Маркетинговые исследования рынка соков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание

В работе была выполнена диагностика современного состояния и развития рынка соков страны, проведено маркетинговое исследование потребительских предпочтений на рынке соков г. Воронеж.

Работа состоит из  1 файл

Маркетинговые исследования курсовая работа.docx

— 131.12 Кб (Скачать документ)

 

В ходе маркетинговых  исследований было опрошено 30 человек, из которых 12 мужчин и 18 женщин. Основной возраст опрашиваемых составляет 18-25 лет – 21 человек (рисунок 1).

 

Рисунок 1 Возраст  респондентов

 

Как видно из диаграммы (рис.2), 70 процентов респондентов – это студенты, 14 – руководители, специалисты составили 10%, рабочие и обслуживающий персонал  – 3,3%; пенсионеры и школьники – 0%.

 

Рисунок 2 Социальное положение респондентов

 

Из 30 опрошенных 21 человек холост (не замужем) и 9 человек женаты (замужем).

Средний доход составляет до 4500 руб у 14 человек, 16 человек зарабатывают до 10000 руб, и 10 человека получают свыше 10000 руб.

Из 30 опрошенных респондентов 29 ответили, что употребляют  соки и нектары.

На вопрос о частоте употребления соков большинство опрошенных выбрали ответ «Несколько раз в неделю» (14 человек); 6 опрошенных выбрали ответ «Каждый день»; 4 респондента ответили «Раз в месяц и реже»  «2-3 раза в месяц» и «Раз в неделю» - по три человека.


Рисунок 3 Частота  употребления соков

Мы получили интересные данные по вопросу: «Какому объему сока респонденты отдают предпочтение». И вот что получили. 9 человек выбрали 1,5 л; 7 человек – 1 л; третье место получил 0,5 л - 6 человек; 5 человек выбрали 2 литра; 2 человека предпочитает объём 0,2л; на последнем месте оказался 1 человек, который выбрал 3 литра.

 

 

Рисунок  4 Предпочитаемый объем соков при покупке

 

 Большая часть респондентов употребляет соки, чтобы доставить себе удовольствие (30%) и утолить жажду (30%). 15% опрошенных употребляет сок для того, чтобы получить витамины и запить еду. Один из опрошенных респондентов ответил, что употребляет сок, чтобы приглушить чувство голода.

По результатам опроса 15 респондентов предпочитают 100% сок, 9 человек – нектары; 1 человек – соковые напитки; 6 человек не имеют определенных предпочтений; двое затруднились ответить.

Как в целом  по стране основным местом покупки соков является супермаркет  (56,7 %), а также продуктовый магазин (26,7 %). Показательно, что люди не приобретают соки на рынке и редко покупают в павильонах и киосках. Это показано на следующем рисунке.


 

Рисунок 5 Предпочитаемые места покупки соков

 

Маркетинговые исследования оказали, что большинство  опрошенных предпочитают соки марки  «Фруктовый сад» и «Привет», и также отдают предпочтение маркам «Я» и «Richi».

 

Рисунок 6 Марки предпочитаемых соков

На вопрос о факторах, влияющих  на приобретение сока, большая масса опрошенных выбрала вкусовые качества, и составила 40%. Далее были выбраны отсутствие консервантов и приемлемая цена – 26,7%. Третье место разделили между собой внешний вид и удобство упаковки в виде крышечки – 13,3. И только после этого был выбран производитель – 6,7%, расположение на полке, рекомендации знакомых, подход для детей – 3,3% . И что интересно, ни один из опрошенных не отметил такой фактор, как реклама.

Маркетинговые исследования показали, что большинство  потребителей предпочитают покупать сок мультифруктовый (40 %), апельсиновый (36,7 %), яблочный (33,3%). 16,7 % респондентов отдает предпочтение гранатовому соку, 13,3% - вишнёвому и персиковому; 10% - банановому и виноградному; 6,7% - предпочитают грейпфрутовый и ананасный соки. И лишь 3,3% респондентов выбрали томатный и морковный соки. Среди опрошенных не было любителей тыквенного, грушевого и абрикосового соков.

 

Рисунок 7 Вкусы соков, предпочитаемые покупателями


Проведенные исследования показали, что может повлиять на увеличение покупки. Итак: улучшение качества продукции – 50%; расширение ассортимента – 36,7%; увеличение точек продаж – 13,3%. Существует три основных критерия к любым продуктам питания: вкус, консистенция и питательная ценность. Из них главным при принятия решения при покупке продукта является вкус. Со вкусом тесно связана консистенция, поскольку она ощущается во рту и дает общее мнение о продукте.            Компоненты соков являются быстропортямищимися, поэтому все большее значение будут принимать упаковка, позволяющая сохранить вкус, а также питательную ценность в процессе хранения. С точки зрения потребителей упаковка должна быть привлекательной и удобной.   Таким образом, составляя прогноз развития рынка соков можно выделить следующие тенденции – углубление сегментации, расширение ассортимента продукции.         Как и в настоящее время, так и в ближайшие периоды деятельность производителей соков будет направлена на удовлетворение покупателей с определенным видом доходности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении следует подчеркнуть, что успешное проведение  исследования требует тесного контакта между  исследовательским коллективом  и руководством фирмы (или его  представителем) на всех этапах маркетингового исследования. Это позволит исследователям четче сориентировать свои усилия на проблемах, стоящих перед фирмой и избежать неожиданных расхождений  позиций с руководством фирмы  по различным вопросам на последнем  этапе исследования, а руководству  фирмы глубже понять результаты исследований и убедиться в их корректности и объективности.

Вопросы правильной организации маркетингового исследования приобретают на сегодняшний  день особое значение в условиях перехода отечественной экономики к стабильной экономической формации, базирующейся на рыночных взаимоотношениях. Достаточно очевидны для нас неудачи многих промышленных предприятий (особенно в  рамках конверсии военно-промышленного  комплекса) выйти на отечественный  и зарубежный рынок с новыми товарами и услугами. В большинстве случае причиной неудач являлась неточная оценка потенциального рынка и не реалистичное не маркетинговое отношение к  позиционируемым товарам или  услугам. Очевидным "камнем преткновения" для многих практикующих экономистов  и маркетологов стало отсутствие адекватных методических и алгоритмических отечественных разработок по оценке товаров и рынков в процессе их выведения на рынок. Зарубежные разработки в этом вопросе не всегда адекватны той экономической ситуации, которая сложилась на отечественном рынке, поэтому их применимость без соответствующей адаптации крайне ограниченна. Именно этот вопрос является одним из главных при разработке маркетинговых исследований.

Вышеозначенный вопрос подразумевает  разработку способа обработки характеристик, который бы сводился к анализу  потребительской удовлетворенности в системе стандартизированного маркетинга.  Оставленной целью при создании способа анализа является формирование экономико-математической базы, позволяющей проводить комплексную количественную оценку многокомпонентной рыночной системы для ситуационного определения оптимальной рыночной ниши по критериям емкости и удовлетворенности. Принцип описания многокомпонентной рыночной системы должен учитывать принципиальную возможность включения в рассматриваемую систему одновременно всех компонентов рынка: товар, в его количественной и качественной оценке; сегментированных потребителей; конкурентов. Алгоритм способа должен иметь реализацию в рамках математического программирования и реализован в виде программы для ЭВМ.

Было проведено маркетинговое  исследование потребительских предпочтений на рынке пива г. Воронежа. Оно позволило выявить, что основной контингент употребления соков – это молодежь, которая отдает предпочтение сокам марки «Фруктовый сад» и «Привет», упакованному в упаковку объёмом 1,5 литра. Предпочтительный вкус сока – мультифруктовый. Соки приобретаются несколько раз в неделю для того, чтобы утолить жажду или получить удовольствие. Были выявлены факторы, которые влияют на совершение покупки – это, прежде всего, вкусовые качества, содержание консервантов и приемлемость цены, а на увеличение покупки – улучшение качества продукции и расширение ассортимента.

Было высказано несколько пожеланий: снижение цены, применение натуральных  продуктов, создание специализированных точек продаж.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Багиев, Г. Л. Маркетинг : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям [Текст] / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн ; под общ. ред. д.э.н., проф. Г. Л. Багиева. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва [и др.] : Питер, 2007. - 733 с.
  2. Басовский Л.Е. Маркетинг. - М.: ИНФРА-М, 2004.
  3. Годин, А. М. Маркетинг : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям [Текст] / А. М. Годин ; Изд.-торговая корпорация "Дашков и К°". - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К°, 2008. 651 с
  4. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.: Дело, 1995.
  5. Дихтиль Е., Хершкен X. Практический маркетинг: Учеб. пособ. под ред. И.С.Минко. – М.: ИНФРА, 2001. – 294с.
  6. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговые исследования. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005.
  7. Кожекин Г.Я. Маркетинг. – Мн.: НПЖ «Плюс-минус», 2000. – 365с
  8. Контроль реализации маркетинговой стратегии. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - №8.
  9. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2001. – 690с.
  10. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс-курс [Текст] / Ф. Котлер, К.Л. Келлер ; [пер. с англ. И. Малкова]. - 3-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2008. - 479 с.
  11. Ноздрева, Р. Б. Маркетинг: как побеждать на рынке [Текст] / Р. Б. Ноздрева, Л. И. Цыгичко. М.: Финансы и статистика, 1991. - 304 с.
  12. Шкардун, В. Д. Маркетинговые основы стратегического планирования : теория, методология, практика [Текст] / В. Д. Шкардун. - [2-е изд.]. - Москва: Дело: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, 2007. 374 с.

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка соков