Маркетинг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 04:25, реферат

Описание

Сущность и содержание маркетинга. История развития маркетинга в России. Проблемы и особенности развития маркетинга в России.

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 45.53 Кб (Скачать документ)

Введение.

    В мировой практике маркетинг появился не сразу. Он результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи, методы развития производства и сбыта. Еще в далеком прошлом сапожный мастер, вбивший в косяк двери своей мастерской гвоздь  повесивший не него пару отремонтированных сапог, начал использовать отдельные методы продвижения продукта, хотя термин «маркетинг», как и сама концепция маркетинга, появился значительно позже. Большое воздействие на формирование концепции маркетинга оказал научно-технический прогресс, обеспечивающий громадное разнообразие товаров, высокие темпы их обновления, эффективное управление производством и маркетингом.

Современная экономика состоит  из взаимодействия трех ее основных субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих элементов имеет конкретные цели, в соответствии с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять современные инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность подобных элементов и составляет основу маркетинга. Отсюда вытекает как цель, так и задачи данной работы:  изучить историю маркетинга в России, выявить особенности развития маркетинга в РФ.

Маркетинг – один из основных видов  деятельности участников рынка. Если предприятие (фирма) хочет достичь наилучшего результата от своей деятельности , оно должно знать до тонкостей состояние и перспективы рынка, его важнейших сегментов, нужды и запросы потребителей в рамках всего рынка. Необходимо создать товар с нужными потребительскими свойствами ; с помощью  доступной цены донести до покупателя идею ценности товара; найти умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным обществу, рекламировать товар таким образом, чтобы покупатели знали максимум информации о нем и захотели приобрести его.

Успешный маркетинг есть результат трех слагаемых: 1) качества предлагаемого товара, 2) величины цены на него и 3) рекламы.

До 1979 года теория маркетинга фактически рассматривает лишь фирмы, работающие ради прибыли, то есть продающие  свои товары и услуги.

Объектами рынка являются не только товары и услуги, но и люди, места, идеи, опыт.

Одним из достижений современного маркетинга является важность смещения акцентов с продукта на рынок и  покупателя.

Ученые задаются вопросом: какой станет главная концепция  маркетинга - обмен, взаимоотношения  или сеть? Уже сейчас мы иначе, чем  прежде, подходим к маркетингу услуг  и маркетингу бизнеса.

 

  1. Сущность и содержание маркетинга.

В настоящее время имеются самые  различные определения маркетинга. С одной стороны, он рассматривается  как вид предпринимательской  деятельности, в основу которого положено удовлетворение спроса покупателей. Это  можно заметить в cледующих определениях:

« Маркетинг – забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и потреблением товара»;

 « Маркетинг – система  управления и организации деятельности  компании и фирмы, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы»;

 « Концепция маркетинга –  получение прибыли путем удовлетворения  потребностей покупателей посредством выявления их нужд путем проведения комплекса маркетинговых исследований»1

 Как видно из этих определений,  маркетинг раскрывается в них  максимально широко и относится, по существу, ко всей деятельности предприятия, начиная с производства товара или услуг и кончая их продажей покупателям, в основу которого положено выявление и удовлетворение спроса потребителей.

 С другой стороны в литературе  встречаются более конкретные  и четкие определения маркетинга, характеризующие его как одну из функций управления предприятием, связанную с обеспечением продажи производимых им товаров и услуг, например, такие:

 « Маркетинг – изучение  рынка и продвижение товара  в нем»;

 « Маркетинг – комплекс  мероприятий по исследованию  всех вопросов, связанных с процессом  реализации продукции предприятия»2.

 В этих и других подобных  определениях под маркетингом  понимается конкретная деятельность, связанная с изучением рынка  товаров и услуг и осуществлением  мероприятий, обеспечивающих их продажу на рынке.

 Следует заметить, что между  приведенными определениями маркетинга  нет противоречий. Если деятельность  предприятия по производству  товаров и услуг осуществляется, в первую очередь, на основе изучения складывающейся ситуации на рынке, а при реализации товара и услуг используются разные методы обеспечения их продажи на рынке, то это как раз и означает, что предприятие в своей деятельности использует концепцию маркетинга в широком смысле.

 Так как товары и услуги  должны удовлетворять потребности  покупателей при их продаже,  основными принципами маркетинга  являются ориентация на спрос потребителя и активное влияние на потребительский спрос.

 Обратим внимание на следующие  не менее важные принципы:

 Тщательный учет в  принятии  решений потребностей  клиентов, состояния и динамики  спроса и участников рынка, что предполагает хорошее знание рыночной ситуации относительно величины спроса, деятельности на рынке конкурентов, поведения на рынке потребителей и их отношение к продуктам данной организации и ее конкурентов. При этом потребители часто недостаточно хорошо знают, что именно они хотят, поэтому одна из главных задач маркетинга – это понять, что желают потребители.

 Создание условий  для максимального приспособления  производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы. Современная концепция маркетинга заключается в том, чтобы вся деятельность предприятия основывалась на знании потребительского спроса и его поведения.

 Информирование потенциальных  потребителей и воздействие на  них с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы с целью склонить их приобрести именно данный товар. Разработка и производство новых товаров является первой из главных задач большинства организаций, но не менее важной проблемой является их продвижение на рынке.

 Определим более конкретно цели маркетинга:

  1. Достижение максимально возможного высокого потребления. Многие руководители делового мира считают, что цель маркетинга – облегчать и стимулировать максимально высокое потребление, которое в свою очередь создаёт условия для максимально роста производства, занятости и богатства.
  2. Достижение максимальной потребительской удовлетворенности. Согласно этой точке зрения, цель системы маркетинга – достижение максимальной потребительской удовлетворенности, а не максимально возможного уровня потребления. Потребление большого количества жевательной резинки или владение более обширным гардеробом что-то значит только в том случае, если ведет в конечном итоге к более полной потребительской удовлетворенности.

К сожалению, степень потребительской  удовлетворенности трудно измерить. Во-первых, еще ни один экономист  не придумал, как замерить полное удовлетворение конкретным товаром или конкретной маркетинговой деятельностью. Во-вторых, непосредственное удовлетворение, получаемое отдельными потребителями от конкретных «благ», не учитывает «зло», такое,  как загрязнение окружающей среды и наносимый ей ущерб. В-третьих, степень удовлетворения, испытываемого потребителем определенных товаров, таких, как изделия – символы общественного положения, зависит от того, у сколь малого круга других лиц эти товары есть. Следовательно, дать оценку системе маркетинга на основе показателей удовлетворенности, которую она приносит общественности, затруднительно.3

  1. Максимизация выбора потребителей. Необходимо обеспечить такое разнообразие товара, чтобы потребители могли иметь возможность приобрести товары, в точности, удовлетворяющие их потребности.
  2. Максимизация качества жизни. Согласно этой цели, маркетинг должен обеспечить не только количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также качество жизни людей. 

 Следует отметить, что основными факторами, влияющими на продвижение товаров и услуг на рынке в условиях конкуренции и рост объема их продажи, являются качество товаров и услуг, их цена и возможность предложения новых товаров и услуг по сравнению с конкурентами. Таким образом, по своему содержанию деятельность специалистов отдела реализации товара включает два основных направления:

  • Деятельность, связанную с изучением рынка товаров и услуг;
  • Деятельность, связанную с продвижением товаров и услуг на рынке в условиях конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История развития маркетинга в России.

За всю историю развития маркетинга в России можно выделить несколько этапов:

Первый период можно обозначить временным интервалом 1880-1917 год. В  это время шло быстрое развитие промышленного потенциала России на основах предпринимательства. В  практике Российского предпринимательства  этого периода использовалось много  элементов маркетинга. В частности  Российские предприниматели широко использовали печатную и настенную  рекламу, некоторые элементы Паблик Рилейшинз. Например, в России проводилось  много промышленных выставок и ярмарок (функционировала знаменитая Нижегородская  ярмарка, которая определяла европейские  цены на ряд товаров, например, на зерно). Русские предприниматели участвовали  в международных выставках, в  частности, Парижских выставках, занимая  призовые места. В России широко практиковалось меценатство предпринимателей по отношению  к социальной сфере (больницах, детских  домах и т. п.), учреждениям культуры. Российские предприниматели проводили  гибкую ценовую политику, использовали различные элементы стимулирования сбыта. В России была развита индустрия  производства средств упаковки.

Развитие теории и практики маркетинга в России было почти полностью  прервано в 1917 году. В течение пяти лет в стране существовал дефицит  практически всех товаров, была разрушена  значительная часть промышленных мощностей. Это было связано с первой мировой  войной, двумя революциями 1917 года, гражданской войной. Эти годы в  стране существовала жесткая распределительная  система "военного коммунизма".

Третий период в развитии Российского маркетинга длился с 1922 года по 1928 год. Он был связан с НЭПом (новой экономической политикой), введенным В. И. Лениным. В России снова начало развиваться предпринимательство, которое нуждалось в использовании  маркетинга. В практической экономической  деятельности были быстро восстановлены  элементы маркетинга. В практической экономической деятельности были быстро восстановлены элементы маркетинга, которые имели место до революции 1917 года. Появилось несколько научных  организаций, занимающихся проблемами маркетинга, в частности Конъюнктурный  институт в Москве.

С 1929 года в развитии маркетинга в Советской России опять наступает  длительный перерыв. В стране вводится жесткая командно-распределительная  система, появляется сопровождающий ее всеобщий дефицит товаров. Маркетингу в этих условиях места нет.

Новый этап в развитии Российского  маркетинга начался в конце 60-х -начале 70-х годов и связан с так  называемой "разрядкой международной  напряженности". В этот период советская  экономика нуждалась в активном развитии международных экономических  связей для продаж своей продукции (прежде всего сырья и энергопотребителей) и закупки товаров народного  потребления и продовольствия. Незнание внешнеторговыми работниками Советской  России основ маркетинга приводило  к досадным провалам во внешней торговле. Это побудило высшее руководство  страны начать готовить кадры отечественных  специалистов, владеющих маркетингом, проводить собственные научные  исследования в этой области.

С началом реформ М.С. Горбачева  в 1985-1986 годах начинается и новый  этап в развитии Российского маркетинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы и особенности развития маркетинга в России.

3.1 Развитие маркетинга в России

О том, как проходило развитие маркетинга в западных странах более или  менее известно: производственную концепцию маркетинга сменила сбытовая, сбытовую собственно маркетинговая, ориентировавшая производство на потребности потребителей, ту в свою очередь концепция социально-этического маркетинга, при которой общественные проблемы фирма начинает рассматривать как "свои собственные" и стремиться решать их по мере своих сил, совмещая эту деятельность с основной коммерческой деятельностью. Происходит это, конечно, не из-за доброты отдельных предпринимателей, а по очень даже коммерческим причинам - именно таким "социально-ответственным" фирмам отдает предпочтение западный потребитель, при прочих равных условиях, конечно (качестве и цене товара).

Информация о работе Маркетинг в России