Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:44, контрольная работа
Цель кейса: провести исследование маркетинговой стратегии компа-нии Nokian Tyres на российском рынке автомобильных шин.
Задачи кейса:
1. охарактеризовать международную стратегию, которой придержи-вается компания Nokian Tyres (в частности в России), в контексте современных концепций интернационализации;
2. определить причины выбора компанией стратегии прямых инве-стиций (FDI) при выходе на российский рынок;
3. проанализировать перспективы российского рынка для компании в связи с усилением инвестиционной активности
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“Иркутский государственный университет”
Байкальская международная бизнес-школа
Программа подготовки
управленческих кадров
для народного
хозяйства РФ
Кейс:
«Маркетинговая стратегия
компании Nokian Tyres на
российском рынке автомобильных
шин»
Иванов Е.А.
Иркутск 2011 г.
Введение
Цель кейса: провести исследование маркетинговой стратегии компании Nokian Tyres на российском рынке автомобильных шин.
Задачи кейса:
Члены рабочей группы:
ФИО | Роль в группе | |
Иванов Е.А. | Вопросы № 1, 2, 4, 5 | Совместное обсуждение |
Волчков В.А. | Вопросы № 3, 6, 7, 5 |
Nokian Tyres – финская компания, крупнейший производитель шин для легковых и грузовых автомобилей, лесной и строительной техники, велосипедов. Штаб-квартира в городе Нокиа.
Производство резиновых изделий в городе Нокиа появилось в 1904 году, выпуск шин начат в 1925 году (для велосипедов) и 1932 году (для автомобилей).
Как отдельная компания Nokian Tyres была образована в 1988 году путём выделения из конгломерата Nokia, с 1967 года являлась его «резиновым» подразделением (другими дивизионами были деревообработка и электротехника). Сейчас компания Nokia, ставшая крупнейшим поставщиком мобильных телефонов, не имеет никакого отношения к Nokian.
Выпуск шин на собственных заводах ведется в городе Нокиа (4 млн. шин в год) и Всеволожске (Россия, Ленинградская область, 8 млн. шин в год). Также компания размещает заказы на производство шин под своим брендом на сторонних предприятиях.
Общая численность персонала – 3,2 тыс. человек. В 2010 году выручка компании составила 1,06 млрд евро, чистая прибыль – 169,7 млн евро.
Международные стратегии, используемые компаниями для выхода на международные рынки:
Прямые инвестиции – это вид международной инвестиционной деятельности, заключающийся в приобретении резидентом одной страны (прямым инвестором) устойчивого влияния на деятельность предприятия, являющегося резидентом другой страны (предприятия прямого инвестирования). Прямые инвестиции подразумевают установление долгосрочных отношений между прямым инвестором и предприятием, являющимся объектом прямых инвестиций, а также довольно существенную роль инвестора в управлении этим предприятием. Наибольшую выгоду от прямых инвестиций получают те компании, которые вложили свои средства еще в начале развития объекта и довели его до конца – реализовали полностью.
При прямых инвестициях компания не просто получает доход от вложенных средств, компания имеет возможность управлять своими доходами и их источником. В соответствии с принятой международной классификацией иностранных инвестиций к прямым инвестициям относятся инвестиции, в результате которых инвестор получает долю в уставном капитале предприятия не менее 10%. Приобретение доли в капитале предприятия не менее этой величины даёт возможность непосредственно участвовать в управлении предприятием, в частности иметь своего представителя в совете директоров.
Прямое инвестирование не всегда связано с непосредственным движением капитала из страны в страну, по крайней мере, первоначально. Часто родительская компания средства, необходимые для вложения физического капитала, получает в самой принимающей стране в виде кредита, а свой вклад в предприятие ограничивает так называемыми нематериальными активами – торговой маркой, производственным и управленческим опытом и т.д. Когда предприятие становится прибыльным, оно начинает развиваться за счет реинвестирования прибылей.
Однако основной недостаток прямого инвестирования заключается в том, что компания не застрахована от ухудшения рыночных условий, девальвации валюты или экспроприации ее собственности в случае каких-либо политических потрясений.
Существуют следующие формы прямых инвестиций:
До 2004 г. компания Nokian Tyres использовала стратегию экспорта. Растущий спрос на шины компания не могла удовлетворить собственными силами, так как завод в г. Нокиа практически полностью загружен заказами. Необходимо было инвестировать новые производственные мощности, но финский завод расширить не было возможности. В связи с этим компании пришлось изменить свою стратегию.
С 2004 г. Nokian Tyres придерживается стратегии прямых инвестиций. Первым опытом прямых инвестиций была организация совместного предприятия с российской компанией «Амтел», закончившаяся неудачно по причине невыполнения обязательств со стороны каждого из партнеров совместного предприятия.
В 2004 г. компания приняла решение о строительстве собственного завода в России. В 2005 г. завершилось строительство завода в Заволжске и начато производство шин, в настоящий момент превышающее объем выпуска шин на заводе в г. Нокиа.
При выходе на российский рынок компания Nokian Tyres выбрала стратегию прямых инвестиций по следующим причинам:
В
целом на сегодняшний день в России
ощущается некоторая нехватка шинной
продукции на рынке, что обусловлено быстрыми
темпами роста автомобильного рынка:
в 2010 году продано 1,9 миллиона новых автомобилей,
в 2011 году планируется продать 2,35 миллиона
автомобилей, к 2015 году прогнозируется
выпуск и продажа 3,5 миллиона автомобилей.
Столь быстрые темпы роста связаны в первую
очередь с выходом на российский автомобильный
рынок все новых крупнейших мировых автопроизводителей:
Ford, Renault, Toyota, Nissan, Volkswagen, General Motors и
Увеличение количества иномарок российского производства и сокращение сегмента автомобилей класса В (среднего класса) способствует сдвигу покупательского спроса в сторону более дорогих шин.
На основании роста автомобильного рынка и роста спроса на более дорогие шины компания Nokian Tyres составила прогноз развития шинного рынка в России.
В соответствии с прогнозом Nokian Tyres рынок шин в России достигнет докризисных показателей в 2011 году. В штучном выражении в 2011 году рынок превысит отметку в 35 миллионов шин, а в денежном выражении объем рынка достигнет более чем 1,5 млрд. евро (в ценах производителя).
По прогнозам Nokian Tyres в 2016 году по сравнению с 2010 годом рынок удвоится в штучном выражении и превысит отметку в 60 миллионов шин, что означает ежегодный прирост в среднем на 8,5%. В денежном выражении ежегодный прирост составит 22,9% и в 2016 году рынок достигнет отметки более чем в 4 млрд. евро. Причем по обоим показателям наибольший прирост наблюдается в сегменте премиум (сегмент А), в то время как показатели сегмента С остаются практически на том же уровне.
В 2010 году доля рынка составила 19%, укрепив тем самым позиции Nokian Tyres как лидера российского шинного рынка. Практически каждая пятая шина в сегментах А + В, изготовленная в России, произведена компанией Nokian Tyres. Доля рынка по зимним шинам чуть выше этого показателя, а доля рынка по летним шинам, наоборот, чуть ниже.
Доля Nokian Tyres на российском шинном рынке растет благодаря наличию локального производства, что дает возможность более оперативно обеспечивать потребности рынка, благодаря постоянному наращиванию производственных мощностей и развитию собственной сети шинных центров Vianor. Также увеличение доли рынка связано с климатическими условиями (последние два зимних сезона в России были очень снежными, а Nokian Tyres специализируется на производстве шин для сложных климатических условий).