Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 13:50, курсовая работа
Цель исследования: выявление и описание маркетинговой сущности медицинской деятельности.
Для решения указанной цели в данной работе ставятся следующие задачи:
1. Изучение научной литературы (отечественной и зарубежной) по основным направлениям развития маркетинга в сфере здравоохранения.
Преломление имеющихся знаний о сущности маркетинга в направлении отрасли здравоохранения.
Попытка систематизации разрозненных представлений о маркетинге в системе здравоохранения.
Только
получив ответы на вышеизложенные вопросы,
можно принять решение
2.2.5. Разработка комплекса маркетинга
Выбрав
рынок, разбив его на сегменты, оценив
привлекательность каждого
Комплекс маркетинга – набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. Таким образом, в комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара (услуги). Комплекс маркетинга включает 4 категории, известных как 4 Р маркетинга: продукт (product), цена (prise), место продажи (place), продвижение продукта (promotion).
Как правило, изменение одного из факторов означает корректировку других, так как они взаимосвязаны.
Продукт – это любой товар, а в медицине – изделия медицинской техники, фармакологические препараты, средства гигиены и прежде всего медицинские услуги, отличающиеся от вышеназванных результатом труда. Продукт в данном случае представлен не в виде вещи, а в виде трудовой деятельности.
Общая характеристика медицинских услуг:
Цена. Решение по ценообразованию может оказать очень большое влияние на весь комплекс маркетинга, предопределив выбор канала сбыта или стратегию рекламной кампании. Уже сам выбор цены может выделить продукт на фоне конкурентных.
Существует определенные стратегии ценообразования, например, метод ценообразования, основанный на воспринимаемой потребителем ценности.
Цена устанавливается независимо от себестоимости продукта. Так, зарубежное лекарственное средство может стоить до тысячи рублей, хотя по составу оно точно такое же, что и отечественное, оцененное в пятьсот рублей. Потребитель все равно приобретет дорогое лекарство, ради этого – высокие технологии очистки компонентов.
Место продажи (распространение товара). Система распространения товаров (медицинских услуг) – это деятельность, обеспечивающая доставку товаров от производителя к потребителям.
Задача маркетолога состоит в том, чтобы позиционировать продукт на рынке уникальным образом. Место, занимаемое продуктом на рынке, часто называют нишей. Правильно определив сегмент рынка, менеджер по маркетингу должен выбрать нишу, обеспечивающую максимальный объем продаж и прибыль. Различают:
– массовый или интенсивный сбыт (продажа товара, предоставление услуги в максимально возможном количестве соответствующих учреждений).
Место продажи товара, предоставления услуги влияет на восприятие продукта и может выделить его из массы подобных. Каждый из вариантов сбыта накладывает также определенные обязательства и на производителя, и на продавца. Механизм предоставления услуги также может быть дифференцирован. Возможно предоставление услуги на дому, в амбулаторно – поликлинических условиях или в стационаре в зависимости от тяжести состояния здоровья пациента. В отношении превентивной медицины услуги также могут иметь различные каналы реализации – выездные бригады врачей, медицинский осмотр на предприятиях и в учебных заведениях, массовый целевой скрининг.
Продвижение продукта. Созданный и оцененный товар необходимо доставить потребителю, т. е. сбыть его. Если целевой рынок определен и решения по продукту приняты, то должен быть выбран подходящий канал сбыта. В условиях медицинского страхования одним из наиболее важных является канал движения медицинских услуг от ЛПУ до потребителя через страховые медицинские организации.
Под каналом товародвижения медицинских услуг понимают пути и способы реализации медицинских услуг. Существуют два канала товародвижения: прямой и косвенный.
Прямой канал товародвижения означает прямое общение лечебного учреждения (медицинского работника) с пациентом в процессе поиска потенциального потребителя.
Косвенный канал товародвижения означает поиск потенциального потребителя с привлечением специализированной организации – посредника, в лице которого может выступать страховая медицинская компания (за соответствующую плату).
Критерии выбора того или иного канала товародвижения зависят от желания или нежелания производителя, от его возможностей иметь посредника в продвижении медицинских услуг, техники и фармакологических препаратов.
Опыт западных стран показал, что чем меньше у производителя медицинских услуг каналов сбыта, тем меньше у него прибыли. Поэтому, если медицинская организация хочет значительно увеличить свою прибыльность, она должна увеличить количество каналов товародвижения.
Продвижение продукта к потребителю является целью всех рекламных и сбытовых мероприятий, предусмотренных маркетинговым планом.
Можно выделить две стратегии продвижения продукта – стратегию привлечения и стратегию проталкивания. Первая состоит в совокупности мероприятий, направленных на то, чтобы привлечь покупателей в ЛПУ, торговые точки, где продается продукт и предоставляется услуга. Вторая – побуждает каналы сбыта, активно предлагает товар потребителям.
Чтобы привлечь покупателей, необходимо осуществлять действия по стимулированию спроса, которые можно разделить на пять категорий:
Заключение
Развитие рыночных отношений привело к тому, что принципы маркетинга можно осуществлять не только в сфере торговли и бытовых услуг, но и в здравоохранении.
Основные предпосылки маркетинга медицинских услуг:
Применение маркетинга в здравоохранении способствует оптимизации деятельности медицинских учреждений в том смысле, что это помогает учреждениям здравоохранения наиболее рационально планировать свою деятельность. Маркетинг даёт возможность прогнозировать товарооборот, изучать потребности рынка медицинских услуг, применение маркетинговых исследований даёт возможность определить, какие услуги найдут спрос у потребителя, сколько потребитель готов за это заплатить и готов ли он платить вообще.
В сферу маркетинга здравоохранения входят все виды товаров и услуг, информация, идеи, события, специалисты, учреждения, организации и т.д., имеющие отношение к сохранению и укреплению здоровья населения. Соответственно, существуют различные классификации видов маркетинга в здравоохранении.
В основе стратегии маркетинга лежат пять видов деятельности: анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга (4 Р, включая способы продвижения: реклама, личные продажи, стимулирование сбыта, PR, прямые продажи) и маркетинговые мероприятия.
Т.е. основное маркетинга в системе здравоохранения – его целевая ориентация и комплексность. Это означает, что отдельные функции маркетинга не способны обеспечить того эффекта, который дает применение маркетинга как системы.
Главная
особенность маркетинга на рынке
медицинских услуг и товаров
заключается в сочетании
Информация о работе Маркетинговая сущность медицинской деятельности