Маркетинг как система управления предприятием с ориентацией на рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:55, реферат

Описание

Содержание маркетинговой деятельности проистекает из самой сути и сущности современной концепции маркетинга, следовательно исходит изначально из главной цели маркетинга - ориентации на потребителя. Отсюда вытекают все действия, приемы и усилия маркетинговой деятельности, являющиеся ее содержанием. Это непосредственное решение целей и задач маркетинга и предприятия в целом посредством выработки стратегии их решения, разработки и осуществления комплекса мер и мероприятий, а также квалифицированного и качественного использования инструментов маркетинга для решения стратегических целей и задач и выполнения намеченных мероприятий по достижению главной цели или целей.

Работа состоит из  1 файл

маркетинг как система управления предприятием.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)

МАРКЕТИНГ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА РЫНОК

МАРКЕТИНГ ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Система, содержание и схема маркетинговой деятельности предприятия

    Содержание  маркетинговой деятельности проистекает  из самой сути и сущности современной  концепции маркетинга, следовательно исходит изначально из главной цели маркетинга - ориентации на потребителя. Отсюда вытекают все действия, приемы и усилия маркетинговой деятельности, являющиеся ее содержанием. Это непосредственное решение целей и задач маркетинга и предприятия в целом посредством выработки стратегии их решения, разработки и осуществления комплекса мер и мероприятий, а также квалифицированного и качественного использования инструментов маркетинга для решения стратегических целей и задач и выполнения намеченных мероприятий по достижению главной цели или целей.

    Содержание  маркетинговой деятельности в каждом конкретном случае будет зависеть от множества факторов  и причин. Важно одно: главным и определяющим в маркетинговой деятельности должно быть умение предвидеть и прогнозировать спрос, что достигается лишь постоянным изучением запросов потребителей.

    Рассмотрим  схему маркетинговой деятельности. Для удобства усвоения и понятия  схему условно разобьем на отдельные  взаимосвязанные блоки, представляющие собой группы основных элементов определенного направления, функции маркетинговой деятельности, такие как анализ, планирование, производство, выработка отдельных стратегий и политик, систем и т. п.

    1. Первый блок - анализ ситуации  или комплексные маркетинговые исследования: самого предприятия, его потенциальных возможностей; рынка, на котором предприятие предполагает работать или хотело бы работать, и окружающей среды маркетинга, главным образом, внешних факторов и условий, оказывающих прямое или косвенное влияние на успешную работу предприятия.

    2. Выбор целевого рынка происходит  под воздействием собранной информации  при анализе ситуации и является  промежуточной ступенью, дающей  относительно ориентировочную, но  необходимую информацию о количестве  конечных потребителей предполагаемой продукции предприятия, для разработки маркетинговой программы.

    3. Разработка маркетинговой программы  - основывается на данных исследования  рынка и изучения собственных  производственно-сбытовых возможностей, которые позволяют фирме отобрать наиболее оптимальные целевые рынки сбыта, по которым и разрабатываются соответствующие МП.

    4. Маркетинговые программы должны  быть четко увязаны со стратегическими  целями и задачами предприятия,  с его производственными и  трудовыми ресурсами, а в идеале должны служить основой для выработки самого плана работы предприятия.

    5. Формирование товарной политики, стратегии ценообразования, системы  маркетинговых коммуникаций, системы  распределения товара - все это  вытекает и основывается на  маркетинговой программе предприятия.

    6. Обособленным направлением маркетинговой  деятельности является организация производства - предложения по организации производства должны исходить от службы маркетинга, чтобы не нарушить целостность и эффективность всех маркетинговых усилий.

    7. Маркетинговый контроль, который сопровождает выполнение МП и отслеживает реальные результаты деятельности за определенный период в сопоставлении с плановыми, а ревизия маркетинговой программы дает оценку как самой программе, так и результатам деятельности предприятия, делает заключения и выводы, определяет недостатки и пути их устранения, вносит предложения по качественному усовершенствованию маркетинговой работы, всей хозяйственной деятельности предприятия.

    Предложенная  схема маркетинговой деятельности представляет в общих чертах почти весь набор маркетинговых усилий и приемов, которые успешно используют в настоящее время предприятия с рыночной (маркетинговой) ориентацией.

Процесс управления маркетингом  на предприятии

    Управление  процессом маркетинга - это система мер и операций, обеспечивающих на базе глубокого и комплексного анализа ситуации прогноз и гибкое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры всей воспроизводственной деятельности предприятия.

    Процесс маркетинга по содержанию незначительно отличается от схемы маркетинговой деятельности на предприятии, разве тем, что более четко и последовательно представлены программы действий маркетинга, их наиболее полный набор и взаимосвязи и завершенность цикла “производитель-потребитель”.

Основополагающие положения, принципы и функции маркетинга

    Главное в маркетинге - целевая ориентация и комплексность, т. е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и  сбытовой деятельности, когда маркетинг  используется как система.

    Для решения этих составляющих - комплексности и целевой направленности, необходимо определить и придать логическую направленность функциям маркетинга, являющим собой содержание маркетинговой деятельности.

    Структурно  функции маркетинга вместе с подфункциями можно представить следующим образом.

    1. Аналитическая функция, которая  включает подфункции:

• комплексное  исследование рынка (изучение внешней  маркетинговой среды, потребителей, фирменной структуры, товарной структуры, форм и методов сбыта, определение  целевого рынка);

• анализ внутренней среды предприятия (культуры, философии, ресурсов, а также возможностей и перспектив развития).

    2. Функция управления:

• организация  информационного обеспечения управления маркетингом;

• организация  стратегического и оперативного планирования на предприятии (определение целей, разработка стратегий их решения и применения средств, методов и инструментов маркетинга для их достижения);

• организация  системы коммуникаций на предприятии, службы маркетинга;

    3. Производственно-товарная функция:

• организация  производства новых товаров, качественно  усовершенствованных и модифицированных товаров, формирование товарного ассортимента, разработка новых технологий;

• организация  материально-технического снабжения;

• управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.

    4. Сбытовая функция (функция продаж):

• организация  системы товародвижения;

• организация  системы формирования спроса и стимулирования сбыта;

• организация  сервиса;

• осуществление  товарной политики;

• осуществление  ценовой политики.

    5. Функция контроля и ревизии  маркетинга:

• организация  контроля маркетинга;

• ревизия маркетинга (маркетинг-аудит);

• оценка эффективности  маркетинговой деятельности.

5. Функция контроля  и ревизии маркетинга.

Система организации службы маркетинга.

    Основным  субъектом, организационным звеном рыночной экономики является предприятие (фирма, организация). Фирма - это экономическая  единица, которая самостоятельно принимает  решения, стремится к максимизации прибыли, производит продукцию (товары, услуги) для других хозяйствующих субъектов рынка, несет социальную ответственность перед обществом и каждым работником. С точки зрения системного подхода по отношению к организации и управлению ею все организации являются открытыми системами, то есть характеризуются взаимодействием с внешней средой.

    Для эффективного формулирования и достижения общих целей организации ее руководство  выполняет комплекс функций. Важнейшими связующими функциями любых систем управления выступают выработка  и принятие решений и функция  обмена информацией (коммуникация) между руководством и функциональными подразделениями (отделами, службами и т. п.) фирмы и между самими подразделениями. К числу общих функций управления относятся функции планирования, организации, координации, мотивации сотрудников к эффективному действию и контроля.

Пути  развития маркетинговых  структур в нашей  стране.

    Маркетинг в системе управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий призван  всесторонне изучать спрос, потребителей, приспосабливать производство к этим требованиям, воздействовать на рынок, на общественный спрос.

    В зависимости от стадии развития маркетинга, его восприятия и внедрения в  управленческую деятельность предприятия  могут поэтапно использовать следующие  формы (типы, виды) организационных структур.

    На  первом этапе в помощь функциональным службам, непосредственно подчиненным  высшему руководству, а именно: управлениям  сбыта, производства, финансов и т. д., вводятся три подразделения:

• коммерческий отдел - осуществляющий оперативную  деятельность по реализации товаров и осуществлению коммерческих сделок;

• отдел  конъюнктуры и цен - осуществляющий изучение рынков сбыта и анализ движения цен;

• отдел  рекламы - осуществляющий рекламную  деятельность и стимулирование спроса и продаж.

    На  втором этапе коммерческий отдел усиливается с расширением сферы деятельности и полномочий, а на базе последних двух отделов (I стадии) создается отдельное звено по маркетингу, входящее в систему управленческих служб, непосредственно подчиненных высшему руководству предприятия, в ведение которого входит уже целый комплекс маркетинговых усилий, учитывающий реальные возможности предприятия.

    На  третьей стадии маркетинговая служба фирмы расширяется и усложняется  и приобретает статус управления и включает отделы:

• непосредственно маркетинга, который в свою очередь может быть разбит по отдельным направлениям маркетинговой деятельности на подотделы, секторы или группы, охватывающие уже весь комплекс маркетинговой деятельности.

• коммерческий отдел, который выполняет функции по организации оперативно-коммерческой работы: подготовка, заключение и реализация контрактов, организация технического и сервисного обслуживания, контроль за сопутствующими коммерческим сделкам документооборотами и т. п. Он также может включать секторы и подотделы по какому-либо признаку.

Служба  маркетинга на предприятии (основные задачи и функции).

Осуществление маркетинговой деятельности на предприятии  требует создания такой организационной  структуры, которая позволила бы реализовать весь комплекс целей и задач предприятия, функций маркетинга, обеспечивающих проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к свойствам и качеству товара, тенденций этих требований под влиянием изменяющихся условий жизни. Конечной целью функционирования маркетинговых служб должно стать подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка. В настоящее время без хорошо налаженной системы маркетинговых служб производителям трудно, а порой и невозможно выжить в конкурентной борьбе.

    Выбор оптимальной структуры службы маркетинга, прежде всего, помимо иных факторов, целесообразно  производить в зависимости от размера предприятия. Мы приведем примерные схемы организационных структур управления маркетингом для наиболее распространенных для рынка небольших и средних предприятий.

    Подразделения службы маркетинга должны быть тесно  связаны между собой, находящиеся  под непосредственным началом и  руководством зам. директора по маркетингу. Каждое из них решает свои скоординированные задачи, направленные в конечном итоге на определение спроса, удовлетворение требований потребителей, обеспечение сбыта, сервисного обслуживания и ремонта выпускаемой продукции, то есть направленные на выполнение конечных целей предприятия.

    Рассмотрим  основные возможные задачи и функции  подразделений (предложенных схем) службы маркетинга.

Информация о работе Маркетинг как система управления предприятием с ориентацией на рынок