Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить особенности и проблемы развития маркетинга услуг.
Методы маркетинга - это те способы деятельности, применение которых в комплексе позволяет достичь целей компании и максимально полно удовлетворить ожидания потребителя. В различных ситуациях, в зависимости от реализуемых компанией маркетинговых стратегий применяются самые разные методы маркетинга. Такие методы маркетинга, как учет, анализ, систематизация, синтез, метод моделирования, прогноз, эксперимент, метод экспертных оценок, метод планирования и другие, являются общенаучными, и позволяют компании работать с информацией о рынке, потребителях, конкурентах, маркетинговых каналах, проводя систематизацию и анализ вторичной информации, а также получая первичную информацию благодаря собственным исследованиям ; моделировать рыночные ситуации, делать прогнозы и оценивать перспективы маркетинговых решений, на основании чего планировать и корректировать работу компании.[7]
Состояния спроса и задачи маркетинга:
1)Отрицательный спрос вызван
негативным отношением
2)Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованы в товаре или безразличными к нему. Задача маркетинга — отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека.
3)Скрытый спрос — это когда
многие потребители не могут
удовлетворить свои желания с
помощью предлагаемых на рынке
товаров и услуг, (безвредные сигареты,
более экономичные автомобили). Задача
маркетинга — оценить величину
потенциального рынка и
4)Падающий спрос. Задача
5)Нерегулярный спрос (
6)Полноценный спрос. Такой
7)Чрезмерный спрос — это,
когда уровень спроса выше, чем
возможность его удовлетворить.
8)Нерациональный спрос, т.е.
Виды маркетинга и их характеристика:
-Глобальный маркетинг –
-Дифференцированный маркетинг
– это когда организация со
специальными продуктами
-Интегрированный маркетинг –
основан на объединении
-Концентрированный маркетинг –
-Массовый маркетинг – это
если организация производит
один вид продукта для всех
потребителей. При этом не нужно
исследовать сегменты рынка.
-Онлайновый маркетинг – вид,
который основан на
-Многоканальный маркетинг –
это когда товар сбывается
сразу чрез несколько каналов.
Например, стройматериалы могут
поставляться как сразу на
стройку, так и путем
Прямой маркетинг – это один из подвидов розничного варианта торговли, когда товар передается от производителя к покупателю без посредников.
Телевизионный маркетинг – это
тот же вид прямого маркетинга,
проходящий через телевидение показом
рекламных роликов или
Основные функции маркетинга:
-планирование;
-организация;
-координация;
-мотивация;
-контроль.
Дополнительные функции, присущие только маркетингу:
-комплексное исследование
-анализ производственно-
-разработка маркетинговой
-осуществление товарной
-осуществление ценовой
-осуществление сбытовой
-коммуникационная политика;
-организация маркетинговой
-контроль маркетинговой
Маркетинг услуг – это отрасль маркетинга, представляющая собой комплексную деятельность по изучению потребительского спроса, конкретных рынков, созданию конкурентоспособной услуги и доведению этой услуги до потребителя. Современный рынок насыщен огромным количеством самых разнообразных предложений об оказании услуг. Услуги могут быть предназначены разным целевым аудиториям, быть направленными на различные объекты, обладать разной эластичностью спроса по цене, отличаться по степени осязаемости. Поэтому основным при оказании услуг становятся качество обслуживания и взаимодействие персонала и клиента.
Суть услуги заключена в качестве
процесса ее выполнения, при этом важно,
что клиент присутствует при выполнении
операций по оказанию услуги непосредственно,
и если его не устроит поведение
исполнителя, в следующий раз
за оказанием подобной услуги он не
вернется, что означает потерю доходов
компанией. Услуги не могут быть сохранены,
они неосязаемы, не изготавливаются
заранее, что также составляет проблему
для эффективного маркетинга услуг.
Маркетинг услуг обладает своей
спецификой, обусловленной особенностями
рынка услуг и характерными чертами
самих услуг. Маркетинг услуг
имеет двойную цель: увеличить
прибыль компании, оказывающей услуги,
и удовлетворить
В соответствии с принципами комплексности,
гибкости и адаптивности маркетинг
услуг занимается исследованием
рынка, координацией проектирования и
производства услуг, способствует улучшению
потребительских характеристик
производимых услуг, расширению их ассортимента,
совершенствованию
2.2 Конкуренция в сфере маркетинга услуг
Немаловажное значение при исследовании маркетинга услуг играет изучение конкуренции в сфере услуг, его виды, особенности, влияние на деятельность предприятия.
В сфере производства и услуг на товарном рынке различают видовую, функциональную и маркетинговую конкуренцию
Видовая конкуренция — это когда услуги бывают преимущественно однотипными или близкими друг к другу по качественным характеристикам или свойствам.
Функциональная конкуренция
Маркетинговая конкуренция отличается лишь различием предприятий сферы услуг. Она широко используется в различных рыночных структурах и отраслях промышленности.
Есть характерные особенности конкуренции в сфере услуг, отличающие её от конкуренции на товарном рынке
1)она не требует значительных затрат, поэтому уровень конкуренции в сфере услуг достаточно высок;
2)она может быть ценовой и неценовой.
В основе ценовой конкуренции приняты цены на услуги и с помощью цены можно снизить или повысить уровень конкуренции на рынке услуг.
При неценовой конкуренции за основу принимается показатель качества предоставляемых услуг. С помощью показателя качества можно завоевать конкурентное преимущество в конкурентной борьбе. Однако при неценовой конкуренции не обходится без привлечения дополнительных затрат, которые в основном связаны с оплатой труда высококвалифицированного специалиста .
Конкуренция в сфере услуг направлена на повышение имиджа предприятия услуг, которое выступает среди других с целью завоевания потребительского спроса на услуги. Имидж предприятия услуг включает в себя качество оказываемых услуг, их ассортимент, цену, гарантию, рекламную деятельность и методы стимулирования. Вместе с тем поддержание имиджа требует постоянного контроля за качеством услуг, внедрения культуры по оказанию различного рода услуг.
Как и рынок товаров, рынок услуг
также характерен широким проникновением
новых конкурентов сферы услуг.
Успех сопутствует тем
Исследования Портера в этой области показали, что достижение необходимого уровня рентабельности в равной степени доступно как крупным предприятиям, так и небольшим специализированным предприятиям услуг.
В конкурентной борьбе предприятий услуг преуспевает тот, кто оказывает аналогичные услуги при снижении затрат. При этом используются стратегии лидерства, дифференциации и концентрации услуг на одном или нескольких сегментах рынка:
Стратегия лидерства может быть реализована за счёт сокращения издержек предприятия, что позволяет установить цены на услуги. Это станет возможным в том случае, когда предприятие будет занимать значительную долю услуг при использовании достаточно дешёвого сырья и энергоресурсов. При этом обеспечивается гарантия не проникновения на рынок новых конкурентов. Наиболее эффективной стратегия лидерства может быть для предприятий по оказанию транспортных услуг, услуг связи, а также широкого перечня производственных услуг, оказываемых на предприятиях производственно-посреднических организаций.
Стратегия дифференциации услуг, отличных от услуг, оказываемых другими предприятиями, может быть реализована в тех случаях, когда предприятие предварительно проводит широкие маркетинговые исследования, имеет достаточную известность на рынке услуг и использует высококачественное сырье и материалы. Такие предприятия пользуются успехом у потребителей, поэтому некоторое увеличение цены услуг не оказывает существенного влияния. Например, к таковым можно отнести услуги общеобразовательных предприятий, которые достигают хороших результатов за счет привлечения высококвалифицированных специалистов.
На рынке услуг может также использоваться и стратегий концентрации. В этом случае предприятия услуг концентрируют свою деятельность на отдельном или нескольких сегментах рынка. Они достигают хороших результатов прежде всего за счет снижения затрат по оказанию услуг и завоеванного имиджа на конкретном сегменте рынка.
Рассмотрим существующие методы оценки конкурентоспособности услуг, которые широко представлены в отечественной и зарубежной литературе.
Важнейшим фактором конкурентоспособности является потребление товара. Между тем цены на услуги не имеют определяющего влияния, за исключением цен, устанавливаемых при оказании производственных услуг (ремонт автомашин, бытовой техники и др.). Для оценки конкурентоспособности услуг применяют качественные и количественные методы оценки :
Для количественной оценки услуг наиболее
приемлемым является обобщенный показатель,
который количественно
Для качественной оценки услуги используются качественные показатели, например, принимается балльная система сравнения различного рода услуг. При этом применяется экспертный метод, который получил широкое развитие в практике маркетинговых исследований.
Информация о работе Маркетинг услуг – особенности и проблемы развития