Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:55, реферат
Содержание маркетинговой деятельности проистекает из самой сути и сущности современной концепции маркетинга, следовательно исходит изначально из главной цели маркетинга - ориентации на потребителя. Отсюда вытекают все действия, приемы и усилия маркетинговой деятельности, являющиеся ее содержанием. Это непосредственное решение целей и задач маркетинга и предприятия в целом посредством выработки стратегии их решения, разработки и осуществления комплекса мер и мероприятий, а также квалифицированного и качественного использования инструментов маркетинга для решения стратегических целей и задач и выполнения намеченных мероприятий по достижению главной цели или целей.
МАРКЕТИНГ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА РЫНОК
МАРКЕТИНГ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Система, содержание и схема маркетинговой деятельности предприятия
Содержание маркетинговой деятельности проистекает из самой сути и сущности современной концепции маркетинга, следовательно исходит изначально из главной цели маркетинга - ориентации на потребителя. Отсюда вытекают все действия, приемы и усилия маркетинговой деятельности, являющиеся ее содержанием. Это непосредственное решение целей и задач маркетинга и предприятия в целом посредством выработки стратегии их решения, разработки и осуществления комплекса мер и мероприятий, а также квалифицированного и качественного использования инструментов маркетинга для решения стратегических целей и задач и выполнения намеченных мероприятий по достижению главной цели или целей.
Содержание маркетинговой деятельности в каждом конкретном случае будет зависеть от множества факторов и причин. Важно одно: главным и определяющим в маркетинговой деятельности должно быть умение предвидеть и прогнозировать спрос, что достигается лишь постоянным изучением запросов потребителей.
Рассмотрим
схему маркетинговой
1. Первый блок - анализ ситуации или комплексные маркетинговые исследования: самого предприятия, его потенциальных возможностей; рынка, на котором предприятие предполагает работать или хотело бы работать, и окружающей среды маркетинга, главным образом, внешних факторов и условий, оказывающих прямое или косвенное влияние на успешную работу предприятия.
2.
Выбор целевого рынка
3.
Разработка маркетинговой
4.
Маркетинговые программы
5.
Формирование товарной
6.
Обособленным направлением
7. Маркетинговый контроль, который сопровождает выполнение МП и отслеживает реальные результаты деятельности за определенный период в сопоставлении с плановыми, а ревизия маркетинговой программы дает оценку как самой программе, так и результатам деятельности предприятия, делает заключения и выводы, определяет недостатки и пути их устранения, вносит предложения по качественному усовершенствованию маркетинговой работы, всей хозяйственной деятельности предприятия.
Предложенная
схема маркетинговой
Процесс управления маркетингом на предприятии
Управление процессом маркетинга - это система мер и операций, обеспечивающих на базе глубокого и комплексного анализа ситуации прогноз и гибкое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры всей воспроизводственной деятельности предприятия.
Процесс маркетинга по содержанию незначительно отличается от схемы маркетинговой деятельности на предприятии, разве тем, что более четко и последовательно представлены программы действий маркетинга, их наиболее полный набор и взаимосвязи и завершенность цикла “производитель-потребитель”.
Основополагающие положения, принципы и функции маркетинга
Главное в маркетинге - целевая ориентация и комплексность, т. е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности, когда маркетинг используется как система.
Для решения этих составляющих - комплексности и целевой направленности, необходимо определить и придать логическую направленность функциям маркетинга, являющим собой содержание маркетинговой деятельности.
Структурно функции маркетинга вместе с подфункциями можно представить следующим образом.
1.
Аналитическая функция,
• комплексное исследование рынка (изучение внешней маркетинговой среды, потребителей, фирменной структуры, товарной структуры, форм и методов сбыта, определение целевого рынка);
• анализ внутренней среды предприятия (культуры, философии, ресурсов, а также возможностей и перспектив развития).
2. Функция управления:
• организация
информационного обеспечения
• организация стратегического и оперативного планирования на предприятии (определение целей, разработка стратегий их решения и применения средств, методов и инструментов маркетинга для их достижения);
• организация системы коммуникаций на предприятии, службы маркетинга;
3.
Производственно-товарная
• организация
производства новых товаров, качественно
усовершенствованных и
• организация материально-технического снабжения;
• управление
качеством и
4.
Сбытовая функция (функция
• организация системы товародвижения;
• организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта;
• организация сервиса;
• осуществление товарной политики;
• осуществление ценовой политики.
5. Функция контроля и ревизии маркетинга:
• организация контроля маркетинга;
• ревизия маркетинга (маркетинг-аудит);
• оценка эффективности маркетинговой деятельности.
5. Функция контроля и ревизии маркетинга.
Система организации службы маркетинга.
Основным субъектом, организационным звеном рыночной экономики является предприятие (фирма, организация). Фирма - это экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, стремится к максимизации прибыли, производит продукцию (товары, услуги) для других хозяйствующих субъектов рынка, несет социальную ответственность перед обществом и каждым работником. С точки зрения системного подхода по отношению к организации и управлению ею все организации являются открытыми системами, то есть характеризуются взаимодействием с внешней средой.
Для эффективного формулирования и достижения общих целей организации ее руководство выполняет комплекс функций. Важнейшими связующими функциями любых систем управления выступают выработка и принятие решений и функция обмена информацией (коммуникация) между руководством и функциональными подразделениями (отделами, службами и т. п.) фирмы и между самими подразделениями. К числу общих функций управления относятся функции планирования, организации, координации, мотивации сотрудников к эффективному действию и контроля.
Пути развития маркетинговых структур в нашей стране.
Маркетинг
в системе управления производственно-сбытовой
деятельностью предприятий
В зависимости от стадии развития маркетинга, его восприятия и внедрения в управленческую деятельность предприятия могут поэтапно использовать следующие формы (типы, виды) организационных структур.
На первом этапе в помощь функциональным службам, непосредственно подчиненным высшему руководству, а именно: управлениям сбыта, производства, финансов и т. д., вводятся три подразделения:
• коммерческий отдел - осуществляющий оперативную деятельность по реализации товаров и осуществлению коммерческих сделок;
• отдел конъюнктуры и цен - осуществляющий изучение рынков сбыта и анализ движения цен;
• отдел рекламы - осуществляющий рекламную деятельность и стимулирование спроса и продаж.
На втором этапе коммерческий отдел усиливается с расширением сферы деятельности и полномочий, а на базе последних двух отделов (I стадии) создается отдельное звено по маркетингу, входящее в систему управленческих служб, непосредственно подчиненных высшему руководству предприятия, в ведение которого входит уже целый комплекс маркетинговых усилий, учитывающий реальные возможности предприятия.
На
третьей стадии маркетинговая служба
фирмы расширяется и
• непосредственно маркетинга, который в свою очередь может быть разбит по отдельным направлениям маркетинговой деятельности на подотделы, секторы или группы, охватывающие уже весь комплекс маркетинговой деятельности.
• коммерческий отдел, который выполняет функции по организации оперативно-коммерческой работы: подготовка, заключение и реализация контрактов, организация технического и сервисного обслуживания, контроль за сопутствующими коммерческим сделкам документооборотами и т. п. Он также может включать секторы и подотделы по какому-либо признаку.
Служба маркетинга на предприятии (основные задачи и функции).
Осуществление маркетинговой деятельности на предприятии требует создания такой организационной структуры, которая позволила бы реализовать весь комплекс целей и задач предприятия, функций маркетинга, обеспечивающих проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к свойствам и качеству товара, тенденций этих требований под влиянием изменяющихся условий жизни. Конечной целью функционирования маркетинговых служб должно стать подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка. В настоящее время без хорошо налаженной системы маркетинговых служб производителям трудно, а порой и невозможно выжить в конкурентной борьбе.
Выбор оптимальной структуры службы маркетинга, прежде всего, помимо иных факторов, целесообразно производить в зависимости от размера предприятия. Мы приведем примерные схемы организационных структур управления маркетингом для наиболее распространенных для рынка небольших и средних предприятий.
Подразделения службы маркетинга должны быть тесно связаны между собой, находящиеся под непосредственным началом и руководством зам. директора по маркетингу. Каждое из них решает свои скоординированные задачи, направленные в конечном итоге на определение спроса, удовлетворение требований потребителей, обеспечение сбыта, сервисного обслуживания и ремонта выпускаемой продукции, то есть направленные на выполнение конечных целей предприятия.
Рассмотрим основные возможные задачи и функции подразделений (предложенных схем) службы маркетинга.
Информация о работе Маркетинг как система управления предприятием с ориентацией на рынок