Маркетинговые исследования на примере ЗАО "МПК Компур"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание

Под маркетингом понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет рыночного спроса, потребностей и требований конкретных потребителей к продукту для более обоснованной ориентации научно-технической и производственной деятельности фирмы на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах с тем, чтобы обеспечить фирме получение намеченного уровня рентабельности.

Работа состоит из  1 файл

Копия 1 ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА ОБСЛУЖИВАНИЯ.doc

— 327.00 Кб (Скачать документ)

Введение 

      Под маркетингом понимается такая система  внутрифирменного управления, которая  направлена на изучение и учет рыночного  спроса, потребностей и требований конкретных потребителей к продукту для более обоснованной ориентации научно-технической и производственной деятельности фирмы на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах с тем, чтобы обеспечить фирме получение намеченного уровня рентабельности.

     Из  данного определения вытекает, что  составной частью маркетинговой  деятельности является комплексное изучение рынка, соотношение спроса и предложения, а также склонностей и предпочтений как всех потребителей, так и отдельных, конкретных групп. Именно с этой целью и проводится маркетинговое исследование, направленное на выявление возможностей своей фирмы занять конкурентные позиции на конкретном рынке или его сегменте путем приспособления выпускаемой фирмой продукции к спросу и требованиям покупателей. Важнейшими задачами маркетингового исследования являются: анализ спроса и предложения, определение их оптимального соотношения на рынке, выявление конкурентных позиций самой фирмы.

     Каждая  компания, которая хочет иметь  шансы выстоять в случае каких-либо существенных изменений в конкурентной ситуации, должна постоянно анализировать свое конкурентное положение относительно своих потребителей, так как потребители и их внимание и реакция на изменения в предоставлении услуг – ключ к успеху функционирования любой организации. В связи с этим, проведение исследования потребительских предпочтений является неотъемлемой задачей службы маркетинга любой фирмы. В этом и заключается актуальность данной темы.

     Объектом  исследования является Закрытое Акционерное  Общество «Мясоперерабатывающий концерн  Компур». Основными направлениями деятельности является полный цикл производства убоя, обработки мяса свинины и говядины, а также выпуск готовой продукции. Ассортимент насчитывает 150 наименований продукции.

     Предметом исследования являются потребительские  предпочтения на рынке колбасных  изделий.

     Целью данной курсовой работы  - получение научно обоснованной и достоверной информации об основных аспектах спроса населения на колбасную продукцию, для принятия соответствующих управленческих решений по производству и реализации продукции.

     Для достижения цели исследования в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

  • провести оценку частоты, видов, объема покупки потребителями колбасной продукции;
  • определить наиболее важные факторы, с точки зрения покупателей, учитываемые ими при приобретении колбасных изделий;
  • разработать рекомендации по улучшению торговой политики предприятия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Изучение рынка обслуживания

    1. Существующее положение в избранной сфере предоставления услуг
 

     Мясо  и мясоколбасные изделия являются обязательным продуктом в рационе  большинства жителей России, за исключением незначительного в масштабах страны числа вегетарианцев. Даже люди, находящиеся за чертой бедности, периодически потребляют в пищу мясную продукцию. Сырьем для мясной промышленности служат сельскохозяйственные животные (убойный скот) и птица. Что касается регулярных покупок мясоколбасных изделий, то по этому вопросу в ходе исследования потребительских предпочтений на рынке колбасной продукции исследовательского холдинга ROMIR Monitoring в 2010 году было выявлено, что 82% россиян регулярно покупают мясоколбасные изделия. Таким образом, эту группу продуктов питания можно по праву назвать одной из самых распространенных и занимающих особое место в рационе российских потребителей.

     По  оценкам агентства «Бизнес Аналитика», совокупное потребление продуктов мясной гастрономии, включая различные виды колбас, сосиски и сардельки, ветчины, мясные деликатесы, паштеты и другое, в расчете на одного жителя России составляет около 13-15кг в год. Статистические данные показывают, что по уровню потребления мяса в мире Россия занимает четвертое место, пропуская вперед с большим отрывом США, Бразилию и Китай. Так, среди продуктов, которые пользуются наибольшим спросом у россиян, колбасные изделия занимают лишь четвертое место, уступая при этом молочной продукции, овощам и фруктам, а также хлебобулочным изделиям. Тем не менее, в последние годы отмечается достаточно высокий спрос на продукцию мясной гастрономии, который к тому же постоянно растет. Для данного рынка характерна сильная подверженность сезонному влиянию, а также традиционная связь спроса с праздниками, в период которых покупательский интерес к продукции повышается. [6]

     По  утверждению специалистов Capital Research Group, колбаса в современной России – это не только еда, но еще и  индикатор благосостояния ее граждан. Так, если в 1990 году среднестатистический россиянин съедал мяса и мясных продуктов 70-80 кг в год (что совпадает с рекомендуемой нормой института питания РАМН), а доля колбасы в общем потреблении мясных продуктов составляла больше 60%, то в настоящее время среднестатистический россиянин съедает не более 50 кг мяса, из которых на колбасы и мясные деликатесы приходится около 40%.  Причин тому две: с одной стороны – реальное снижение благосостояния основного населения, с другой – окончание монополии колбасы как универсального повседневного деликатеса за счет увеличения иных продуктовых ассортиментов.

     В ассортиментном ряду колбасных изделий  респонденты исследования выделяли четыре основные категории – вареная  колбаса, копченая/полукопченая, сырокопченая и варено-копченая колбасы. Если в предыдущие годы основная борьба за потребителя разворачивалась в сегментах вареных и полукопченых колбас, то теперь рост предложения в сегменте копченых колбас разных производителей привел к насыщению этого сектора и ужесточению конкуренции. [5]

     Характерными  особенностями рынка сегодня  являются прежде всего зависимость  отечественных предприятий от импорта  сырья, напряженная ситуация в животноводческом секторе, недостаточная техническая  оснастка мясопереработки, скудная государственная поддержка.

     На  долю ввозимого из-за рубежа мяса, приходится около трети всего потребляемого  объема. Импортное сырье остается основным ресурсом для производства колбас ведущими мясоперерабатывающими  предприятиями.

     Объем российского рынка колбасных изделий в натуральном выражении достигает порядка 1,65 млн. т. в год. Соотношение продукции разных ценовых ниш ежегодно меняется в сторону увеличения доли дорогостоящей продукции. На сегодняшний день на колбасы дорогого сегмента приходится порядка 20%, и его доля ежегодно увеличивается на 2-3%. Настоящая специфика рынка колбасных изделий такова, что основной объем рынка обеспечивает отечественный производитель – более 97% продукции. Примечательно то, что объемы импорта и экспорта почти соотносимы и составляют 2,3% и меньше 1% соответственно. [8]

     На  рынке колбасной продукции города Омска отмечается тенденция усиления конкуренции, что обусловлено притоком новых игроков. Кроме того, омский рынок имеет высокий потребительский потенциал: численность населения города превышает 1 млн. человек; по уровню потребления продуктов питания на душу населения область занимает лидирующее положение в Сибирском Федеральном округе; город расположен на пересечении транспортных артерий федерального значения, что упрощает поступление продукции из других регионов. Таким образом, на сегодняшний день на омском рынке соседствуют колбасные изделия, произведенные на территории Омской, Новосибирской, Кемеровской областей, Москвы и Московской области.

     Покупатели ориентируются на свежесть колбасных изделий, что, возможно, обусловливает большую привлекательность продукции местных производителей, которым по объективным причинам проще обеспечивать свежесть реализуемой продукции. Кроме того, важен состав колбасных изделий, аппетитный внешний вид продукта. Известность производителя или торговой марки также имеет значение для покупателей. [7]

    1. Краткая характеристика предприятия

     Концерн «КОМПУР» создан на базе завода колбасных  изделий «Омский мясной двор» (ОМД) в сентябре 2002 года. ОМД, в свою очередь, был образован после акционирования свинохладобойни «Омская» в 1992 году. Акционеры сначала реконструировали бойню, чтобы использовать в производстве не только свинину, но и говядину, а в 1996 году построили цех мощностью 25 тонн колбасных изделий в сутки. Тем самым был создан законченный цикл мясоперерабатывающего производства.

     Миссия  компании ЗАО «МПК КОМПУР»: «Производство качественных мясных продуктов, составляющих основу полноценного питания людей, ведущих активный образ жизни».

     На  сегодняшний день ассортимент выпускаемой  продукции насчитывает более 150 наименований мясопродуктов, кроме того, ассортимент постоянно пополняется.

    Основная  деятельность предприятия:

  1. Производство продукции торговой марки «Компур»:
  • Колбасы (вареные, полукопченые и варенокопченые.)
  • Деликатесы;
  • Ветчины;
  • Сосиски и сардельки;
  • Колбасы сырокопченые;
  • Замороженные полуфабрикаты и субпродукты (пельмени, рубленые полуфабрикаты, субпродукты, полуфабрикаты крупнокусковые, полуфабрикаты порционные и мелкокусковые).
  1. Производство продукции торговой марки «Досыта»:
  • Вареные колбасы;
  • Колбасы полукопченые;
  • Ветчины;
  • Сосиски и сардельки;
  • Ливерные, субпродуктовые колбасы.

     На  сегодняшний день предприятие оснащено новейшим импортным оборудованием. Ежедневно концерн производит 30 тонн мясопродуктов высокого качества. Реализация продукции осуществляется через продажи в торговых точках Омска.

     Так же среди преимуществ ЗАО МПК  «Компур» можно выделить: замкнутый цикл производства, использование в качестве сырья только охлажденного мяса, использование жесткую систему управления качеством на каждом этапе изготовления продукции.

     Коммерческая  политика базируется на принципах индивидуального  подхода к каждому партнеру. Оптовым покупателям предприятие гарантирует: индивидуальный подход (закрепление курирующего менеджера к каждому клиенту); стабильные поставки продукции; гибкую систему скидок; бесплатную поставку по Омску; эффективную рекламную поддержку торговых марок.

     В компании велась и ведётся работа над созданием системы продаж, обеспечивающей максимальный уровень сервиса для своих клиентов за счёт:

  • обеспечения гарантированной бесплатной доставки заказов в течение 24 часов;
  • регулярного посещения торговых точек торговыми представителями;
  • за счёт постоянного поддержания значительных складских запасов полного ассортимента товаров, предлагаемых Компанией своим клиентам;

     Для осуществления деятельности фирма  располагает всеми необходимыми ресурсами:

  • грузовые автомобилей грузоподъёмностью от 3 до 20 тонн для осуществления бесперебойной доставки товаров своим клиентам согласно получаемых заказов. 
  • для размещения товарных запасов фирма располагает складом
  • непосредственные продажи товаров клиентам осуществляют торговые представителей, работающих по общему прайс-листу компании. [11]
 
    1. Обзор маркетинговой  среды

     Маркетинговая среда слагается из микросреды и  макросреды. 
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. [1]

     Целевая группа потребителей мясных и колбасных  изделий представляет собой женщин 45 лет с уровнем дохода от 5 до 15 тысяч рублей, занятая на службе, имеющая семью. [4]

     К числу ведущих игроков омского рынка колбасной продукции можно отнести:

ОАО «Омский  бекон»

Информация о работе Маркетинговые исследования на примере ЗАО "МПК Компур"