Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 15:14, курсовая работа
Комплекс маркетинга (marketing mix) представляет собой совокупность практических мер воздействия на рынок или приспособления деятельности компании к ситуации на рынке, а также своевременного и гибкого реагирования на её изменения. Комплекс маркетинга разрабатывается на основании результатов маркетинговых исследований, которые обеспечивают получение необходимой информации о макро- и микросреде, рынке и собственных возможностях.
Задачи
отдела сбыта
Своевременная
подготовка и заключение договоров
на поставку готовой продукции. Обеспечение
выполнения планов поставки продукции
в сроки и по номенклатуре в
соответствии с заключёнными договорами.
Контроль за поставкой продукции структурными
единицами. Обеспечение правильного учёта
приёмки и отчётности по отгрузке продукции.
Для выполнения этих задач используются
следующие функции:составление годовых,
квартальных и месячных планов поставок
продукции в соответствии с заключёнными
договорами; увязка планов запуска в производство
и поставки продукции с производственными
службами и цехами предприятия с целью
обеспечения сдачи готовой продукции
в сроки и по номенклатуре в соответствии
с заключёнными договорами; организация
правильного хранения готовой продукции,
её рассортировки, комплектации, консервации,
упаковки и отправки потребителям; планирование
и организация отгрузки готовой продукции.
Задачи
отдела технического обслуживания выпускаемой
продукции
Фирменное
обслуживание выпускаемой продукции.
Организация опорных баз по эксплуатации
и ремонту выпускаемой
Задачи
бюро прогнозирования и планирования
маркетинга
Разработка
прогнозов конъюнктуры рынка, платежеспособного
спроса,перспектив развития предприятия,
номенклатуры продукции, планируемой
к постановке на производство, и цен. Разработка
стратегии маркетинга. Выработка рекомендаций
по формированию производственных мощностей
и плана производства. Его функции: изучение
потребностей покупателей; изучение данных
о запасах, а также о поступлении и портфеле
заказов на продукцию и разработка на
основе этого прогноза производственных
мощностей; выявление основных тенденций
развития производства ( технического
уровня, технологии, длительности цикла
изготовления, структуры издержек производства
и др.) и анализ спроса на основе изучения
внутреннего потребления, экспорта и импорта;систематическое
наблюдение за рынком и корректировка
прогнозов в соответствии с происходящими
изменениями; анализ объёмов производства
и реализации продукции, организация сбыта,
рекламы и фирменного обслуживания на
аналогичных предприятиях в старне и за
рубежом и разработка предложений по использованию
передового опыта.
Задачи бюро изучения рынка сбыта и спроса
Исследование
факторов, определяющих структуру и
динамику потребительского спроса на
продукцию предприятия. Изучение спроса
на продукцию предприятия и
Задачи бюро рекламы
Определение
наиболее эффективных направлений
проведения рекламы с учётом особенностей
выпускаемой продукции и
2. Характеристика предмета исследования
2.1 Технология
производства мороженого, сырьё,
аcсортимент
Что касается
технологии изготовления мороженого,
то как и прежде используют: цельное
сухое молоко, СОМ (сухое обезжиренное
молоко), сливки, сгущённое молоко с
сахаром, сливочное масло, натуральные
стабилизаторы- Е- 471, Е- 410, Е- 412, наполнители-
джемы, орехи, изюм, ягоды, шоколад. Ниже
приведена схема производства сливочного
мороженого, которая позволяет обсудить
резервы в доработке продукта. 1. Приготовление
смеси. Сырьё (молоко, сливки, сгущённые
молочные продукты, сухое молоко, масло
сливочное, стабилизаторы) проходит первоначальную
обработку (просеивание, дробление, процеживание,
плавдение и т. д). Затем перемешивается
и фильтруется. Компонентный состав смеси-
наиболее легко модифицируется часть
продукта, которая и определяет его вкус.
2. Вслед за этим пастеризуется. 3. После
чего происходит гомогенизация- измельчение
жировых шариков и получение однородной
смеси. Потом смесь охлаждается в специальных
охладителях и попадает в резервуары на
хранение. 4. Наконец, происходит самый
важный процесс- фризерование или получение
дисперсной системы воздуха в жидкости,
пены. Смесь частично замораживается до
-4,5- 6 градусов и одновременно взбивается
(насыщается пузырьками воздуха)- количество
содержащегося в полученной пене воздуха,
степень взбитости ранее не превышала
40 %. Сегодня её стараются увеличивать
до 60- 70 %, но и 100 % не предел. Хотя в этом
случае при хранении мороженое "худеет"-
теряя объём. Этот этап напрямую связан
с этапом 1, составом мороженого, и является
вторым по значимости фактором изменения
свойств продукта. 5. После выхода из фризера
мороженое не обладает достаточной твёрдостью
и стойкостью при хранении. Поэтому его
закаливают (замораживают при температуре-
28- 30 градусов). Создание уникального "ассортиментного
портфеля"- выпуск номенклатуры изделий
способной удовлетворить максимум запросов
и принести максимум продаж.
Сырьевые проблемы производителей мороженого во многом сходны с бедами производителей молока и кондитерских изделий. Но одна особенность всё- таки есть. Производство мороженого имеет сезонный характер, что усугубляет сырьевые проблемы отрасли. Зимой самые низкие цены на сахар, муку, а у предприятий не хватает оборотных средств на их закупку, поскольку с ноября по март нет никакого зароботка. Молоко зимой как рах самое дорогое, но именно в этот период его и недостаёт на рынке. До недавнего времени в мороженом использовался только молочный жир. Главный аргумент в пользу применения молочного жира- его хороший естественный вкус. В последние годы с мороженым поступили так же, как с большинством молочных продуктов,- в некоторых сортах мороженого молочные жиры стали заменять на растительные, уменьшая не только калорийность, но и себнстоимость продукта. Пальмовые и кокосовые масла, а также "альтернативные" молочным жировые смеси для производства мороженого в Украине везут из Малайзии и Индонезии. Как утверждают отечественные производители маргарина и мороженого, импортировать пальмовое масло выгодно, носкольку на него нет ввозной пошлины. В 2001 году, по сравнению с предыдущим годом, импорт пальмового масла увеличился на 261,2% (или на 64,5 тыс тонн) до 89,2 тыс тонн. Этого масла в 2001 году в Украину завезли на 30$ млн. Растёт не только объём экспорта твёрдых растительных жиров, но и число фирм, их импортирующих. В числе активных импортёров следует упомянуть столичные ООО "Укрпродинвест" и "Витекс Инвест", ООО "Ваврик и компания" (г. Чертков Тернопольской области ) и другие менее активные. Усугубляют конкурентную ситуацию и отечественные производители На рынке заметна продукция кировоградского ЗАО "Завод молочных жиров", ривненского ПП "Пищевые ингредиенты и технологии". Продаются жировые смеси примерно по 0,5 грн за 1 кг. От нехватки эмульгаторов, всевозможных стабилизационных композиций и фирм, продающих ингредиенты, рынок тоже не страдает. Но это в абсолютном большинстве импортёры. Среди них "Г. К. ХАН и Ко. Киев" (дочернее предприятие немецкой компании), англо- украинско- российское предприятие "Ледяной рай" (г. Киев), продающие эмульгаторы- стабидизаторы, арматизаторы, красители, шоколадные и фруктовые добавки английской компании "Ридженси Моубрей".Недавно возникший отечественный производитель стабилизаторов для мороженого ООО «АКФ трейдинг» (г. Киев) пока погоды не делает. Цены на стабилизационные системы колеблются в пределах 25- 100 грн за 1 кг. Мода на дешёвые синтетические импортные «отдушки» для мороженого проходит, серьёзных производителей волнует в первую очередь качество ароматизаторов и натуральность их происхождения. Таким требованиям вполне удовлетворяют уже и отечественные наполнители, которые предлагают ООО «Сардоникс» (г. Днепропетровск), ООО «Агропродукт» (Ривненская область). Среди импортёров сами производители мороженого отметили ООО «Мегатрейд» (г. Новомосковск Днепропетровской области), торгующее ароматизаторами немецкой фирмы Silesia и голландской IFF, и компанию «Фрутаром Украина», представительницу израильской компании Frutarom Ltd.стоимость отечественных и импортных наполнителей колеблется в прделах 8- 15 грн за 1 кг. Глазури для мороженого (фруктовые и шоколадные) в Украине производятся в более чем достаточных объёмах. Основные производители: ЗАО «АВК» (г. Донецк), СП ООО «Мультивита» (г. Жовква Львовской области), «БМБ Компаунд» (г. Киев), ООО «АККРА» (г. Донецк). [7]
Что касается ассортимента мороженого, то структура ассортимента выпускаемой украинскими производителями мороженого продукции по сравнению с прошлым годом, то есть 2001 не изменилась. Вафельный стаканчик по- прежнему популярен и мороженое в нём «держит» 50- 55% рынка. Чтобы постепенно «выбивать» этот сегмент рынка у мелких производителей, крупные производители мороженого работают не то что с минимальной рентабельностью, но и даже себе в убыток, выпуская мороженое в стаканчике. Остальные 45- 50% приходятся на эскимо (25- 30%), семейное (до 10%) и весовое (до 10%) мороженое. Специфика ассортиментной политики на предприятиях, производящих мороженое, заключается в том, что каждый завод, практически каждый сезон обязан предлагать рынку что- то новое. Возможно, этот продукт станет хитом только одного сезона или вообще не станет, но, работая вообще без новинок, предприятие рискует уступить свои позиции конкурентам. Поэтому многие отечественные производители мороженого ежегодно обновляют свои прайс- листы на четверть. Причём многие производители копируют ассортимент своих конкурентов. Например, если в прошлом году мороженое с йогуртом делал один завод, в нынешнем сезоне такой или подобный продукт обязательно предложат рынку ещё полдесятка производителей. По оценкам торговцев, хорошо продавались в прошлом году стаканчики с различными наполнителями (изюмом, курагой, орехами, карамелью, мармеладом, вафельной и шоколадной крошкой и так далее). Также за последний год повысился спрос на более дорогое мороженое на палочке со всевозможными добавками и глазурями. Семейного мороженого в прошлом году по сравнению с 2000- м украинцы потреблять не стали. Широкий ассортимент могут позволить себе только гиганты с мощностью суточного производства в десятки тонн- «Рудь» (120 видов, 70т/ сут), «Юрия» (34 вида, 30 т/ сут), «Снеговик» (70 видов, 30 т/ сут). [6]
Каждый сезон каждый уважающий себя и потребителей производитель «выбрасывает» на рынок три- семь новых сортов мороженого. В 2000 году многие мороженщики расширили выпуск «крупнотоннажных» видов продукции: тортов, рулетов. Не менее модными у производителей становятся и совершенно невесомые сорта-40-50г в стограммовой порции. Вместе с растущим предложением и расширяющимся ассортиментом изменяется и структура спроса. Теперь спрос формируют не только дети, но и более взрослые люди. Как считают сами мороженщики, ёмкость внутреннего рынка мороженого составляет 150 тыс т .
В 2000 году было произведено около 100 тыс т , импортировано несколько сот тонн. Если проанализировать статистические данные по производству мороженого в Украине за 2001 год. То создаётся впечатление, что ничего особенного на рынке не происходило. Из общего объёма мороженого, выпущенного в 2001 году, пости половина – 45,6 тыс т- мороженое с наполнителями. В 2000 году соотношение было примерно таким же: из 98 тыс т всех замороженных сладостей 44,6 тыс т- сладости с наполнителями. За три «несезонных» месяца этого года (а именно январь, февраль, март) украинские «мороженщики» произвели 14,389 тыс т продукции. Объём производства мороженого по данным Госкомстата в 2001 году – 1000024т. Объём потребления мороженого по данным операторов рынка в 2001 году- 3-4 кг на человека в год. Рентабельность производства мороженого по данным производителей-от 5-40%. Несмотря на то что почти все операторы рынка говорят об обострившейся конкуренции среди «мороженщиков» и о том, что рынок практически насыщен, технические и технологические «состязания» между предприятиями сейчас в самом разгаре.Говорить о едином рынке мороженого пока ещё сложно, а несколько лет назад вообще невозможно. Наряду с производителями регионального масштаба появились компании, проводящие агрессивную политику на рынке, экспортирующие свою продукцию не только в соседние области, но, по сути, во все концы страны. Вынужденная региональная замкнутость была вызвана в основном неразвитостью сбытовых сетей. Был период, когда местный спрос более чем устраивал производителей, и они даже не задумывались о том, чтобы распространить своё влияние на иные города. Сегодня производством мороженого в Украине занимаются около 160 производителей, из них 8-9 крупные. Сегодня на украинском рынке мороженого можно выделить три разновидности производителей. Первая разновидность- компании, которые можно назвать общенациональными. Такие фирмы имеют производство на одном или нескольких предприятиях, реализуют своё мороженое по всей территории Украины, делают в год от 4 до 10 тыс т холодных сладостей. К таким гигантам можно отнести ОАО «Житомирский маслозавод», ЗАО «Геркулес» (г. Донецк), ОАО «Ласка» (г. Кировоград), ООО «Ласунка » (г. Днепропетровск), ОАО «Днепропетровский хладокомбинат», ООО «Троянда» (головной офис- в Киеве, производства- в Луцке, Макеевке, Полтаве), ОАО «Луганскхолод», АОЗТ «Хладопром» (г. Харьков), АО «Львовский хладокомбинат». На них отведено- 55-60 % всего выпускаемого в Украине мороженого. Вторая- производители, работающие в своём регионе и близлежащих областях, выпускающие до 4 тыс т мороженого в год (например, АО «Кременчугский маслозавод», ОАО «Киевский хладокомбинат» и другие). Третья- хладокомбинаты или молокоперерабатывающие предприятия, «покрывающие» только свой регион, выпускающие ежегодно небольшое количество холодного лакомства, зачастую не более 1 тыс т в год. В прошедшем году произошло небольшое перераспределение рынка. Изменились доли, занимаемые теми или иными предприятиями. По мнению специалистов, это случилось, главным образом, за счёт падения объёмов производства у мелких региональных производителей мороженого. То есть лидеры уверенно прибирают рынок к рукам, оставляя всё меньше пространства мелким производителям. Большинство производителей мороженого уверены в том, что именно нынешний и следующий сезон, а именно 2002год и лето 2003 года станет решающим в процесе формирования рынка. В 2001 году на многих производствах мороженого появились новые собственники. В ходе приватизации владельцем завода становился чаще всего коллектив предприятия. Сегодня в «холодный бизнес» приходят серьёзные компании, с молодыми и прогрессивными командами менеджеров, с тщательно проработанным планом и стратегией развития производства. Сегодня уже можно говорить о том, что украинский рынок мороженого приобретает какие- то конкретные очертания и становится серьёзным. На рынке работают профессиональные компании, у которых есть своя политика, свой стиль, своё лицо. Очень немногие производители работают над внедрением новых технологий, зато охотно копируют друг у друга ассортимент, бренды, а также дизайн упаковки. В этом сезоне многие производители начали проводить довольно жестокую сбытовую политику- «Геркулес», «Троянда». Динамику производства мороженого в долях можно проследить на следующей таблице- Производители мороженого ( в тыс тонн) и их доли для украинского рынка. [8]
Больше
всего любят лакомиться мороженым
американцы: в США на одного человека
приходится до 15 кг или 8 галлонов. Затем
идут европейцы- 8-9 кг. В Росси этот
показатель составляет 1,5 кг, а в
Украине - по данным Госкомстата, как
уже говорилось ранее, производство
в 2000 году составляет около 100 тыс т, что
при населении около 47 млн человек примерно
соответствует 2 кг или 2,8-3 л на человека
в год. Потребление географически сосредоточено
на востоке и в центре Украины, к которым
в летний период добавляется и юг. На долю
запада приходится менее 10 % потребления.
При этом 45 % всего производства приходится
на долю 9 крупнейших производителей (они
представлены на таблице динамики производства
мороженого) из общего числа в 160. именно
эти производители определяют «лицо украинского
мороженого» по ассортименту, качеству,
сбыту. Интересен состав этих 160 производителей,
среди них: 11- это хладокомбинаты, 35- всевозможные
масло-, сыр-, и маслосырзаводы, 37- молокозаводы,
есть заводы по СОМ (сухое обезжиренное
молоко), хлебокомбинаты и другие. По форме
организации большинство производителей
представлено акционерными обществами:
68 предприятий- это ОАО и 12- ЗАО. Есть 3-
СП, остальные- ЧП или ООО. При этом небольшие
производители с объёмами до 200 т мороженого
в месяц занимают свою нишу. Технологические
линии типа латвийской М6- ОЛВ или ещё более
старых жёстко диктуют их ассортимент.По
последним оценкам же потребление мороженого
в Украине за последнее время выросло
и составляет примерно 2,3 л на человека
в год. Причина проста: цена на этот продукт
выросла меньше, чем на другие продукты
питания. В результате доходность производства
мороженого падает, и на самом массовом
мороженом- вафельном стаканчике, которое
занимает до 50 % всех продаж, производитель
зарабатывает всего 2-3 копейки. На этих
копейках и конкурируют «региональщики»
с гигантами, типа «Рудь» и «Снеговик»
на своих локальных рынках. По составу
сырья они, как правило выигрывают за счёт
низких входных цен и свежего молока (сливок),
добавки- кокосовое масло, стабилизаторы,
эмульгаторы, красители и ароматизаторы-
применяют практически те же. А вот цены
удерживают ниже. Но как только их мороженое
попадает к оптовику и транспортируется
в соседнюю область- преимущество цены
и лояльность местного населения исчезает.Региональное
производство мороженого привязано к
сырью. Следовательно в следующем разделе
будет рассмотрено сырьё, необходимое
для производства мороженого. [7]
Говоря об экспорте и импорте, то если раньше об экспорте мороженого из Украины не могло быть и речи, то теперь отечественные производители мороженого начинают постепенно отгружать свою продукцию в ближнее и дальнее зарубежье. В 2001 году из страны вывезли мороженого 836 т на сумму $833 тыс., это практически вдвое превышает показатели 2000 года. конечно рост этот не такой уж и стремительный., и сказать, что украинское мороженое где- то потеснили местных производителей мороженого, нельзя. Тем не менее объёмы вывоза с завидным постоянством увеличиваются. Причём такой громадный потребитель, как Россия, мало интересует украинских производителей: москвичей постигло элементарное перепроизводство мороженого. Зато можно экспортировать в страны поближе, например, в Молдову, Беларусь, Словению.Совсем не против украинского мороженого и Израиль. Основные экспортёры- ОАО «Житомирский маслозавод» и ОАО «Луганскхолод». К слову, первое предприятие уже сертифицировано по стандарту ISO, а вторая компания сейчас проходит сертификацию на предмет соответствия международным стандартам качества. Пока, житомирские производители мороженого экспортируют мороженое в Чехию и Словакию. В будущем планируется выход на германский и австрийский рынки. Луганские производители мороженого первую партию отправили в Москву в мае 2002 года. Иностранное мороженое уходит из Украины, уступая место отечественному вкусному и качественному продукту. Теперь составляющая импорта настолько мала, что о её влиянии на отечественный рынок не может быть и речи. Завезли в Украину в 2001 году мороженого приблизительно на 200 т меньше, чем вывезли-649 т. Величина по сравнению со 100 тыс т украинского мороженого совсем малая. Основными поставщиками импортных холодных сладостей в Украину в 2001 году были литовское ЗАО «Крайтяне», немецкая компания Sholler, российские предприятия, принадлежащие компании Nestle и «Петрохолод» (г. Санкт- Петербург). [7]
Информация о работе Маркетинг на предприятиях пищевой промышленности