Маркетинговое исследование поведения потребителей конфет на примере ЗАО «Камея» Санкт-Петербург

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание

Кондитерские изделия является социально значимой отраслью экономики. Большинство кондитерских заводов, выпускающих основные кондитерских изделий, решают важную стратегическую задачу обеспечения более дешевыми изделиями как можно большего количества человек. Поэтому важно выявить причины появления заявленной нами проблемы.

Содержание

Резюме 3
Введение 5
Глава 1. Подготовка маркетингового исследования 7
1.1.Постановка задач маркетингового исследования 7
Определение проблемы 7
Определение объекта исследования 8
Определение предмета исследования 8
Определение цели исследования 8
Определение рабочей гипотезы 9
Определение задач исследования 9
1.2.Выбор метода исследования 9

Глава 2. Планирование программы исследования 10
2.1.Подготовка плана исследования 10
План формирования выборки 13
2.2.Разработка рабочих документов 14
2.4.Формирование бюджета на проведение исследования 22
2.5. Реализация исследования 24
Глава 3. Составление отчета 32
3.1. Редактирование и кодирование данных 32
3.2. Результаты исследования 33
4. Рекомендации 46
Заключение 49
Список литературы 50

Работа состоит из  1 файл

Наш курсовик МИ.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)
  •         Глава 2. Планирование программы исследования
  • 2.1.Подготовка плана исследования

     

         После определения основных целей данного  исследования и задач, а также  выбора метода исследования составляется план исследования, в котором планируются  мероприятия.

                                                                     Таблица 2.

                                          План исследования 

    № п/п Наименование  мероприятия Сроки исполнения Ответственные за исполнение
    1 Подготовительные  работы, разработка и утверждение  анкеты 5 рабочих дней Власова Е.А.

    Батракова Е.М.

    2 Полевые работы, включая контроль качества 21 рабочий день Власова Е.А.

    Батракова Е.М.

    3 Кодировка, ввод, проверка данных 10 рабочих дней Власова Е.А.

    Батракова Е.М.

    4 Анализ результатов, подготовка отчета 10 рабочих дней Власова Е.А.

    Батракова Е.М.

    Итого   46 рабочих дней Власова Е.А.

    Батракова Е.М.

     
     
     

         В данном маркетинговом исследовании выбрана методика опроса (личное интервью с помощью анкеты). Под опросом понимается метод сбора информации, путем установления контактов с объектами исследования. В качестве орудия исследования методом опроса используется анкета, представляющая собой вопросник, предусматривающий фиксацию ответов.

           Достоинство этого  метода состоит, прежде всего, в практически неограниченной области  его возможного применения. Так, этот метод позволяет получить данные не только о текущем поведении объекта, но и о его поведении в прошлом и намерениях в будущем.

           Опросы  практически не имеют альтернативы в тех случаях, когда фирма  нуждается в информации о знаниях, убеждениях и предпочтениях потребителей, о степени их удовлетворенности, об имидже фирмы и т.п4.

           Этим, прежде всего, объясняется широкое  применение при проведении маркетинговых  исследований этого метода. К недостаткам  этого метода относится относительно большая трудоемкость и значительные затраты на проведение опросов, а  также возможное снижение точности полученной информации, обусловленное неправильными или искаженными ответами. В данном случае выбран личный опрос с заданной структурой или структурированное интервью5.

           Такие опросы состоят из заранее подготовленных вопросов, которые буквально зачитываются респонденту. Вопросы могут быть как открытыми (на них респондент отвечает в свободной форме), так и закрытыми (ответы выбираются из предложенных вариантов). В нашем случае вопросы закрытые с вариантами ответов, которые нас наиболее интересуют. Это сделано обоснованно, т.к. исследование будет проводиться на местах продаж (т.е. в розничных магазинах, где есть конфеты). И в данном случае, покупателей нельзя надолго отвлекать от производимых ими покупок. Лучше будет сразу сформулировать варианты ответов для повышения заинтересованности в беседе.

           Основные  преимущества:

      • высокая надёжность: вопросы формулируются всем одинаково;
      • высокая скорость: в одно и то же время может быть опрошено много людей;
      • меньшая потребность в подготовке лиц проводящих опрос и респондентов.
     
     
     

    Таблица 3 

                        Операции проекта маркетинговых исследований 

    Операция Наименование Расчетная продолжительность (дней)
    XCV Анализ, выявление проблемы исследования, выбор и обоснование методов исследования              2
    CNC Разработка  анкеты              1
    FRM Разработка  полевых документов              2
    RDK Полевые работы (сбор информации) (сеть «Полушка»              3
    SNO Полевые работы (сбор информации) (сеть гипермаркетов  «Окей»)              2
    WDW Полевые работы (сбор информации) (сеть «Квартал»)              3
    SDO Полевые работы (сбор информации) (сеть «Пятёрочка»)              5
    EZC Полевые работы (сбор информации) (сеть «Пятёрочка»)              3
    ADR Полевые работы (сбор информации) (сеть  «Перекрёсток»)              3
    SZF Полевые работы (сбор информации) (сеть гипермаркетов  «Карусель»)              2
    PNT Обработка информации (кодировка, ввод данных)             10
    GTR Анализ результатов  и подготовка отчета              8
    CZN Консервация материалов              2

    Рисунок 1. Сетевой график выполнения работ  маркетингового исследования6

    План  формирования выборки

     

    В данном маркетинговом исследовании в качестве генеральной совокупности будут любители сладкого, а именно конфет, которые делают покупки в крупных розничных магазинах г. Санкт-Петербурга.

    Поскольку целью данного исследования не стоит  опрос узкого сегмента целевой аудитории, будем использовать метод выборочного обследования.

    Хотя он и  обеспечивает меньшую точность по сравнению  с методом сплошного обследования, однако, он менее трудоемок – это первое, и поскольку задачей исследования стоит выявление потребительского поведения в процессе покупки, то в данном случае нам не надо сужать границы исследуемой аудитории по каким-то характеристикам, например, только мужчины. 

         Процедура составления выборки — это последовательность отбора респондентов в выборку.

         Отбор респондентов может осуществляться посредством случайных (вероятностных) или неслучайных (детерминированных) процедур составления выборки.

         При использовании процедуры формирования случайной выборки применяют следующие ее виды:

      • Простая выборка.
      • Систематическая (механическая) выборка.
      • Стратифицированная выборка (пропорциональная и непропорциональная).
      • Кластерная (серийная) выборка.

         В нашем случае будет использоваться простая случайная выборка.  Т.е., интервьюер будет находиться рядом со стойкой-прилавком в розничном магазине, на которой (м) находятся конфеты. В опросе будут задействован каждый покупатель, который действительно покупает конфеты или, даже если не сделал свой выбор, но провел у этого прилавка не менее 2 минут (т.е. пытался делать выбор). 

    Размер выборки  определяется общим размером статистической погрешности и глубиной рассмотрения информации по различным социально-демографическим  и потребительским подгруппам. По нашему мнению, целесообразно проводить по 50 интервью в каждой из выбранных розничных сетей (примерно 10 крупных магазинов по 5 анкет максимум до 10 минут на каждую). Это позволит получить статистически достоверную информацию по каждой из розничных сетей (максимальная ошибка выборки – 5%) и рассматривать различные группы потребителей. В данном случае выбрано 6 розничных сетей Санкт-Петербурга. Т.о., всего должно быть 300 респондентов.

    Но в учебных  целях достаточно будет опросить 50 респондентов. 

         Все интервью проводятся только в вечернее время с 17.00. до 21.00. в будни и  днем с 13.00. до 17.00. в выходные, чтобы  застать работающих и активно  отдыхающих респондентов.

    2.2.Разработка рабочих документов

     

         Планирование  концепции и разработка рабочих документов 

         В данном случае, поскольку методом  маркетингового исследования выбран личный опрос (личное интервью) с вопросами  и уже готовыми вариантами ответов, приступаем к разработке анкеты.

         Анкета ¾ самое распространенное орудие исследования при сборе  первичных данных. В широком смысле анкета ― это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета ― инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов.  Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого   использования.  

         В ходе разработки анкеты исследователь  маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность7. 

         Требования  при составлении анкеты:

         Принципиальные  к вопросам:

    1. Вопрос должен быть простой и понятный.
    2. Однозначность вопроса.
    3. Нейтральные вопросы.

         По  построению анкеты:

    1. Вопросы расположены от простых к сложным.
    2. От общих к специальным.
    3. От навязывающих к деликатным.
    4. Стараться не применять много способов построения вопроса.
    5. В 1-ой части - вопросы, которые устанавливают доверие; во 2-ой части - вопросы по существу; в 3-ей части - контрольные вопросы (проверка искренности); в заключении - вопросы о личности.
     

     

                             
                             
    1 Вы  знакомы с продукцией фабрики "Камея"?            
        да   нет                
                             
    2 Конфеты, каких производителей Вы покупаете чаще?          
        Камея     Nestle   «СладКо»    не  обращаю внимание на производителя  
                       
        «Красный  Октябрь»   «Бабаевский»   другое (какое)  
                             
    3 Как часто вы покупаете  конфеты?              
        каждый  день     1 раз  в неделю     по настроению    
                             
        3-4 раза  в неделю     не покупаю  вообще        
                             
    4 Что для вас важно  при покупке конфет?              
                             
        цена     упаковка   качество     название
                             
        производитель   советы  близких   вес     другое  
                             
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    5.Какие виды конфет вы любите больше?
                 
        Карамель   батончики   Ирис  сливочный   драже в  шоколаде 
        неглазированная   шоколадные             
        Конфеты   конфеты   карамельные   фрукты  в шоколаде
        в шоколаде   вафельные в шоколаде фрукты         
                             
    6 Какие наполнители Вы предпочитаете?              
                             
        без наполнителя                  
                             
        вар. сгущ.   шоколад   изюм   натуральные ягоды   карамель
                             
        джемы   кофе   орехи   крем-брюле   другие  
                             
    7 Количество  человек в семье?                
        2   4   живу  один          
                             
        3   5 и более              
                             
    8 Кто в Вашей семье  любит  конфеты?              
        мама      жена     дети     дедушка  
                             
        папа     муж     бабушка     другое  
                             
     
     
    9
     

    Доход на члена семьи

                     
        до 3000 руб.     6001 - 10000 руб.     15001 руб.  и выше
                             
        3001 - 6000 руб.     10001 - 15000 руб.        
                             
    10 Пол           11 Возраст респондента______________
        муж       жен            

     

         

         Обоснование включения вопросов в анкету 

          
    1. «Вы знакомы с продукцией фабрики "Камея"?» - этот вопрос важен в данном исследовании, поскольку исследуется поведение потребителей при покупке конфет именно данного производителя.
    2. «Конфеты, каких производителей Вы покупаете чаще?» - данный вопрос позволяет понять, конфеты какого производителя потребители приобретают чаще всего. В данном случае предложены варианты ответов наиболее  известных производителей, которые являются, по мнению ЗАО «Камея» их прямыми конкурентами, включая производителей Санкт-Петербурга.
    3. «Как часто вы покупаете конфеты?» - данный вопрос позволяет получить информацию по частоте покупок данного продукта. Также позволит обратить внимание на то, что существует ли у данного продукта так называемая «сезонность», когда потребление данного продукта либо увеличивается, либо уменьшается.
    4. «Что для вас важно при покупке конфет?» - данный вопрос содержит в себе такие варианты ответов, как «цена, производитель, упаковка, качество» и другие. Более того, в данный вопрос не зря включён вопрос о производителе, т.к. он будет являться определённым фильтром для предыдущих вопросов.
    5. «Какие виды конфет вы любите больше?» - данный вопрос содержит варианты ответов с конкретным указанием видов конфет – карамель неглазированная, конфеты в шоколаде, батончики шоколадные, конфеты вафельные в шоколаде, Ирис сливочный, карамельные фрукты, драже в шоколаде, фрукты в шоколаде. Этот вопрос позволяет после проведения маркетингового исследования проанализировать существующую ассортиментную матрицу по наличию в ней данных видов конфет, а также объёмам их выпуска.
    6. «Какие наполнители Вы предпочитаете?» - этот вопрос также является продолжением двух предыдущих и даёт более глубокий анализ потребительских предпочтений при выборе конфет.
    7. «Количество человек в семье?» - с этого вопроса начинается так называемая «паспортичка» анкеты. Эта её часть, так же как и предыдущая очень важная для исследований. Ведь в данном случае нас интересует не только то, как ведёт себя потребитель при покупке, а кто на самом деле является потребителем конфет ЗАО «Камея». Это коллективное потребление, личностное или другое? Более того, с этого вопроса мы начинаем исследовать профиль нашего потребителя.
    8. «Кто в Вашей семье любит  конфеты?» - этот вопрос позволит выделить, т.е. более сегментировать целевую аудиторию потребителей. А также даст возможность на будущее усовершенствовать ассортиментный портфель производителя.
    9. «Доход на члена семьи» - этот вопрос позволяет дополнительно выделить уже из предыдущего сегмента возрастного целевую аудиторию по социально-экономическому статусу.
    10. «Пол» - этот вопрос заполняется интервьюером самостоятельно.
    11. «Возраст респондента» - данный вопрос задаётся очень аккуратно, но необходим для более конкретного понимания возрастной структуры потребителей.

    Информация о работе Маркетинговое исследование поведения потребителей конфет на примере ЗАО «Камея» Санкт-Петербург