Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 15:14, курсовая работа
Комплекс маркетинга (marketing mix) представляет собой совокупность практических мер воздействия на рынок или приспособления деятельности компании к ситуации на рынке, а также своевременного и гибкого реагирования на её изменения. Комплекс маркетинга разрабатывается на основании результатов маркетинговых исследований, которые обеспечивают получение необходимой информации о макро- и микросреде, рынке и собственных возможностях.
Комплекс маркетинга (marketing mix) представляет собой совокупность практических мер воздействия на рынок или приспособления деятельности компании к ситуации на рынке, а также своевременного и гибкого реагирования на её изменения. Комплекс маркетинга разрабатывается на основании результатов маркетинговых исследований, которые обеспечивают получение необходимой информации о макро- и микросреде, рынке и собственных возможностях.
Составляющими комплекса маркетинга являются:
1) товарная политика;
2) коммуникационная политика (продвижение товара на рынок);
3) сбытовая (дистрибьюторская) политика;
4) ценовая политика;
5) кадровая политика;
Вместе с тем необходимо иметь ввиду, что знание маркетинга только узким кругом специалистов (отдел, группа маркетинга) на фирме становится недостаточным. Необходимо, чтобы маркетинг как философия предпринимательства, как концепция бизнеса овладел и руководил всеми работниками, функциями и отделами организации. Маркетинг, превращаясь в склад ума, пронизывая деятельность каждого работника от клерка до высшего руководителя, создаёт предпосылки и условия эффективного предпринимательства. Однако и этого ещё недостаточно. Необходим ещё и инструментарий, то есть совокупность способов, методов, с помощью которых можно было бы воздействовать на покупателей и субъекты системы маркетинга для достижения поставленных целей.
Таким инструментарием является маркетинг- микс, комплекс маркетинга, который впервые ввёл в теорию маркетинга (1964) профессор Нейл Борден из Гарвардской школы бизнеса. Однако, "рецептный подход" при исседовании затрат на маркетинг был предложен ранее- в 1948 году Д. Каллитоном, который определил продавца как "составителя маркетинговой программы из ингредиентов" в процессе планирования различных средств конкуренции и как менеджера, объединяющего эти ингредиенты в комплекс маркетинга.
В системе
подготовки маркетологов комплекс маркетинга
был назван методом (моделью) "4Р":
товар; цена; распределение; продвижение.
В настоящее время в развитых
странах в рыночной ориентацией
экономики концепция
В наиболее
часто употребляемой форме
Главная цель разработки комплекса маркетинга- обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ компании, завоевание прочных рыночных позиций. Комплекс маркетинга- это оперативная деятельность, каждая составляющая которой- результат глубокого экономического анализа и скурпулёзных экономических расчётов нередко на основе экономико- математических методов.Добавим к этому и немаловажную роль опыта к маркетинговой интуиции, что в некоторых ситуациях является определяющим. Трудно ранжировать составляющие комплекса маркетинга по их значимости для успешной коммерческой деятельности фирмы, поскольку достижение поставленных целей возможно при условии эффективности каждого из пяти "Р". Однако товар и товарная политика (product mix) практически всегда оказывают влияние на характер и особенности остальных составляющих комплекса маркетинга.
Хотя
число возможных вариантов
Все решения по маркетингу должны приниматься в строгом соответствии с бюджетной дисциплиной. Коммерческие затраты на каждое увеличение продаж, достигнутое за счёт повышения расходов на одну из переменных, есть рост продаж вследствие увеличения расходов на другую переменную, что, по сути, неизбежно. Решения о структуре комплекса маркетинга во многом обусловлены выбранным предприятием позиционированием своего товара. [2]
1.2 Принципы
организации маркетинговых
Реформирование коммерческо- производственной деятельности предприятий в нашей стране- это объективная реальность, вызов времени, который следует принять с полным пониманием всего того комплекса проблем и вопросов, которые можно решить с помощью инструментария маркетинга. Маркетинговая работа требует организации специализированной службы на предприятии. В практике коммерческой деятельности нашли применение различные подходы по организации службы маркетинга: функциональная, товарная, рыночная, товарно- рыночная. Рассмотрим особенности, а также сильные и слабые стороны организации.
Функциональная
организация отдела маркетинга построена
по принципу ответственности отдельных
лиц или группы лиц отдела за выполнение
отдельной локальной или
Товарная организация отдела маркетинга построена на принципе разделения маркетинга по отдельным укрупнённым товарным группам. При товарной организации по каждому товару (товарной группе) имеется свой заведующий (начальник) сектора с определённым штатом сотрудников, выполняющих все функциональные задачи маркетинга по данному товару. Такое построение отдела эффективно для фирм с имеющих широкую номенклатуру товаров с возможностью их реализации на большом количестве однородных (одинаковых) рынков. Товарная структура особенно эффективна, когда: а) требования к упаковке, сбыту, рекламе по каждому выпускаемому фирмой товару значительно отличаются друг от друга; б) объём сбыта по каждому товару достаточно большой, чтобы оправдать расходы на организацию службы маректинга по данному товару (таблица 1.3).
Достаточно
большой недостаток товарной организации,
связанный с необходимостью выполнения
каждым сотрудником отдела большого
"набора" обязанностей, можно нивелировать,
используя сочетание товарной и
функциональной организации построения
отдела.
Товарно-
функциональная организация отдела маркетинга-
это сочетание функционального и товарного
подходов, при котором все функционеры
отдела, выполняя закреплённые за ними
обязанности в разрезе определённой товарной
группы, координируют свои действия.
Рыночная организация службы маркетинга- это деление обязанностей отдельных лиц отдела или их групп по отдельным рынкам. Принципы деления рынков практически те же, что и при сегментации рынков, то есть выделение рынков идёт от учёта их реалий. Применение рыночной организации по географическим рынкам эффективно, если предприятие производит ограниченную номенклатуру товаров, но реализует их на достаточно большом количестве рынков, отличающихся друг от друга по условиям реализации (таблица 1.4). [4]
Её разновидностью является сегментная организация. Сегментная организация отделов маркетинга предусматривает закрепление за каждым сектором определённого сегмента рынка с выделенным кругом потенциальных потребителей.
Для преодоления
ограниченности товарной и рыночной
организации крупные
Товарно- рыночная организация- сочетание товарного и рыночного подходов с использованием принципа матрицы: управляющие по товарам отвечают за планирование сбыта и прибыли от продажи своих товаров, а руководители секторов по рынкам отвечают за перспективы развития рынков в разрезе выделенных потенциальных сегментов. таким образом, существует множество вариантов организации службы маректинга на предприятии, каждый из которых имеет сильные и слабые стороны.
Организационные структуры могут быть 2- х типов: "жёсткие" (механистические) и "мягкие" (организмические). Жёсткая структура имеет следующие особенности: круг обязанностей работников чётко определён контрактом; усилена централизация власти и специализация её; работник не обязан выполнять работу, не предусмотренную должностью; действует множество формальных инструкций. Такие организационные структуры эффективны в условиях стабильной внешней среды. В изменчивой среде более целесообразны "мягкие" структуры. Они менее специализированы по сравнению с жёсткими, в них преобладает децентрализация полномочий. Круг обязанностей работников определён примерно, и работник обязан выполнять любую связанную с основной работу. Отношения между работниками лучше. "Мягкость" обеспечивает благоприятный климат для нововведений и способствует выдвижению новых идей. При реализации планов маркетинга возникает множество различных отклонений от разработанных планов и программ, поэтому отделу маркетинга необходимо вести постоянный контроль за ходом выполнения заложенных в план мероприятий. [2]
1.3 Основные методы и направления работы маркетинговых служб
Подразделения
службы маркетинга тесно связаны
между собой. Каждое из них решает
свои задачи, направленные в конечном
итоге на определение спроса, удовлетворение
требований потребителей, обеспечение
сбыта, сервисного обслуживания и ремонта
выпускаемой продукции. Рассмотрим
основные задачи и функции подразделений
службы маркетинга.
Задачи
отдела конъюнктуры рынка, спроса и
рекламы продукции
Разработка
краткосрочной, среднесрочной и
долгосрочной стратегии маркетинга.
Исследование факторов, определяющих
структуру и динамику потребительского
спроса на продукцию предприятия, конъюнктуры
рынка. Изучение спроса на продукцию
предприятия и разработка долгосрочных,
среднесрочных и краткосрочных
прогнозов потребности в
Информация о работе Маркетинг на предприятиях пищевой промышленности