Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:11, контрольная работа
Цель контрольной работы:
- научиться самостоятельно анализировать и выбирать модели концентрированного обучения;
- сформировать умения по анализу, отбору и систематизации учебной информации при разработке технологии концентрированного обучения;
- систематизировать умения по разработке методического обеспечения учебного блока по теме: «Современный русский литературный язык: нормы, формы и стили».
1. Введение
2. Анализ учебно-методической литературы
3. Анализ учебного плана подготовки специалистов
4. Структура учебного дня
5. Методическая разработка учебного блока
6. Заключение
7. Список литературы
Содержание.
Стр.
Введение.
Сущность концентрированного обучения - непрерывность процесса познания и его целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием умений пользоваться полученной информацией); единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающая их прочное усвоение; сокращение числа одновременно изучаемых дисциплин; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности учащихся; вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности учащихся и педагогов; сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся между собой.1
Цель концентрированного обучения – состоит в повышении качества обучения, достижение системности знаний, их мобильности и вариативности при оптимальной организационной структуры учебного процесса.
Задача концентрированного обучения - чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, необходимо провести работу по закреплению в день его восприятия.
Цель контрольной работы:
- научиться самостоятельно анализировать и выбирать модели концентрированного обучения;
- сформировать умения по анализу, отбору и систематизации учебной информации при разработке технологии концентрированного обучения;
- систематизировать умения по разработке методического обеспечения учебного блока по теме: «Современный русский литературный язык: нормы, формы и стили»
1.Анализ учебно-методической литературы.
Среди главных задач современного
образования – адаптация
Технологию от методики можно отличать по наличию таких характеристик, как инструментальность, то есть наличие жестко определенной системы предписаний, гарантировано ведущих к цели; воспроизводимость технологии; измеримость и гарантированность результата.
Педагогическая технология – это набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного планируемого результата.2
Признаки педагогической технологии:
- концептуальность(научная база)
- системность
- диагностическое целеобразование и результативность;
- управляемость
- эффективность
- воспроизводимость(
- корректируемость
Технология концентрированного обучения.
Концентрированное обучение - особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.3
Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческого воспитания.
Признаки технологии концентрированного обучения:
- ликвидация многопредметности учебного дня, недели, семестра
- единовременная прдолжительность изучения предмета или раздела учебной дисциплины
-
непрерывность процесса
- наличие благоприятных условий для интегрпции теории и практики, синтеза и умений
- применение системы форм, методов и средств обучения, адекватно реализующих целостноый процесс познания
Принципы концентрированного обучения:
- достигается посредством укрупнения учебных единиц, в соответствии с которым учебная информация подается учащимся единым блоком в обобщенном систематизированном виде.
2. Принцип интенсивности.
- позволяет использовать различные методы обучения в рамках урока погружения, насыщенность видами и формами общения.
3.принцип учета
-
соответствие законам динамики
работоспособности, учет
Преимущества концентрированного обучения
1. Построение учебного процесса обеспечивает преодоление разобщённости содержания и увязывает элементы обучения в единое целое.
2. Обеспечивает восприятие, углублённое и прочное усвоение учащимися целостных завершённых блоков изучаемого материала.
3. Благотворно влияет на мотивацию учения.
4. Формируется благоприятный психологический климат (установка на длительное взаимодействие и сотрудничество друг с другом в процессе обучения).
2.Анализ учебного плана подготовки специалистов
Произведем анализ учебного плана подготовки специалистов по заочной форме обучения специалистов в сфере профессионального обучения по дисциплине: «Русский язык и культура речи». Данная предметная дисциплина изучается на 1 курсе, 1 семестр, 80 академических часов.
Мы воспользуемся первым вариантом
первой модели концентрированного обучения,
которое предусматривает
Первая модель предполагает изучение в течение определённого времени одного основного предмета. Продолжительность погружения в предмет определяется:
· особенностями содержания и логики его усвоения учащимися;
· общим числом отводимых на изучение дисциплины часов;
· наличием материально-технической базы и другими факторами.5
В первом варианте планирование учебного процесса состоит в следующем: общее годовое число часов по предмету делится примерно поровну на 4 части (количество четвертей). Например, при изучении учебной дисциплины объемом 80 часов, учащиеся будут изучать ее четыре раза по 20 часов в неделю ( 80ч./4=20) при 34-36 часовой недельной нагрузки учащихся.
№ недели |
||||
Основной предмет |
Русский язык и культура речи |
Русский язык и культура речи |
Русский язык и культура речи |
Русский язык и культура речи |
3.Структура учебного дня.
Основная идея концентрированного обучения заключается в том, что изучается тема не дробится на отдельные мелкие фрагменты, а дается целиком на лекционном занятии, затем повторно проводится через лабораторные и практические работы и, наконец, третий раз пропускается через память учащихся посредством контрольных заданий различного характера.
Состав учебного блока: лекция, самостоятельная работа учащихся, практическое занятие, зачет.
Структура учебного блока:
Лекция – продолжительность 2 чача
Контрольная работа -1 час
Практическая работа – 1час
Экзамен – 1 час
Лекция: знакомство с целью и планом всего учебного блока и самой лекции. Материал, включающий в себя содержание нескольких обычных уроков, готовится заранее и оформляется в виде опорного конспекта. После ориентировки учащихся в предстоящей деятельности преподаватель проводит первое изложение учебного материала. Затем следует сжатое второе, а в конце лекции - третье, еще более концентрированное изложение основных вопросов. Таким образом, на лекции происходит восприятие учащимися целостного блока знаний и его первичное осмысление.
Самостоятельная работа: самостоятельная проработка учебника так, чтобы ответить на контрольные вопросы (работа в парах, группах, индивидуально). Цель: углубленное усвоение лекционного материала, его дальнейшее осмысление, формирование общеучебных умений: работа с книгой, выделение главного, составление плана, установление причинно-следственных связей и т.д.
Практическая работа: формирование умений применять новые знания на практике, закрепление знаний. Происходит не отсрочено по времени, а непосредственно после восприятия и осмысления.
Зачет: контроль и оценка степени усвоения основных понятий и ведущих идей, сформированности навыков работы, общеучебных и специальных умений. Активное применение самоанализа, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.6
4. Методическая разработка учебного блока.
Лекция 1 «Современный русский литературный язык: нормы, формы и стили»
Современный русский язык относится к числу мировых языков.
Достоинства русского языка определяются его огромным словарным запасом, многозначностью слов, богатством синонимов, разнообразием способов словообразования, подвижностью ударения, четким синтаксисом.
Различаются понятия русский национальный язык и русский литературный язык – первое из них более широкое.
Русский национальный язык – это общенародный русский язык. Он охватывает все сферы речевой деятельности и включает в себя литературный язык с его функциональными стилями, диалекты, профессиональные жаргоны и просторечие. Русский литературный язык – понятие более узкое. Это язык, обработанный мастерами слова: писателями, общественными деятелями, учеными.
Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, называется кириллицей. В IX в. (863 г.) монахи Кирилл и Мефодий по указанию византийского императора создали славянскую азбуку и с целью распространения христианства перевели первые греческие богослужебные тексты на славянский язык.
До 1702 г. для числовых обозначений и расчетов использовались буквы кириллического алфавита под титлом. В 1702 г. Петр I велел издать журнал, в котором были представлены арабские цифры.
Кириллическую азбуку начали использовать уже в Древнем Новгороде. В ходе археологических раскопок были обнаружены берестяные грамоты – записки жителей Новгорода бытового содержания. Эти находки IX в. свидетельствуют о начале распространения грамотности на Руси.
Современный литературный язык – это строго нормированная и кодифицированная форма общенародного национального языка.
Под языковой нормой обычно понимают совокупность наиболее устойчивых, освященных традицией языковых средств и правил их употребления, принятых в данном обществе в данную эпоху. В соответствии со структурой языка различаются орфоэпические, лексические, грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические), орфографические, пунктуационные нормы. Все эти нормы важны для обеспечения функционирования русского языка как государственного.
Неверно думать, что норма
неподвижна. Она постоянно расшатывается уз
Если грамматические нормы более устойчивы, то орфоэпические нормы очень подвижны. В словарях нередко даются произносительные варианты: творо*г – тво*рог, исчёркать – исчерка*ть, пе*рчить – перчи*ть.
Вопросам нормирования языка
много внимания уделял выдающийся русский
ученый-энциклопедист М.В.
Закрепление, фиксация языковых норм называется кодификацией. Источниками кодификации русского литературного языка являются словари, грамматики и учебники.
Словари бывают самые разнообразные: толковые, двуязычные, терминологические, словари иностранных слов, устаревших слов, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, фразеологизмов, словари языка писателей и поэтов и многие другие.
Первый полный толковый словарь русского языка – «Словарь живого великорусского языка» в четырех томах – составил Владимир Иванович Даль в 1863–1866 гг. Первую систематизированную грамматику русского языка – «Российскую грамматику» – написал М.В. Ломоносов в 1755 г.