Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 20:46, контрольная работа
Становление российского рынка и насыщение его товарами, появление новых категорий товаров и иностранных участников рыночных отношений, растущий опыт потребителей и их знакомство с цивилизованными формами рыночной деятельности в развитых странах существенно подняли уровень потребности российского общества в специалистах по маркетингу. Нужны профессионалы-стратеги, эффективные рекламисты. Работодатели готовы платить им большие деньги.
Содержание
Маркетинговое образование и подготовка маркетологов С. 2
Список литературы.
Маркетинговое образование и подготовка маркетологов
Становление российского рынка и насыщение его товарами, появление новых категорий товаров и иностранных участников рыночных отношений, растущий опыт потребителей и их знакомство с цивилизованными формами рыночной деятельности в развитых странах существенно подняли уровень потребности российского общества в специалистах по маркетингу. Нужны профессионалы-стратеги, эффективные рекламисты. Работодатели готовы платить им большие деньги.
Что при этом требуется? Высшее образование; умение работать на персональном компьютере (Word, Excel, Internet, e-mail); знание английского языка; профессиональное знание продукта; опыт составления аналитических отчетов и прогнозов, продвижения новых брендов на рынке России; опыт организации рекламных/РR-акций. А еще можно ожидать требования знаний e-CRM, ERP и др.
До середины 1990-х гг. профессиональная подготовка маркетологов в России официально не велась. Сколько-нибудь серьезные учебные курсы по маркетингу существовали в основном в рамках подготовки специалистов по внешнеэкономической деятельности, под эгидой Всероссийской академии внешней торговли при Министерстве внешнеэкономических связей РФ и в некоторых других вузах на уровне специализаций в рамках традиционных специальностей, что не могло удовлетворить растущие потребности в специалистах-маркетологах.
Только в 1994 г. приказом Госкомвуза РФ1 была утверждена новая специальность профессиональной подготовки 061500 — «Маркетинг». Учебно-методическому объединению (УМО) по образованию в области коммерции, функционирующему на базе Московского государственного университета коммерции, была поручена разработка государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО), содержащего требования к уровню подготовки этих специалистов. Стандарт был утвержден Госкомвузом РФ в 1995 г., заново утвержден Министерством образования РФ в 2000 г.2
В соответствии с квалификационной характеристикой, данной в стандарте (квалификация — маркетолог), маркетолог — это специалист, основным результатом деятельности которого является устойчивое функционирование и развитие предприятия (организации) в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и предприятия (организации). Он осуществляет анализ, координацию и регулирование деятельности всех структур предприятия с учетом изменений в окружающей среде, исследует рынок, его конъюнктуру, потребности и спрос, их динамику и в соответствии с этим определяет стратегии предприятия в условиях конкуренции, готовит предложения по развитию товарного ассортимента, определяет ценовую политику, выбирает каналы распределения с учетом факторов, влияющих на сбыт (продажи) товара, формирует коммуникационную политику, принимает участие в разработке программ стратегического и оперативного планирования, определяет эффективность маркетинговой деятельности.
Стандартом определена область профессиональной деятельности маркетолога. Его деятельность направлена на обеспечение взаимодействия служб предприятий различных организационно-правовых форм в целях эффективной деятельности на рынке с учетом требований потребителя, внутренних возможностей предприятия, отраслевой специфики, технологии, организации производства, эффективного природопользования.
Объектами профессиональной деятельности маркетолога, в соответствии со стандартом, являются: предприятия, коммерческие организации различных организационно-правовых форм отраслей народного хозяйства, некоммерческие организации и объединения, требующие профессиональных знаний в области маркетинговой деятельности.
Виды профессиональной деятельности маркетолога — информационно-аналитическая, товарно-производственная, сбытовая, экономико-управленческая (в том числе проектно-плановая).
Задачи профессиональной деятельности маркетолога дифференцированы по видам профессиональной деятельности:
• товарно-производственная деятельность:
• сбытовая деятельность:
• экономико-управленческая деятельность, в том числе проектно-плановая:
В перечне общепрофессиональных дисциплин стандартом выделяются: основы маркетинга; товароведение, экспертиза и стандартизация; коммерческая деятельность; ценообразование; логистика; информационные системы маркетинга, правовое регулирование маркетинговой деятельности. В частности, в «Основах маркетинга» предусмотрено следующее тематическое содержание:
Среди дисциплин специализации стандартом предусматриваются следующие дисциплины: управление маркетингом; маркетинговые исследования; поведение потребителей; маркетинговые коммуникации; международный маркетинг; маркетинг в отраслях и сферах деятельности.
Необходимая информационная база, обеспечивающая подготовку высококвалифицированного специалиста, включает в себя профессиональные журналы «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», «Практический маркетинг», «Рекламный мир», «Маркетинговые исследования в России» и т.д.
Дипломированный специалист-маркетолог должен знать:
Дипломированный специалист-маркетолог должен уметь:
Помимо реализации общих положений модели специалиста-маркетолога, одной из важнейших проблем маркетинговой подготовки является непременный учет особенностей конкретного производства и его технологии, ассортимента и качества, товародвижения и стимулирования сбыта, конкурентоспособности выпускаемой продукции. Основы маркетинга существуют, и они уже устоялись, но в живой жизни маркетинг всегда специфичен по своим объектам — товарам, услугам и т.п., по особенностям складывающихся рыночных отношений в тех или иных отраслях. Стандарт предоставляет возможность учесть эту специфику в обучении маркетологов.
Решать задачу учета в программах подготовки специалистов отраслевой специфики маркетинга лучше всего могут вузы соответствующего профиля, открывающие подобную подготовку. Образовательный стандарт предоставляет для этого вузам значительную степень свободы и право самостоятельно определять перечень, объем и содержание курсов, предусмотренных в каждом цикле дисциплин, что позволит каждому вузу учесть специфику подготовки маркетологов для конкретной сферы деятельности, а также обеспечить гибкость и динамичность учебного процесса. Здесь важно одно: не поддаться дешевому соблазну удовлетвориться механистическим переносом основных постулатов маркетинга в ту или иную сферу, примеры чего, к сожалению, уже начали множиться.
Демократичность образовательного стандарта предоставляет также возможность вузам реализовать различные варианты национально-регионального компонента обучения, учитывающего специфику маркетинговой среды различных регионов России. Хотя сам по себе территориальный маркетинг находится пока только в стадии становления, в каждом регионе хорошо знают свои «стержневые товары», насущные проблемы и сферы, в которых маркетинг мог бы принести наибольшую пользу. Успех подготовки маркетологов и рост их востребованности невозможны без учета различий маркетинговых различий в отдельных регионах России, связанных с географическим положением, природно-климатическими условиями, экономикой, демографией, культурой.
В целом ряде вузов России на основании
образовательного стандарта уже
пройдена лицензионная экспертиза УМО
по образованию в области
Информация о работе Маркетинговое образование и подготовка маркетологов