как приватизация по индивидуальным программам; во-вторых, весьма актуальной стала работа по повышению эффективности управления разгосударствленными предприятиями и, наконец, на повестке дня оказывается вопрос о разгосударствлении земли. В этом нуждаются уже приватизированные предприятия, находящиеся на том или ином земельном участке. Они заинтересованы в применении новых технологических линий, расширении своих владений, инвестициях, уходе за территорией предприятия и т. п. А государство нуждается в дополнительных доходах.
Идеи социального благополучия "для всех" стары как мир. О стремлении к равенству путем подтягивания уровня жизни бедных, но без уничтожения богатых, т. е. при сохранении неизбежной дифференциации, писали эгалитаристы. Согласно либеральному принципу Лигу -Дальтона, необходим компромисс, предполагающий сближение уровней благосостояния, но не за счет перераспределения уже созданного, а путем создания условий для соответствующей ориентации людей в будущем.
В подобном же ракурсе рассматривал проблему Кейнс. Констатируя некоторый прогресс в устранении чрезвычайного неравенства, достигнутый в конце XIX в., Кейнс заключает, что "есть извечные социальные и психологические оправдания значительного неравенства доходов и богатства, однако не для столь большого разрыва, какой сохраняется в настоящее время". Вместе с тем дальнейшие шаги в этом направлении становились рискованными: увеличение налогов стимулировало "соблазн уклонения" от их уплаты, у предпринимателей ослабевал стимул к новаторству.
Заметный вклад в теорию социального регулирования был внесен немцами и скандинавами.
Информация о работе Макроэкономическое равновесие. Модель IS-LM